Михаил Васильевич Ломоносов – флагман российской науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 20:22, творческая работа

Описание работы

Цели творческой работы:
создать портрет великого русского человека, его излюбленным способом – мозаикой, но мозаикой мыслей, чувств, догадок
определить его место в отечественной и мировой культуре
определить его положение в научной деятельности
разгадать тайну ломоносовского гения

Файлы: 1 файл

Муниципальный конкурс по творчеству Ломоносова.docx

— 29.04 Кб (Скачать файл)

Муниципальный конкурс, посвященный творчеству и деятельности

М.В. Ломоносова

 

«Человек-университет. Гениальный сын земли Российской»

 

 

 

«Михаил Васильевич Ломоносов – флагман российской науки»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Назаренко Дарья Александровна

ученица 11 класса МБОУ СОШ № 15

ст. Стародеревянковской

Руководитель: Демянюк Юлия Ивановна

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

2012 год.

1 слайд

 

Творческая работа на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов – флагман российской науки»

Выполнила: Назаренко Дарья Александровна

ученица 11 класса МБОУ СОШ № 15 ст. Стародеревянковской

Руководитель: Демянюк Юлия Ивановна

2012 год.

 

2 слайд

 

Цели творческой работы:

  • создать портрет великого русского человека, его излюбленным способом – мозаикой, но мозаикой мыслей, чувств, догадок

  • определить его место в отечественной и мировой культуре

  • определить его положение в научной деятельности

  • разгадать тайну ломоносовского гения

 

3 слайд

 

Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до него, и почти три века, которые были после.

 

Ломоносов из тех гениев, которые появляются в истории народов не то, что раз в тысячелетие, а вообще - один только раз…

 

4 слайд

 

О первых годах жизни М.В. Ломоносова имеется немного сведений, они основаны на воспоминаниях, написанных им самим. Официальной датой его рождения считается  8 (19) ноября 1711 г.  Место рождения – деревня Мишанинская Холмогорского уезда Архангельской губернии.

 

5 слайд

 

Михаил рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. Грамотные местные крестьяне привозили ему книги из Москвы, из которых он особенно полюбил славянскую грамматику Милетия Смотрицкого, стихотворную Псалтырь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого. «Жажда знаний была сильной страстью всею души, исполненной страстей»,- сказал о Ломоносове впоследствии А.С. Пушкин.

 

В стихотворении «Отрок» А.С. Пушкин говорит:

 

Невод рыбак расстилал на берегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Иные тебя ожидают заботы:

Будешь умы умолять, будешь помощник царя!

 

В январе 1731 г. Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко- латинскую академию, лучшее в тогдашней России учебное заведение.

 

6 слайд

 

В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников академии Михайло Ломоносова отрекомендовали в университет при Петербургской Академии наук, где в течение 8 месяцев он изучал экспериментальную физику и много занимался проблемами стихосложения

 

7 слайд

 

В сентябре 1736 года Ломоносов вместе с Виноградовым направлен на учебу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела.

 

8 слайд

 

У известного немецкого ученого Христиана Вольфа Ломоносов узнает  о корпускулярной теории и живо интересуется ею.

 

9 слайд

 

Одновременно с сочинением по физической химии Ломоносов пишет свою первую оду «На взятие Хотина»

 

Шумит с ручьями бор и дол:

Победа, русская победа!

Но враг, что от меня ушел,

Боится собственного следа.

Тогда, увидев бег своих,

Луна стыдилась сраму их,

И в мрак лицо, зардевшись, скрыла.

 

 

 

10 слайд

 

Во Фрейнберге в 1739 году Михаил Ломоносов посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Генкеля, затем путешествует по Германии и Голландии, и в 1841 году сформировавшимся ученым возвращается в Россию, в Петербургскую Академию наук.

 

11 слайд

 

Дом во Фрейберге по Фишерстрассе, ныне Ломоносовштрассе , во дворе которого находилась химическая лаборатория Генкеля.

 

12 слайд

 

В 1746 году последовало указание канцелярии Академии о постройке химической лаборатории.

 

13 слайд

 

К тому времени Ломоносов Высочайшим указом  Елизаветы Петровны был назначен профессором химии,  и стал   действительным  членом  Российской  Академии наук.

 

14 слайд

 

В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало «Полтавская баталия. Картина поразила всех своей красотой и размерами: ее длина 6,4 метра и высота 4,8 метра. Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин. За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук (Италия) в 1764 году избрала Ломоносова своим почетным членом.

 

15 слайд

 

Ученого поразили красота и изящество итальянских мозаик, и он решил создать нечто подобное:

Неправо о вещах те думают, Шуваловы

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом  блистающих в глазах.

Не меньше польза в нем не меньше в нем краса.

 

16 слайд

 

За  работы в области мозаичного искусства Ломоносов стал почетным членом итальянской академии наук. Стекольная фабрика  современным по тому времени предприятием. На ней применялись различные технологические приемы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литье, прессование, шлифовка, полировка, гранение.

 

18 слайд

 

«Однажды императрица Елизавета Петровна обратилась к Ломоносову: «Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, ты имеешь склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Знаешь, Михайло Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно нам, чтобы о России написало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто пользовался большей славой и популярностью, чем Вольтер. Я уже писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает, что примется сразу с радостью (давно-де интересуется). Но просит переслать ему сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра…

Да, впрочем, ты, Михайло Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо… Для нас важно, чтобы книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей»

 

20 слайд

 

Ломоносов был уверен, что историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.

О вы, которых ожидает

Отечества от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать.


 

21 слайд

 

Известный немецкий химик Фридрих Генкель знакомил студентов и Ломоносова с образцами руд и основами металлургии. Но только  Ломоносову в своей химической лаборатории удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался.

 

22 слайд

 

«…Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденным только воображением» М.В. Ломоносов.

 

С 1841 г. Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создает там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего  первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины. Мы пользуемся ими ежедневно.

 

23 слайд

 

Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов действовал через любимца  императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства.

 

26 слайд

 

В области литературы Ломоносов знаменит не только торжественными одами, стихами. Он явился первым преобразователем русского  литературного языка. Языка. Ломоносов отделили, разграничил русский язык от церковно - славянского. Составил первую грамматику русского языка. Народный русский язык получил достойную честь и самостоятельность. Но преобразователь все же советует поэтам учится красотам и важности церковных книг… По заветам ломоносовского «высокого штиля» поэты наши долго конфузились слов «низких», уличных, простонародных. Оберегая от низости поэзию, ученый разрешает - «на щи и на квас» - язык народный.

 

27 слайд

 

Основные итоги деятельности ученого – энциклопедиста:

  • Доказывает возможность Северного морского пути в Индию

  • Разрабатывает принципы новой науки - «Экономической географии»

  • Составляет «Полярную карту» и классифицирует полярные льды

  • Изобретает «ночезрительную трубку», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

  • Разрабатывает принципы новой науки – «физической химии» и элементы «математической химии»

 

28 слайд

 

  • Устанавливает факт происхождения древнерусского языка от славянского

  • Опровергает норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства

  • Создает теории стилей в русском языке и разрабатывает правила грамматики русского языка

  • Изготовил 40 мозаичных картин, создав русское мозаичное искусство

  • Открывает закон сохранения массы и движения

  • Разрабатывает новые стихотворные стили

 

29 слайд

 

Список используемой литературы:

  • Ломоносов М. В. Избранные труды по химии и физике. М.: Изд-во АН СССР, 1961.

  •  Белявский м. т. м. в. Ломоносов и основание Московского университета М.: Изд-во МГУ, 1955.

  •  Васецкий Г. С. Мировоззрение М. В. Ломоносова. М.: Изд-во МГУ 

  •  Данилевский В. В. .Ломоносов и художественное стекло. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964.

  •  Коровин Г. М. Библиотека Ломоносова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

  •  Кутана Л. Л. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М.; Л.: Наука, 1961.

  •  Морозов А. А. М. В. Ломоносов: Путь к зрелости. Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

  •  Ченакал В. Л. М. В. Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах. М.; Л.: Просвещение, 1965.

 


Информация о работе Михаил Васильевич Ломоносов – флагман российской науки