Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 01:11, доклад
Советское языкознание подчёркивает важную роль философии и её методов в выработке подхода к объекту исследования на всех этапах истории языкознания. Каждый общий метод вычленяет именно ту сторону (или те стороны) языка какобъекта исследования, которые признаются важнейшими в данной теории языка, например истори¬че¬ский аспект языка в сравнительно-историческом языко¬зна-нии, его структурный аспект вструктурной лингвистике, его динамический механизм в генеративных грамматиках (см. Генеративная лингвистика) и т. д.
Ме́тод
(от греч. μέθοδος — путь исследования) в языкознании — 1) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка, связанные с определённой лингвистической теорией и с общей методологией, — так называемые общие методы. 2) Отдельные приёмы, методики, операции, опирающиеся на определенные теоретические установки, как техническое средство, инструмент для исследования того или иного аспекта языка, — частные методы.
Наиболее обобщённый метод
всегда находится в тесной связи
с определённой теорией, представляет
собой единство «метод — теория». Советское
языкознание подчёркивает важную роль
философии и её методов в выработке подхода
к объекту исследования на всех этапах
истории языкознания. Каждый общий метод
вычленяет именно ту сторону (или те стороны)
языка какобъекта исследования,
которые признаются важнейшими в данной
теории языка, например исторический аспект
языка в сравнительно-историческом
языкознании, его структурный аспект вструктурной лингвистике, его динамический механизм
в генеративных грамматиках (см. Генеративная лингвистика) и т. д. В этом смысле методом
создаётся предмет исследования
Сравнительно-исторический
метод — первый научный метод в языкознании,
ознаменовавший своим появлением в начале
19 в. становление языкознания как науки
в трудах Р. К. Раска, Ф. Боппа, Я. Гримма, А. Х. Востокова
и других и рассматривавшийся тогда как
универсальный. Ему соответствует определённая
теория языка — сравнительно-историческое
языкознание. Основные положения сравнительно-исторического
метода: 1) каждый язык отличается неповторимыми
особенностями, раскрывающимися только
при сравнении с другими языками; сравнение
обнаруживает у некоторых из них родство —
происхождение из общего источника, какого-либо
существующего или уже исчезнувшего языка
(см. Родство языковое,Праязык); 2) на этом основании языки группируются
в языковые группы и далее в языковые семьи,
например славянскую, романскую
Ограниченность сравнительно-
Структурные методы ознаменовали перелом в развитии языкознания, происшедший в 20-х гг. 20 в. и связанный с трудами Ф. де Соссюра и И. А. Бодуэна де Куртенэ. Основные положения структурных методов: 1) подлинной реальностью признаётся не отдельный факт (морфема, звук, предложение и т. п.) какого-либо языка, а язык как система; система не суммируется из элементов, а, напротив, определяет их: каждый элемент языка существует в силу его отношений к другим элементам в составе системы; 2) костяк, структуру системы создают вневременные отношения, отношения доминируют над элементами, структура доминирует над историей системы; основными являются отношения оппозиции элементов вне текста (см. также Парадигматика) и отношения взаимного расположения, дистрибуции элементов в тексте (см. Дистрибутивный анализ, Синтагматика); 3) благодаря примату отношений возможно вневременное и несубстанциальное — «алгебраическое» — изучение системы; возможно применение математических методов в языкознании; 4) подобно языку организованы некоторые другие системы — фольклор, обычаи и ритуалы, отношения родства и др.; их изучение и изучение языка, лингвистика, интегрируются в более общую науку — семиотику. Структурные методы развивались тремя потоками в разных школах структурализма. Восточноевропейский структурализм (см. Пражская лингвистическая школа) ввёл понятие оппозиции и основанный на ней метод прежде всего в фонологию, а от неё в другие сферы языка — главным образом в морфологию и семантику. Датский структурализм (см. Копенгагенский лингвистический кружок) разработал учение об алгебраических отношениях в языке, глоссематику. Американский структурализм (см. Дескриптивная лингвистика) разработал понятие дистрибуции и основал на нём метод описания фонологии, морфологии и элементарного анализа предложения (см. Непосредственно составляющих метод).
Структурные методы сохраняют
значение как научный метод начального
описания всякого языка, установления
его структуры и систематики элементов
(см. Таксономия). Их ограниченность
связана с предельной абстрактностью
и с невозможностью применить их к изучению
языка как общественной, исторической
системы и в специальном плане — с невозможностью
применения для описания различных коннотаций, семантики предложения-высказыв
Конструктивные методы (конструктивизм) возникли в начале 60-х гг. 20 в. Основные положения этих методов: 1) требование конструктивности, т. е. возможности и необходимости построения, конструирования теоретических объектов: объект может быть принят как объект теории, только если он может быть построен или смоделирован исследователем. При этом конструктивным должен признаваться не реальный объект, а его теоретический аналог, или модель; например, порождающая грамматика «порождает» не реальные высказывания, как они производятся в мышлении и речи человека, а их формальные аналоги — модели (см. Модель в языкознании); 2) исходным объектом является предложение (в виде его теоретической модели), поэтому конструктивными методами исследуется главным образом синтаксис предложения и те явления семантики и словаря, которые наиболее непосредственно связаны с предложением (например, система тезауруса, идеография). Другие сферы языка, например фонологическая, рассматриваются по аналогии с последним. В предложении обнаруживаются динамические черты языка — явления реального производства («порождения») высказывания в речи; 3) динамические законы построения предложения-высказывания признаются универсальными, в то время как национальные, исторически изменчивые особенности того или иного языка рассматриваются как форма реализации этих универсальных закономерностей, например морфология как «техника» семантики и синтаксиса; 4) язык вообще понимается как динамическая система, обеспечивающая порождение речевых произведений.
Основные идеи конструктивных методов восходят к так называемому конструктивному направлению в математике. Ведущее место среди этих методов заняли генеративные, или порождающие, грамматики (см. Генеративная лингвистика), в которых метод неразрывно связан с соответствующей теорией (школы Н. Хомского в США и «аппликативной грамматики» в СССР). Существуют генеративные грамматики и соответствующие им методы двух типов: 1) генеративные грамматики как средство описания какого-либо конкретного языка, в основном создаваемые на основе задания некоторого количества исходных, «ядерных» предложений и выведения из них других предложений путем трансформаций (см. Трансформационный метод); 2) генеративный метод «выбора» наиболее адекватной генеративной грамматики из нескольких возможных. Опыты решения этих задач привели к сращению генеративной теории — метода с формализованным математическим языком и к превращению генеративной грамматики в раздел математики (см. Математическая лингвистика). Конкретное применение этих теорий к языковому материалу показало их существенную ограниченность. Присущая генеративной грамматике черта — отрыв от реальных языков — вызвала кризис генеративного и в значительной степени конструктивного (1960—70-х гг.) направлений в языкознании и ускорила поиски новых методов описания и объяснения языка. Эти поиски характеризуются ориентацией в различных направлениях: а) на вовлечение в круг исследований самых разных (теоретически — всех) языков мира, б) на единое, универсальное, логико-семантическое описание предложения и текста в целом, в) на возможно полный учёт прагматики, социальных факторов при описании всей системы языка (см. Социолингвистика) и т. д.
Современное языкознание
характеризуется разнообразием как частных
методов — компонентного анализа, непосредственно составляющих
метода (восходящих к общему методу
структурализма), трансформацио
Таким образом, современные тенденции в развитии методов характеризуются отказом от исключительности того или иного общего метода, стремлением сочетать и комбинировать различные общенаучные, общие и частные лингвистические методы.
(от метод и греч. λόγος — слово, учение) в языкознании — учение о принципах исследования в науке о языке. Языковеды-марксисты исходят из того, что методология включает в себя три уровня: общую философскую методологию, принципы и законы материалистической диалектики которой определяют ориентацию, направление и принципы исследований в науке, опирающейся на эту философию; общенаучную методологию, включающую методы и принципы, применяемые в группах наук; частную методологию, включающую методы данной науки (см. Метод в языкознании).
Методология определяет подход к объекту языкознания, взаимоотношение между субъектом и объектом исследования, способ построения научного знания, общую ориентацию и характер лингвистического исследования. Тесно связанная с лингвистической теорией, она в значительной степени обусловливает научные результаты исследования.
Различия в философских
позициях исследователей привели к
значительному разнообразию методологических
направлений в языкознании, которое усложняется
эклектическим смешением в ряде концепций
(например, в учении Ф. де Соссюра; см. Женевская школа) различных, в т. ч. противоположных, философских
установок. Методологические расхождения
в языкознании, особенно в области частной
методологии, до некоторой степени зависят
и от различий в структуре, уровне развития
и степени изученности языков. Понимание
самого термина «методология» в марксистском
языкознании отличается от его понимания
в ряде других направлений, в которых этот
термин (англ. methodology, франц. mét
Исходным методологическим принципом диалектико-материалистического языкознания является положение о том, что язык представляет собой один из видов общественной деятельности, неразрывно связанный с общественным сознанием и с человеческим общением. Звуковой язык (как и его письменная фиксация) имеет материальную природу, существует объективно, независимо от его отражения в человеческом сознании, хотя сознание играет ведущую роль в языковой деятельности и может определённым образом воздействовать на неё. Реальный (естественный) язык как конкретную речевую деятельность общества следует отличать от абстрактной (идеальной) системы языка, создаваемой с целью его познания и строящейся на основе фактов, которые извлекаются из текстов (результатов речевой деятельности) или (для прошедших этапов) восстанавливаются при помощи методов реконструкции. Такой подход к пониманию природы и сущности языка коренным образом отличается прежде всего от идеалистического понимания языка — как проявления «духа» народа (см. Гумбольдтианство), как явления в основе своей психического (теории В. Вундта, Х. Штейнталя, Н. Хомского).
Другой аспект взаимоотношения материального и идеального в сфере языка составляет связь материальной природы языка и его идеальной, знаковой, функции. При этом под идеальным в марксистском языкознании понимается отражение фактов объективной действительности в сознании человека, которое тесно связано с материальными единицами языка и выражается с их помощью (см. Лексическое значение слова, Знак языковой, Знаковые теории языка). Диалектико-материалистическое понимание значения как общественно осознаваемого отношения знака кобозначаемому отличается от свойственного ряду направлений отождествления значения с обозначаемым (объектом действительности или его отражением в сознании) и от включения отождествляемых со значениями отражений действительности (понятий, представлений и т. д.) в состав самого знака в качестве его внутренней сущности или одной из двух его якобы соотносительных сторон — наряду с его акустической стороной.
Определяющее значение для методологии языкознания имеют принципы и законы материалистической диалектики — законы перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, принципы всеобщей связи явлений, причинности, историзма, категории количества и качества, общего, частного и отдельного, формы и содержания, причины и следствия, необходимости и свободы, необходимости и случайности, истины, практики и др. Они определяют важность изучения языка в его взаимоотношениях с другими видами общественной деятельности, с характером и структурой общества в целом, с учетом межъязыкового взаимодействия, сложной внутренней взаимосвязи различных структурных уровней и элементов языка, психологической и физиологической сторон речевой деятельности, роли её технизации. Исторические изменения в языке рассматриваются как результаты противоречий между достигнутым в прошлом состоянием языка и языковыми потребностями общества, а также между состоянием, характером и функциями различных уровней и элементов внутренней системы языка (см. Законы развития языка, Система языковая).