Михаил Васильевич Ломоносов (8(19).11.1711-4(15).04.1765.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 10:25, реферат

Описание работы

Михаил Васильевич Ломоносов (8(19).11.1711-4(15).04.1765.) – ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы. В лице Ломоносова мы имеем дело с новой для русских людей религиозно-философской позицией, в которой свобода мысли не мешает искреннему религиозному чувству. Первые проявления такой свободной религиозно-философской мысли мы встречаем как раз у великого ученого, с которым связан первый русский теоретический опыт объединения принципов науки и религии.
Придя в 19 лет пешком из Холмогор в Москву, учился в Славяно-греко-латинской академии, позже – в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции Х. Вольфа. Творчество Ломоносова исключительно разносторонне, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Он внес также вклад в Русскую филологию, историю и поэзию.

Файлы: 1 файл

Михаил Васильевич Ломоносов.docx

— 17.06 Кб (Скачать файл)

Михаил Васильевич Ломоносов (8(19).11.1711-4(15).04.1765.) – ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы. В лице Ломоносова мы имеем дело с новой для русских людей религиозно-философской позицией, в которой свобода мысли не мешает искреннему религиозному чувству. Первые проявления такой свободной религиозно-философской мысли мы встречаем как раз у великого ученого, с которым связан первый русский теоретический опыт объединения принципов науки и религии.

Придя в 19 лет пешком из Холмогор в Москву, учился в Славяно-греко-латинской академии, позже – в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции Х. Вольфа. Творчество Ломоносова исключительно разносторонне, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Он внес также вклад в Русскую филологию, историю и поэзию.

От Ломоносова идет традиция русского научно-философского реализма. В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. В письме к Л. Эйлеру в 1748 г. он сформулировал закон сохранения вещества и движения. Великий ученый положил в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединенных в «корпускуы» (молекулы). Распространив атомистические идеи на область химических явлений, Ломоносов заложил тем самым основы атомистики. Основными свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механистическое движение. Он считал, что «первичное движение» существует вечно («О тяжести тел и об изменчивости первичного движения», 1748).

Рациональное обоснование атомистических явлений, по мнению ученого, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы», не отвергает «Бога-творца», «Всемогущего двигателя». В трудах и образовательных проектах Ломоносова представлена светская трактовка философии, построенной на научной модели и отличающейся от религии предметом. Вместе с тем вера вовсе не отвергается ученым

В философском плане Ломоносов ориентировался на Лейбница и постоянно защищал мысль о том, что закон опыта нужно восполнять «философским познанием». Ломоносов хорошо знал учение Декарта и следовал ему в определении материи; однажды он высказал мысль, что «Декарту мы особливо благодарны за то, что он ободрил ученых людей против Аристотеля и прочих философов – в их праве спорить и тем открыл дорогу к вольному философствованию». Для Ломоносова свобода мысли настолько же «естественна», что он даже не защищает этой свободы, а просто ее осуществляет. Будучи религиозным по  своей натуре, Ломоносов отвергает стеснение одной сферы другой и настойчиво проводит идею мира между наукой и религией. Ломоносову были чужды и даже противны наскоки на религию со стороны французских писателей и, наоборот, он относится с величайшим уважением к тем ученым, которые признавали бытие Божие.

Религиозный мир Ломоносова тоже очень интересен. В многочисленных поэтических произведениях на религиозные темы он следует исключительно Ветхому Завету, – у него нигде не встречается новозаветных мотивов.  

Вообще у Ломоносова есть склонность к идее «предустановленной гармонии». Природа для него полна жизни – и здесь Ломоносов всецело примыкает к Лейбницу.

В сфере социальной философии Ломоносов в целом примыкает к традиции европейского Просвещения. Улучшить жизнь общества, говорит он, можно посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм. Для России такой формой является самодержавие. Именно благодаря ему Россия «усилилась… умножилась, укрепилась, прославилась». Ломоносов понимал историю как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей.

В какой степени знаменитый учёный, вышедший из народа, "искренно любил свой народ и желал ему счастья, понимая в чем оно состоит"  Сохранившийся трактат "О размножении и сохранении российского народа" обнаруживает всю широту понимания Ломоносовым общественных вопросов. Он доказывает, что для увеличения количества рождающихся ("для обильнейшего плодородия родящих") необходимо: 1) устранить браки между лицами несоответствующих лет; 2) отменить "насильное" супружество, брак по принуждению; 3) отменить закон, запрещающий жениться более трех раз; 4) отменить пострижение молодых овдовевших священников и дьяконов в монахи, а мирянам запретить принятие монашества до 45 - 50 лет. Для сохранения рожденных необходимо: 5) учредить "богадельные домы" для приема внебрачных детей, 6) бороться с болезнями новорожденных; 7) устранить вредный обычай крестить младенцев в холодной воде; 8) бороться с невоздержностью русского народа и всеми мерами содействовать более разумному образу жизни, не отзывающемуся слишком вредно на человеческом здоровье; 9) бороться с болезнями путем организации надлежащей медицинской помощи; 10) бороться, по возможности, с причинами смерти от моровой язвы, пожара, потопления, замерзания и т.д. Ломоносов доказывает, что великий пост у нас приходится "в самое нездоровое время года, что здесь не принята в соображение жестокая природа севера". Он говорит о совершенном отсутствии по русским деревням врачей, "от чего смертность особенно увеличивается", о "частых и великих пожарах", о "драках в народе, разбоях, пьянстве", о притеснениях раскольников, о рекрутчине, от которой русские люди бегут за границу. Трактат показывает, как справедливо замечено, "как хорошо знал Ломоносов русскую жизнь, в каких ясных образах подымалась она перед нами".

Философия языка Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия, или идеи, считал он, есть простые и сложные. Так, понятие «ночь» – простое. Но, например, представление о том, что люди «ночью после трудов покоятся», – сложное, так как включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, подразделяются на «первичные, вторичные и третичные». Искусство оперировать понятиями состоит в том, что можно миновать отдельные ступени (например, «вторичную») и перейти прямо к «третичной». Таким образом, можно миновать «материальные свойства» и перейти на более высокий уровень абстрагирования.

Суть познания состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивать «без разбору» от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез. Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности, полезной, возвышающей человека и красивой.

У Ломоносова очень ярко и сильно выражено эстетическое любование природой – оно неотделимо для него и от научного исследования, и от религиозного размышления. Из всех естественных наук больше всего любя химию, Ломоносов  ценил ее за то, что она «открывает завесу внутреннейшего святилища натуры». Здесь Ломоносов предвосхищает философское понимание химии у другого, более позднего русского гениального химика – Д.И. Менделеева.

Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнано. Им восхищались от А.С. Пушкина, назвавшего его первым русским университетом, и В.Г. Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, – до Г.Г. Шпета («первый русский ученый в европейском смысле») и В.В. Зеньковского («Ломоносов был гениальным ученым, различные учения и открытия которого далеко опередили время»).


Информация о работе Михаил Васильевич Ломоносов (8(19).11.1711-4(15).04.1765.)