Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:50, реферат
Любовь, прощение - понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Для Михаила Булгакова они - смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет грезила русская культура. Булгаков первый из прозаиков, кто сумел адекватно, с мастерством гения осмыслить их в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и любовь земная - вся аранжировка предшествующей поэтической традиции присутствует в романе Булгакова.
"МАСТЕР И МАРГАРИТА".
ТЕМА ЛЮБВИ И ПРОЩЕНИЯ В РОМАНЕ
Любовь, прощение - понятия
не столько христианские, сколько
общечеловеческие. Для Михаила Булгакова они - смыслообразующие
принципы, лежащие в фундаменте здания
его романа. Писатель воплощает в прозе
идеи, которыми на протяжении пятидесяти
лет грезила русская культура. Булгаков
первый из прозаиков, кто сумел адекватно,
с мастерством гения осмыслить их в своем
жанре. Двойственность бытия, двойственность
человека, вторичность земного пути по
отношению к истине мира, любовь небесная
и любовь земная - вся аранжировка предшествующей
поэтической традиции присутствует в
романе Булгакова. Однако законы жанра
и таинственные закономерности созидающего
таланта диктовали писателю уникальные,
никому не ведомые доселе пути решения
этих проблем.
Маргарита любит Мастера, Мастер - Маргариту,
им помогает Дьявол - все это стало общим
местом и не нуждается в комментариях.
Однако нуждается в комментариях следующее
удивительное событие романа, замеченное
всеми, но никак не объясненное. Для начала
цитата: "За мной, читатель! Кто сказал
тебе, что нет на свете настоящей, верной,
вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный
Язык!" Дело в том, что настоящая небесная
любовь поэтов посещает героев книги в
расцвете их земной жизни. Она поселяется
в их сердцах, и все последующее не к тому,
чтобы спасти ее. Такая любовь слишком
могущественна и не нуждается в защите,
а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться
друг подле друга. Энергией сцепления
питает их роман, который пишет Мастер.
Гибнет книга, и любовники теряют друг
друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись
- и возвращается Мастер.
Булгаков не находит места ненависти и
отчаянию. Он смеется, но смех его не саркастичен,
а исполнен такого юмора, которым одинаково
сподручно осмеивать дураков и умных.
Вся ненависть, месть Маргариты, летящей
нагишом над Москвой, заключается в затоплении
квартиры критика Латунского и в битье
стекол. Это никакая не месть, а обыкновенное
веселое хулиганство.
"Любовь у Булгакова всепоглощающа".
Всепрощение настигает каждого, неотвратимо,
как судьба: и мрачного темно-фиолетового
рыцаря, известного под именем Коровьева-Фагота,
и юношу, демона-пажа, который был котом
Бегемотом, и Понтия Пилата, и романтического
Мастера, и его обворожительную спутницу,
Писатель показывает нам, своим читателям,
что любовь земная, - это любовь небесная,
что меняются облик, одежда, эпоха, время
жизни и место вечности, но любовь, настигшая
вас, возникшая "как убийца из-за угла",
поражает в самое сердце и навсегда. И
она неизменна во все времена и во все
вечности, которые нам суждено пережить.
Она наделяет героев книги энергией всепрощения,
то которую выказывает в романе Мастера
Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует
Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть
душу человека и увидел, что она то место,
где сходятся земля небо. И тогда он выдумал
для любящих и преданных сердец место
покоя и бессмертия: "Вот твой дом, вот
твой вечный дом", - говорит Маргарита,
и где-то далеко ей вторит голос другого
поэта, прошедшего эту дорогу до конца:
Смерть и Время царят на земле,
- Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезают во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Информация о работе "Мастер и Маргарита": тема любви и прощения в романе