Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 04:51, реферат
Описание работы
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал допоследнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принёс автору посмертную мировую славу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций, отечественной литературы, которые утверждали прямое соединение гротеска, фантастики, не реального с реальным в едином потоке повествования.
Содержание работы
Введение 1.«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков 1.1Временная и пространственно — смысловая структура романа «Мастер иМаргарита» 1.2 Божественный дар 2.Нравственно — философская тема в романе «Мастер и Маргарита» 2.1Четыре разных мира 2.2Проблема нравственного выбора Заключение Список используемой литературы
1.1Временная и пространственно
— смысловая структура романа
«Мастер иМаргарита»
1.2 Божественный дар
2.Нравственно — философская
тема в романе «Мастер и
Маргарита»
2.1Четыре разных мира
2.2Проблема нравственного
выбора
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Роман М.А. Булгакова «Мастер
и Маргарита», над которым автор работал
допоследнего дня своей жизни, остался
в его архиве и был впервые опубликован
в1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот
роман принёс автору посмертную мировую
славу. Это произведение явилось достойным
продолжением тех традиций, отечественной
литературы, которые утверждали прямое
соединение гротеска, фантастики, не реального
с реальным в едином потоке повествования.
Булгаков писал «Мастер и Маргариту»
как исторически и психологически
достоверную книгу о своём времени и его
людях, и потому роман стал уникальным
человеческим документом той примечательной
эпохи. И в то же время это многомысленное
повествование обращено в будущее, является
книгой на все времена , чему способствует
её высочайшая художественность. Есть
основание предположить, что автор мало
рассчитывал на понимание и признание
его романа современниками.
В романе «Мастер и Маргарита»
царят счастливая свобода творческой
фантазии и одновременно строгость композиционного
замысла. Сатана правит великий бал, а
вдохновенный Мастер, современник Булгакова,
пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор
Иудей отправляет на казнь Христа, а рядом,
суетясь, подличают, приспосабливаются,
предательствуют вполне земные граждане,
населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х-30-х
годов нашего века. Смех и печаль, радость
и боль перемешаны там воедино, как в жизни,
но в высокой степени концентрации, которая
доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и
Маргарита» и есть лирико-философская
поэма прозе о любви и нравственном долге,
о бесчеловечности зла, об истинном ворчестве,
которое всегда является преодолением
бесчеловечности, порывом к свету и добру.
События в «Мастер и Маргарите»
начинаются «однажды весной, в час небывало
жаркого заката, в Москве, на Патриарших
прудах». В столице появляется Сатана
и его свита.
Дьяволица, один из любимых
авторских мотивов, здесь, в «Мастере и
Маргарите», играет роль вполне реалистическую
и может служить блистательным примером
гротеско -фантастического, сатирического
обнажения противоречий живой действительности.
Воланд грозой проносится над
булгаковской Москвой, карая глумливость
и непорядочность.
Сама идея поместить в Москву
тридцатых годов князя тьмы Воланда и
его свиту, олицетворяющих те силы, которые
не поддаются никаким законам логики,
была глубоко новаторской. Воланд появляется
в Москве, чтобы «испытать» героев романа,
воздать должное Мастеру и Маргарите,
сохранившим верность друг другу и любовь,
покарать взяточников, лихоимцев, предателей.
Суд над ними вершится не по законам добра,
они предстанут перед судом преисподней.
По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации
со злом бороться следует силами зла, чтобы
восстановить справедливость. В этом —
трагический гротеск романа.
Воланд возвращает Мастеру
его романа о Понтии Пилате, который Мастер
сжёг в приступе страха и малодушия. Миф
о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге
Мастера, переносит читателя в начальную
эру духовной цивилизации человечества,
утверждая мысль о том, что противоборство
добра со злом — вечно, оно кроется в самих
обстоятельствах жизни, в душе человека,
способной на возвышенные порывы и порабощенной
ложными, переходящими интересами сегодняшнего
дня.
1. «Мастер и
Маргарита»
1.1 Временная и
пространственно-смысловая структура
романа «Мастер и Маргарита»
От «Белой гвардии» до «Мастера
и Маргариты» Булгаков изображал своё
время как время «апокалиптичное», как
«время мировых катастроф.
Говорят что в такие времена
«молчат» не только законы, но и музы. И
время действительно пыталось скрыть
от современников и своё беззаконие, и
свой трагизм: на поверхности официально
признанной поэзии гремели «звучные стихи
— «взвейтесь!» да «развейтесь», как говорит
один булгаковский персонаж, тогда, как
нужны были совсем другие стихи, что-нибудь
вроде: «Буря мглою небо кроет»,- которые
недаром лейтмотивом проходят через всё
творчество М. А. Булгакова — от «Дней
Турбиных» до «Последних дней». Время
пыталось скрыть Булгакова от читателя
и зрителя.
И только через полвека после
смерти писателя его жизнь и его творчество
возникают перед нами без белых пятен
и купюр, которыми долгие годы отличались
публикации его произведений, как и работы,
ему посвящённые. И самым большим белым
пятном оставалась долгое время последнее
произведение Булгакова «Мастер и Маргарита».
При первом знакомстве «Мастер
и Маргаритой» создаётся впечатление,
что время действия основной, московской
части романа нельзя определить точно.
В сознании подавляющего большинства
и читателей, и исследователей укрепилось
мнение, что Булгаков приурочил события
к не которому неопределённому времени,
сочетающему предметы жизни как 20, так
и 30 годов.
Подобное мнение, как оказалось,
довольно точно отражает авторский замысел
на отдельных этапах работы над текстом.
Так, в самом раннем варианте,
редакции 1929 года, время действия московских
сцен обозначено июнем 1934 года, позднее
исправленным на июнь 1935года.
В той же редакции смерть поэта
Житомирского датировалась 1933 годом. Но
все события, происходившее в Москве, были
приурочены к определённым дням июня.
События, связанные с визитом
Воланда в Москву, происходят в одном и
том же месяце- июне, хотя год постоянно
меняется и всё далее отодвигается в будущее.
Почему писатель выбрал именно
этот месяц? Возможно, один из мотивов
здесь- летняя жара. Вспомним, что необычайный
зной- предвестник появления нечистой
силы. Так, почти мистические события повести
«Роковые яйца», связанные с открытием
чудесных лучей, начинаются в жаркий июньский
день 1928 года. Но данный мотив — не единственный.1
В редакции 1929 года действие
ершалаимских сцен также разворачивается
в июне. Между тем Булгакову, сыну профессора
Киевской духовной академии, человеку,
внимательно изучавшему Библию и библистику
, несомненно, было хорошо известно, что
месяц нисан древнеевропейского календаря,
на который, согласно свидетельствам Евангелий
приходятся события, связанные с арестом
и казнью Иисуса Христа, соответствуют
в разные годы разным весенним месяцам
христианского (юлианского) календаря
(старый стиль)- марту или апрелю, но никогда
не соответствуют июню. Точно также и время
действия московских сцен, в которых легко
прослеживается параллель Страстной недели,
в ранних редакциях сознательно отдалено
хронологически от православной Страстной
недели и Пасхи, которые в 20 веки никак
не могут приходиться на июньские дни.
Приурочив действие и в Москве,
и в Ершалаиме к июню, Булгаков подчёркивал
таким образом не соответствие событие
романа евангельской традиции.
С другой стороны, факт, что
московские и ершалаимские сцены происходили,
как подчёркнуто Булгаковым, в одном и
том же месяце, должен был обратить внимание
человека на их глубокую внутреннюю связь.
Однако следует отметить, что
уже в ранних редакциях писатель рассматривал
возможность иной, более традиционной
приуроченности событий своего романа.
Последний раз набросок хронологии
событий романа Булгакова сделал в1933г.
Здесь к маю приурочены и первая встреча
Мастер с Маргаритой, и основные события
московских сцен романа. К маю же с промежутком
в год отнесены первая встреча Мастер
и Маргариты и их последняя встреча в земной
жизни перед переходом в надмирность и
в окончательном тексте произведение.
Здесь мы уже не найдём прямого
обозначения времени действия московских
сцен. Единственное указание- замечание
о странности «этого страшного майского
вечера», когда Бездомный и Берлиоз встретились
на Патриарших с Воландом.
Эта встреча происходит в среду,
а последний полёт Мастер и Маргариты
заканчивается в ночь с субботы на воскресение.
Таким образом, все события московских
сцен укладываются в четыре дня недели,
причём в те же дни недели происходили
события в древнем Ершалаиме, отдалённым
от Москвы в пространстве ивремени. Происходящее
в Москве датируется по григорианскому
календарю (новомустилю), принятому в 1918
году.
Поскольку среда Страстной
недели в романе — это уже майский день
православной Пасха в тот год должна была
приходиться не раннее чем на 5 мая.
В роман введены, и черты нового
времени, при чём с некоторым, сознательным
или бессознательным, опережением. Дядя
Берлиоз едет на вокзал на троллейбусе,
а этот вид транспорта появился в Москве
только в 1934 году.
Промежуток времени, разделяющий
московские и ершалаимские сцены, был
назван точно (в ранней редакции): 1900лет.
Но, главное, это день воскресения Христа,
праздник православной христианской Пасхи,
это одновременно воскресение Иешуа и
воскресение Мастера, и в момент, когда
герои московских сцен встречаются с героями
библейской легенды, древний ершалаимский
мир в романе сливается с современным
московским. И это соединение происходит
в вечном потустороннем мире благодаря
усилиям его господина «князя тьмы Воланда».
1Именно здесь и Иешуа, и Пилат,
и Мастер и Маргарита обретают временное
и вне пространственное качество вечности.
Их судьбы становятся абсолютной ценностью
для всех веков и народов. В этой последней
сцене не только сливаются воедино древний
ершалаимский, вечный потусторонний и
современный московский пространственные
пласты романа, но и время библейское,
формируя один поток с тем временем, когда
началась работа над «Мастером и Маргаритой».
Действие созданного Мастером
романа о Понтии Пилате соединяется с
ходом современной жизни, где мы затравленный
Мастер кончает свою земную жизнь, чтобы
в потустороннем мире, в вечности обрести
бессмертие.
Каждому из трёх основных пространственных
миров булгаковского романа соответствует
и своя шкала времени.
В ершалаимском мире основное
действие разворачивается, как и предписано
классическим каноном, в течение одного
дня с воспоминаниями о предшествовавших
событиях и с предсказанием будущих, которые
мы наблюдаем лишь в заключительной главе
романа.
Ещё более сконцентрировано
время в потустороннем мире, где оно фактически
остановилось, слилось в едином миге, что
символизирует часами длящаяся полночь
на балу у сатаны. Только в московском
мире, где действие охватывает четыре
дня, время более размыто и течёт сравнительно
плавно, подчиняясь воле рассказчика.
Три мира имеют и три ряда персонажей,
причём представители различных миров
формируют своеобразные триады, объединённые
функциональным подобием исходными взаимодействиями
с персонажами своего ряда.
Также триаду формируют в романе
те, кто выступают в качестве учеников
Иешуа и Мастер, и одновременно, — Каифы
и Берлиоза. Это Левий Матвей, бывший сборщик
податей и единственный последователь
Га — Ноцри, и поэт Иван Бездомный- единственный
ученик Мастера. Есть и другие любопытные
триады героев в романе. Иешуа Га -Ноцри
и безымянный мастер, тоже образуют связку
между собой, только в виде диады, а не
триады. Мастер действует как в современном,
так и в потустороннем мире, в потустороннем
же мире происходит встреча Мастера, Пилатаи
Иешуа.
Этим частично и объясняется
отсутствие третьего персонажа, подобного
Иешуа и Мастеру, но целиком принадлежащего
какому-то одному миру — потустороннему
или современному. Га — Ноцри совершает
подвиг нравственный и перед лицом мучительной
смерти оставаясь твёрд в своей гуманистической
проповеди всеобщей доброты и свободомыслия.
Удел автора романа о Понтии
Пилате — подвиг творческий. И учение
Иешуа, и произведение Мастера — это своеобразный
нравственный и художественный центры,
от которых отталкивается и которым в
то же время направлено действие «Мастер
и Маргарита».
Наконец, героиня, чьё имя вынесено
в название романа, занимает уникальное
положение в структуре произведения.
Эта уникальность, очевидно,
объясняется желанием писателя подчеркнуть
неповторимость любви Маргариты к Мастеру.
Три мира «Мастер и Маргариты»
имеют не только параллельные структуры
основных персонажей, но и целый ряд параллельных
эпизодов и описаний.1
Необходимо подчеркнуть, что
наличие у «Мастера и Маргариты» весьма
сложной, разветвлённой структуры вовсе
не приводит к тому, что персонажи романа
вырождаются в простое подобие каких —
то математических или иных знаков и символов.
Нет, все действующие лица произведения
— живые люди, обладающие яркими портретами
характеристиками или другими запоминающимися
качествами.
Объект сатиры Булгакова —
это приспособленцы в литературе и искусстве,
бюрократы, паразитирующие на ниве культуры.
«Мастер и Маргариты» — роман
не только сатирический и философский,
это роман «городской». И он останется
в истории русской и мировой литературы
не только как свидетельство человеческой
стойкости гражданственности Булгакова-писателя,
не только гимн человеку нравственному
и бесстрашному — Иешуа Га — Ноцрии человеку
творческому — Мастеру, не только как
история неземной любви Маргариты, но
и как грандиозный памятник Москве, которая
теперь неизбежно воспринимается нами
с учётом этого великого произведения.
Этот роман М. А.Булгакова — неповторимый
шедевр русской и мировой литературы.
1.2 Божественный
дар
Если литература — это нравственность,
воплощённая в воображении, некое зеркало,
в котором отражается общественное и политическое
здоровье, и если правда об историческом
периоде обнаруживается в его искусстве,
то роман Булгакова создан в невесёлые
времена.
На каждом шагу нас ожидают
лицемерие и наушничество, а главное сравнение,
которое приходит в голову читателю, —
Римская империя эпохи Тиберия.
Очевидно и то, что терзания
Пилата имеют прямое отношение к эпохе
самого Булгакова.
В повествовательной структуре
«Мастера и Маргариты» присутствуют три
линии, причём в каждом из них обнаруживается
свой собственный стиль.
Сатирические сцены из жизни
московской литературной и театральной
среды написаны языком, напоминающим о
комических повестей Булгакова, прежде
всего о«Театральном романе».
Для этого языка характерны
канцеляризмы, не слишком деликатные разговорные
выражения, а также подробные физические
описания действующих лиц.
История Понтия Пилата рассказана
другим стилем — уравновешенным и красноречивым,
окрашенным экзотической лексикой. Рассказчик
в этих главах прозрачен.
Что же до глав, где описываются
чисто фантастические события, то они,
пожалуй, созданы по законам кино, с упором
на зримые детали. На первый взгляд эти
три линии представляются независимыми
друг от друга.