Методы исследования языков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

1 Понятия методологии, метода, методики в языкознании
2 Общие методы исследования языков
3 Частные лингвистические методы

Файлы: 1 файл

Методы исслед. языков (СУРС).doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Семантика слов может изучаться и с помощью метода компонентного анализа. Этот анализ основан на признании того, что значение каждого слова разложимо на составляющие его компоненты. Такой анализ можно производить на материале одного языка, а также на материале разных языков (при их сопоставительном изучении). Например, согласно А.Крёберу, представителю американской школы этнолингвистики, семантическое содержание терминов родства в различных языках может быть описано путем всевозможного сочетания основных признаков: 1) признак поколения, 2) признак пола, 3) признак пола лица соотнесения («эго»), 4) пол лица, которое может быть одновременно родственником «эго» и другого лица, 5) кровное родство (в противоположность родству юридическому, 6) признак линейности родства, 7) возраст внутри одного поколения, 8) жизнь или смерть родственника. При помощи компонентного анализа можно совершенно четко и ясно описать значения многих слов. Слово дядя, например, обозначает родственника мужского пола, являющегося братом или мужем сестры одного из родителей. Но (в этом состоит ограниченность метода компонентного анализа, как и других методов) согласно словарю дядя – это вообще «взрослый мужчина» (в просторечии) или, еще шире, «в обращении к кому-либо».

Синтаксис языка может изучаться также с помощью метода по непосредственно составляющим (НС). Он был разработан в рамках американской дескриптивной лингвистики. Пример: Старый человек, который живет там, пошел к дому своего сына. Выделяются такие пары слов, между которыми ощущается наиболее тесная связь. При этом каждое слово может быть членом только одной такой пары:

Старый человек, / который живет там, / пошел к дому / своего сына.

старик                            живущий /                                            / туда              Мориса

                                                            тамошний             

                                   он                                                        отправился

              НС – это одно, два или несколько составляющих, из которых непосредственно образована та или иная конструкция. Синтаксический анализ и состоит в основном из выявления последовательных слоев НС, из описания отношений, существующих между НС, и тех отношений, которые нельзя свести к отношениям между НС. Анализ НС можно записать и в символах: прилагательное – А, существительное – N, глагол – V, всякая группа составляющих - P.

Маленький мальчик бросил резиновый мячик.

                                          A              N     |       V  |            A           N

                                                        NP                                                               NP

                                                        NP                                               VP

              Метод анализа по НС используется в исследовательской практике и сейчас, однако возможности его довольно ограничены. Недостатки его: 1) невозможно фиксировать очевидные различия в синтаксической структуре предложений; 2) неразличение активных и пассивных конструкций; 3) громоздкость и др. Поэтому в рамках той же дескриптивной лингвистики стали разрабатывать новую методику синтаксического анализа, которая получила название трансформационного метода. Сам этот метод считается продолжением дистрибутивных процедур на синтаксическом уровне и связывается с именами американских лингвистов З. Харриса и Н. Хомского.

              Вся синтаксическая система языка разбивается на подсистемы, одна из которых считается исходной, ядерной, остальные – производные. При этом ядерная подсистема характеризуется как набор элементарных типов предложений: любой сколько-нибудь сложный синтаксический тип представляет собой трансформ одного или нескольких ядерных типов. Ядерное предложение тоже входит в класс трансформов простого предложения. Ядерное предложение – с глаголом в изъявительном наклонении, настоящем времени, активном залоге, утвердительной форме, не содержащим модальных и эмфатических слов. Например:

Ядерное предложение (1) Профессор осматривает пациента.

                                                   (2) Осматривает ли профессор пациента?

                                                   (3) Профессор не осматривает пациента.

                                                   (4) Пациент осматривается профессором.

                                                   (5) Профессор будет осматривать пациента.

                                                   (6) Пациент будет осматриваться профессором.

                                                   (7) Кем будет осматриваться пациент?

                                                   (8) Кем был осмотрен пациент?

                                                   (9) Кем осматривается пациент?

                                                  (10) Осмотр пациента профессором.

                                                  (11) Профессор, осматривающий пациента.

                                                  (12) Пациент, осмотренный профессором

                                                                                                  и т.д.

              Все трансформы данного предложения образуют его парадигму, причем в нее входят и словосочетания.

              Метод трансформационного анализа применим и к словосочетаниям: приглашение писателя → писатель пригласил

                                                   → писателя пригласили

              Таким образом, задача трансформационного метода состоит в том, чтобы свести различные предложения и их типы к минимуму (выявить основные типы предложений, их значения).

 

Литература

1 Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. – М., 1991

2 Боженко Л.Н. Общее языкознание: История и методология. – Мозырь, 2002

3 Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1974

4 Методы исследования лексики / Под ред. А.Е.Супруна. – Мн., 1975

5 Распопов И.П. Методология и методика лингвистических исследований (Методы синхронного изучения языков). – Воронеж, 1976

6 Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1979

 



Информация о работе Методы исследования языков