Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:16, доклад
Бьёрнстьерне Мартинус Бьёрнсон (8 декабря 1832, Квикне (Тинсет). Норвежский поэт, драматург, прозаик и журналист Бьернстерне Мартиниус Бьернсон был старшим из шести сыновей лютеранского пастора Педера Бьернсона и дочери коммерсанта Элизы Бьернсон (урожденной Нурдрок). Когда Б. было 5 лет, его семья переехала из Квикне, маленького церковного прихода в горах, в живописный район Ромсдал в Западной Норвегии, где мальчика определили в школу в прибрежном городе Молде. Не по годам развитый, Б. писал стихи, издавал рукописную газету, проявлял большой интерес к политике.
Бьёрнстьерне Мартинус Бьёрнсон (8 декабря 1832, Квикне (Тинсет). Норвежский
поэт, драматург, прозаик и журналист Бьернстерне
Мартиниус Бьернсон был старшим из шести
сыновей лютеранского пастора Педера
Бьернсона и дочери коммерсанта Элизы
Бьернсон (урожденной Нурдрок). Когда Б.
было 5 лет, его семья переехала из Квикне,
маленького церковного прихода в горах,
в живописный район Ромсдал в Западной
Норвегии, где мальчика определили в школу
в прибрежном городе Молде. Не по годам
развитый, Б. писал стихи, издавал рукописную
газету, проявлял большой интерес к политике.
В 1849 г. Б. приехал в Христианию (ныне Осло)
готовиться к вступительным экзаменам
в университет, здесь он встретился с Генриком
Ибсеном и другими крупными норвежскими
писателями. В университет Б. поступил
в 1852 г., однако, достигнув в следующем
году совершеннолетия, он перестал посещать
занятия и окунулся в политическую, театральную
и литературную жизнь города. На протяжении
двух лет в разных газетах выходили его
театральные обозрения и критические
статьи, им также была начата кампания
по созданию норвежского национального
театра Б. становится ведущим культурным
деятелем страны.
В 1854 г. Б. работает театральным критиком
в утренней газете Осло «Моргенбладет»
("Morgenbladet"), а два года спустя начинает
издавать «Иллюстререт Фолькебладет»
("Illustreret Folkebladet") – журнал, в котором
были впервые опубликованы записанные
им народные сказки. Летом 1856 г. Б. едет
на студенческую сходку в Швецию, где,
по словам критика Харальда Ларсона, «он
был потрясен воспоминаниями о прошлом,
видом национальных костюмов, оружия,
надгробий шведских королей». Вдохновившись
идеей воссоздания истории своей собственной
страны, Б. пишет очерк «Как я стал поэтом»,
в котором торжественно поклялся создать
«галерею предков» из исторических пьес,
с тем чтобы возродить у норвежского народа
чувство национальной гордости.
Стремясь выполнить свои обязательства
перед национальным театром, Б. в 1857 г. становится
директором нового «Норске театер» в Бергене.
В следующем году Б. женится на актрисе
Каролине Реймерс, от брака с которой у
него было несколько детей. Один из сыновей
писателя, Бьерн, стал известным артистом
и режиссером, а дочь Берглют вышла замуж
за сына Ибсена, Сигурда. Работая в театре,
Б. продолжал писать стихи, пьесы и повести,
издавал газету, занимался политикой.
Его стихотворение «Да, мы любим эту землю»
("Ja, vi elsker dette Landet"), написанное в 1859 г.,
было впоследствии положено на музыку
и стало норвежским национальным гимном.
Возвратившись в 1859 г. в Осло, Б. начал издавать
ежедневную вечернюю газету «Афтенбладет»
("Aftenbladet"), ставшую при нем органом
новой либеральной партии. Однако его
либеральные и реформистские передовицы
оказались настолько непопулярными, что
вскоре писателю пришлось уйти с поста
главного редактора. С 1860 по 1863 г. Б. живет
за границей, преимущественно в Италии,
а по возвращении в Осло становится директором
«Христиания театер» (1865...1867).
До 1873 г. Б. в основном пишет стихи, песни,
сказки, повести и пьесы на исторические
темы. Как и у Ибсена, главными героями
этих произведений были крестьяне и средневековые
герои норвежских саг. Такие лирические
повести, как «Сюнневе Сульбаккен» ("Synneve
Solbakken", 1857), «Арне» ("Arne", 1859) и «Веселый
парень» ("En Glad Gut", 1860), стилистически
близкие норвежским устным народным преданиям,
живописуют жизнь крестьянства в современном
обществе и обычно завершаются на положительной
ноте. Влиятельный датский критик Георг
Брандес в 1886 г. отмечал в одном из своих
очерков, что «Веселый парень» «подобен
освежающему ветерку, несущему избавление
от тоскливой меланхолии, отягчающей норвежский
ум». И все же Б. стремился не столько воспеть
жизнь веселых селян, сколько показать,
что со своим стоицизмом и любовью к приключениям
они являются духовными наследниками
тех нередко обреченных героев его исторических
трагедий, которые боролись за примирение
язычества с христианством. Свою первую
пьесу «Вальборг» ("Valborg") Б. снял с
постановки, так как счел ее слишком банальной,
– поэтому первой пьесой писателя принято
считать «Между битвами» ("Mellem Slagene",
1857). За этой исторической пьесой, где описываются
драматические события XII в. в Норвегии,
последовали другие: «Хромая Гульда» ("Halte
Hulda", 1858), «Король Сверре» ("Kong Sverre",
1861), «Сигурд Злой» ("Sigurd Slembe", 1863) и
«Мария Стюарт в Шотландии» ("Maria Stuart
i Skotland", 1864). Трилогия «Сигурд Злой»,
повествующая о таинственном претенденте
на средневековый престол, считается лучшей
из пьес, написанных Б. по мотивам норвежских
саг, и ставится в один ряд с «Борьбой за
престол» Ибсена.
К концу 1860-х гг. поэтическое творчество
Б. достигло своего расцвета. В 1870 г. вышли
его «Стихи и песни» ("Digte og Sange"), многие
из которых были позднее положены на музыку.
Эпическая поэма в пятнадцати песнях «Арнлют
Геллине» ("Arnljot Gelline") была опубликована
в том же, 1870 г., и получила высокую оценку
Георга Брандеса, назвавшего ее «не превзойденной
по красоте описания природы». Впрочем,
тот же Брандес, увлеченный идеями Чарлза
Дарвина, Джона Стюарта Милля, Шарля Огюстена
Сент-Бева и Ипполита Тэна, убеждал Б. изменить
свои литературные пристрастия. В цикле
лекций, прочитанных в Копенгагене в 1871
г., Брандес призывал скандинавских писателей
отказаться от романтических и националистических
представлений в пользу реалистической
трактовки человеческих проблем, и Б. вскоре
последовал его призыву.
В 1873...1876 гг. писатель живет в Риме, в это
время он оставляет фольклорные и исторические
темы и обращается к социальной критике.
Страстный защитник политической и культурной
независимости Норвегии, Б. разделяет
идеи «пан-скандинавизма», ратует за мир
и международные гражданские права. Несмотря
на то что Б. считал христианство жизнеутверждающей
религией, он отвергал божественную природу
Христа и открыто критиковал лютеранскую
церковь за непонимание законов эволюции
и за то значение, которое лютеране придают
греху и осуждению на вечные муки. Взгляды
Б. заставили набожных норвежцев осудить
его как еретика. Возможно, именно по этой
причине писатель и провел долгое время
за границей, в том числе в Соединенных
Штатах (1881). В 1893 г. Б. поселился на ферме
в Норвегии, откуда он часто ездил в Данию,
Францию, Германию и Италию.
Б. был первым норвежским писателем, начавшим
писать пьесы с серьезной социальной проблематикой
– жанр, который предстояло развить Ибсену.
В «Банкротстве» ("En fallit", 1875) запечатлена
деятельность биржевых спекулянтов –
тема, раньше считавшаяся для серьезной
драмы запретной. В «Редакторе» ("Redakteren",
1875) описываются последствия журналистской
сенсации. В драматической поэме «Король»
("Kongen", 1877) – эклектичной смеси комедии
и мелодрамы – писатель выступает с критикой
монархии и церковной догмы.
В 1880-х гг. Б. создает свои лучшие «проблемные»
пьесы. В «Рукавице» ("En handske", 1883) писатель
бросает вызов двойственности буржуазной
морали в вопросах пола. Суть драмы «Свыше
наших сил» ("Over Evne", 1886), где выведен
фанатичный священник, который умышленно
не спасает жену, в том, что мораль и общечеловеческие
ценности должны взять верх над религиозным
фанатизмом. Эта драма с успехом прошла
по всей Европе, а в ее нью-йоркской постановке
в главной роли играла Патрик Кэмпбелл.
Свою собственную страсть к политическим
кампаниям Б. высмеял в пьесе «Любовь и
география» ("Geografi og kjaerlighed", 1885).
В 1884 г. Б. написал довольно неровный реалистический
роман «Флаги веют над городом и над гаванью»
("Det Flager i Buen og pa havnen"), где рассказывается
о сексуальном воспитании в школе для
девочек. В другом реалистическом романе
«По божьему пути» ("Pa Guds Veje", 1889) раскрывается
конфликт между наукой и религией. Эти
произведения, по словам английского критика
Эдмунда Госсе, «отличаются точностью
деталей и наблюдательностью».
В 1903 г. Б. был награжден Нобелевской премией
по литературе «за благородную высокую
и разностороннюю поэзию, которая всегда
отличалась свежестью вдохновения и редкой
чистотой духа», а также за «эпический
и драматический талант». В своей Нобелевской
лекции Б. говорил, что настоящий писатель
должен уметь отличать добро от зла: «Хорошие
и дурные идеи сыграли свою роль во всех
областях нашей жизни; они являются частью
нашей тяги к знаниям, питают нашу жизненную
энергию... Цель любого искусства состоит
в том, чтобы отразить эти идеи».
В 1910 г., через год после выхода в свет последней
драмы писателя «Когда зацветет новый
виноград» ("Nar den ny vin blomstrer"), Б. умер
в Париже в возрасте 77 лет. Девятитомное
собрание сочинений писателя было опубликовано
в 1919 г.
По словам американского критика, выходца
из Норвегии Ялмара Йорса Бойесена, Б.
«видел в оборванном норвежском крестьянине
национальное величие, а прикладывая ухо
к сердцу нации, слышал биение ее скрытых
эмоций. И когда он подал голос и запел,
каждый скандинав почувствовал, что это
его собственный голос». Хотя в свое время
Б. сравнивали с Ибсеном, сегодня его лучше
знают и выше ценят как поэта и сказителя,
чем как драматурга. Сила стихов Б., писал
английский критик XX в. Джеймс Уолтер Макфарлейн,
состоит в «их чистосердечной жертвенности,
в простоте и естественности чувств»,
а также в лиризме и патриотическом порыве.
Сравнивая Б. с Ибсеном (который так и не
был удостоен Нобелевской премии), английский
критик Брайан В. Даунз отметил, что «будущее
на стороне Ибсена, который остается великой
державой литературного мира, чего нельзя
сказать о Б. и в то же время произведения
Б., как правило, заслуживают внимания».
«Сюнневе Сульбаккен» - это повесть, принесшая мировую известность классику норвежской литературы Бьёрстьерне Мартинусу Бьёрнсону, посвящена судьбе простой норвежской девушки из крестьянской семьи. Эта повесть была написана в 1857 году, когда автору ее было всего 25 лет. Она стала новой вехой в истории норвежской литературы. Как писал один из русских критиков, повесть Бьернсона имела для норвежского общества такое же значение, какое имели для русского общества «Записки охотника» Тургенева. Основная проблема, поставленная в данной повести – проблема национальной жизни Норвегии, которая рассматривается через призму религии, веры данной страны.