Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:56, сочинение
Почти все мастера слова начала 20-х гг. посвящали свои произведения актуальной теме гражданской войны. Главным героем в этих творениях выступает народ. Ведущим конфликтом служила классовая борьба двух миров: “белых” и “красных”. Романы Д. Фурманова “Чапаев” (1926 г.) о людях известной 25-й Чапаевской дивизии и о легендарном герое революции Василие Ивановиче Чапаеве; А. Серафимовича “Железный поток” (1924 г.), об истории Таманского похода; А. Фадеева “Разгром” (1926 г.), где изображен процесс становления нового человека в революции. Эти произведения положили начало традиции героического романа. Но при всей общности романов у каждого автора свой подход к теме.
Почти все мастера слова
начала 20-х гг. посвящали свои произведения
актуальной теме гражданской войны.
Главным героем в этих творениях
выступает народ. Ведущим конфликтом
служила классовая борьба двух миров:
“белых” и “красных”. Романы Д.
Фурманова “Чапаев” (1926 г.) о людях известной
25-й Чапаевской дивизии и о легендарном
герое революции Василие Ивановиче Чапаеве;
А. Серафимовича “Железный поток” (1924
г.), об истории Таманского похода; А. Фадеева
“Разгром” (1926 г.), где изображен процесс
становления нового человека в революции.
Эти произведения положили начало традиции
героического романа. Но при всей общности
романов у каждого автора свой подход
к теме.
У Фадеева герои “обыкновенные”. Наиболее
сильное впечатление в “Разгроме” производит
глубокий анализ вызванных гражданской
войной перемен в духовном мире рядового
человека. Наглядно об этом говорит образ
Морозки. Иван Морозка был шахтером во
втором поколении. Дед его пахал землю,
а отец добывал уголь. С двадцати лет Иван
катал вагонетки, матерился, пил водку.
Он не искал новых путей, шел старыми: купил
сатиновую рубаху, хромовые сапоги, играл
на гармошке, дрался, гулял, воровал ради
озорства овощи.
Сидел в тюрьме во время стачки, но никого
из зачинщиков не выдал. Был на фронте
в кавалерии, получил шесть ранений и две
контузии. Он женат, но семьянин плохой,
делает все необдуманно, и жизнь ему кажется
простой и немудреной. Морозка не любил
чистеньких людей, ему они казались ненастоящими.
Он считал, что им нельзя верить. Сам он
стремился к легкой однообразной работе,
потому и не остался ординарцем у Левинсона.
Товарищи порой зовут его “балдой”, “дураком”,
“чертом потлатым”, но он не обижается,
дело для него важнее всего. Морозка умеет
размышлять: подумывает о том, что жизнь
становится “хитрей” и надо самому выбирать
дорогу.
Нашкодив на бахчах, он трусливо удрал,
но после раскаивается и сильно переживает.
Гончаренко защитил Морозку на собрании,
назвал его “боевым парнем” и поручился
за него. Морозка поклялся, что кровь свою
отдаст по жилке за каждого из шахтеров,
что готов к любому наказанию. Его простили.
Когда Морозке удается на переправе успокоить
людей, он почувствовал себя ответственным
человеком. Он смог организовать мужиков,
и это ему было приятно. В отряде шахтеров
Морозка был исправным солдатом и считался
хорошим, нужным человеком.
Он даже пытается бороться со страшным
желанием запить, понимает, что есть красота
внешняя, а есть подлинная, душевная. А
задумавшись об этом, понял, что он обманут
в прежней жизни. Гульба и работа, кровь
и пот, а впереди не видно ничего хорошего,
и ему показалось, что всю жизнь он старался
выйти на прямую, ясную и правильную дорогу,
но врага, который сидит в нем самом, не
замечал. Такие люди, как Морозка, надежны,
они могут самостоятельно принимать решения
и способны к раскаянию. И хотя у них слабая
воля, подлости они никогда не совершат.
Они сумеют найти выход из любого, даже
самого безвыходного положения.
Только перед героической гибелью Морозка
понял, что Мечик — гад, трусливый гад,
предатель, думающий только о себе, и воспоминание
о близких, дорогих людях, которые ехали
позади него, заставило его пойти на самопожертвование.
В произведениях о
гражданской войне важна мысль, что побеждает
часто не тот, кто совестливее, мягче, отзывчивей,
а тот, кто фанатичнее, кто бесчувственней
к страданиям, кто более подвержен собственной
доктрине.
В этих произведениях поднимается тема
гуманизма, которая неразрывно связана
с чувством гражданского долга. Командир
Левинсон забрал единственную свинью
у бедняка-корейца, применяя оружие, заставил
рыжего парня лесть в воду за рыбой, дал
добро на вынужденную смерть Фролова.
Все это ради спасения общего дела. Люди
подавляли личные интересы, подчиняя их
долгу. Этот долг калечил многих, делая
их орудием в руках партии. В итоге люди
черствели, переходили грань дозволенного.
“Отбор человеческого материала” ведет
и сама война. Чаще погибают в боях лучшие
— Метелица, Бакланов, Морозка, сумевший
осознать значимость коллектива и подавить
свои эгоистические устремления, а остаются
такие, как Чиж, Пика и предатель Мечик.
Бесконечно жалко всех — ведь народ образуется
не в итоге отбора, “выбраковывания”,
отсева, поэтому Марина Цветаева, говоря
о гражданской войне, взывает к небесам
и с невыразимой болью пишет такие строчки:
Все рядком лежат —
Не развесть межой
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой,
Белый был — красным стал,
Кровь обагрила,
Красным был — белым стал,
Смерть побелила.