М.Ю. Лермонтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:07, доклад

Описание работы

Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на 3(15).10.1814 в Москве,
умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в
апреле 1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы.
Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787–1831) и
Марии Михайловны Лермонтовой (1795–1817), урожденной Арсеньевой,
единственной дочери и наследницы значительного состояния пензенской
помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773–1845), принадлежавшей к
богатому и влиятельному роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был
в родстве или свойстве с Шах–Гиреями, Хастатовыми, Мещериновыми,
Евреиновыми, Философовыми и одним из своих ближайших друзей Алексеем
Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго.

Файлы: 1 файл

Лермонтов Михаил Юрьевич.docx

— 23.45 Кб (Скачать файл)

Лермонтов Михаил Юрьевич родился  в ночь на 3(15).10.1814  в  Москве,

умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в 4  верстах  от  Пятигорска;  в

апреле 1842 его прах был перевезен  в фамильный склеп в Тарханы.

      Сын армейского  капитана  Юрия  Петровича   Лермонтова  (1787–1831)  и

Марии   Михайловны   Лермонтовой   (1795–1817),   урожденной   Арсеньевой,

единственной  дочери  и  наследницы  значительного  состояния   пензенской

помещицы Елизаветы Алексеевны  Арсеньевой  (1773–1845),  принадлежавшей  к

богатому и влиятельному роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был

в  родстве  или  свойстве  с   Шах–Гиреями,   Хастатовыми,   Мещериновыми,

Евреиновыми, Философовыми и  одним  из  своих  ближайших  друзей  Алексеем

Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго. Брак, заключенный против  воли

Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных

несогласий. После ранней  смерти  матери  поэта  бабушка,  женщина  умная,

властная и твердая, перенесшая всю свою любовь на внука, сама занялась его

воспитанием, полностью отстранив  отца.

      Детские  впечатления   от  семейной  драмы  отразились  в  творчестве

Лермонтова [драмы “Menschen und Leidenschaften” (“Люди и страсти”, 1830) и

“Странный человек” (1831), а также  посвященные памяти  отца  стихотворения

“Ужасная судьба отца и  сына”  (1831)  и  “Эпитафия”  (1832)],  прямо  или

косвенно отразились в нем и  родовые предания.

      Род  Лермонтовых   –  основатель  шотландский   офицер  Георг   (Юрий)

Лермонт, 17 в., – согласно этим  преданиям,  восходит  к  полулегендарному

шотландскому поэту и  прорицателю  Томасу  Рифмачу  (13  в.),  прозванному

“Learmonth” (“шотландские мотивы в “Желании”  – “Зачем я не птица, не ворон

степной”, 1831).

      Детство поэта   проходило  в  имении  Арсеньевой  Тарханы  Пензенской

губернии. Мальчик  получил  столичное  домашнее  образование  (гувернер  –

француз, бонна – немка, позднее  преподаватель  –  англичанин),  с  детства

свободно владел французским и  немецким  языками.  Уже  ребенком  Лермонтов

хорошо  знал  быт  (в  том  числе  и   социальный)   помещичьей   усадьбы,

запечатленный в его автобиографических драмах. Летом 1825 бабушка  повезла

мальчика на воды на Кавказ; детские  впечатления от  кавказской  природы  и

быта горских народов остались в его  раннем  творчестве  (“Кавказ”,  1830;

“Синие горы Кавказа, приветствую  вас!..”, 1832). В 1827 семья переезжает в

Москву, и 1  сент.  1828  Л.  зачисляется  полупансионером  в  4–ый  класс

Московского   университетского   благородного   пансиона,   где   получает

систематическое    гуманитарное     образование,     которое     пополняет

систематическим  чтением.  Уже  в  Тарханах  определился  острый   интерес

мальчика к литературе и поэтическому творчеству; в Москве его наставниками

становятся А.З.Зиновьев,  А.Ф.Мерзляков  (у  которого  он  берет  домашние

уроки) и С.Е.Раич, руководивший пансионским  литературным кружком. В стихах

Л. 1828–30 есть следы воздействия  “итальянской школы” Раича и  воспринятой

через  нее  поэзии  К.Н.Батюшкого,  однако  уже  в  пансионе  определяется

преимущественная ориентация Лермонтова на  А.  С.  Пушкина,  байроническую

поэму  (первоначально   –   в   интерпретации   Пушкина),   а   также   на

литературно–философскую программу  любомудров в  “Московском  вестнике”.  В

ближайшие  годы  байроническая   поэма   становится   доминантой   раннего

творчества поэта. В 1828–29 он пишет  поэмы “Корсар”, “Преступник”, “Олег”,

“Два брата”.

      В  марте  1830  вольные   порядки   Московского   пансиона   вызвали

недовольство Николая I (посетившего  пансион весной), и по указу Сената  он

был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов уклоняется “по  прошению”  и

проводит лето в подмосковной  усадьбе  Столыпиных  Середниково  (апрель  –

начало мая – июль 1830); в том  же году после сдачи экзаменов  зачислен  на

нравственно–политическое  отделение  Московского  университета.  К   этому

времени относится первое сильное  юношеское увлечение  поэта  –  Екатериной

Александровной Сушковой (1812–1868), с которой  он  познакомился  у  своей

приятельницы А.М.Верещагиной. С  Сушковой связан лирический “цикл” 1830 [“К

Сушковой”, “Нищий”, “Стансы” (“Взгляни, как мой спокоен взор...”), “Ночь”,

“Подражание Байрону” (“У ног твоих  не  забывал...”),  “Я  не  люблю  тебя:

страстей...” и др.]. По–видимому, несколько позднее  Лермонтов  переживает

еще более сильное, хотя и  кратковременное  чувство  к  Наталье  Федоровне

Ивановой  (1813–1875),   дочери   драматурга   Ф.Ф.Иванова;   стихи   т.н.

ивановского цикла [“Н.Ф.И...вой”, “Н.Ф.И.”, “Романс к И...”, “К*”  (“Я  не

унижусь пред  тобою...”)  и  др.]  отличаются  повышенной  драматичностью,

включая мотивы любовной измены, гибели и  т.п.;  общие  контуры  романа  с

Ивановой  отразились  в  драме  “Странный  человек”.  Третьим  по  времени

адресатом лирических стихов Лермонтова  начала  1830–х  гг.  была  Варвара

Александровна Лопухина (1815–1851), в  замужестве  Бахметева,  сестра  его

товарища по университету. Чувство  к ней Лермонтова оказалось самым  сильным

и продолжительным; по мнению близкого  к  поэту  А.П.Шан–Гирея,  Лермонтов

“едва ли  не  сохранил...  его  до  самой  смерти  своей”.  Лопухина  была

адресатом или прототипом как в  ранних стихах [“К.Л.”  (“У  ног  других  не

забывал...”, 1831), “Она  негордой  красотою...”,  1832,  и  др.],  так  и

поздних произведений: “Валерик”, посвящение к VI редакции “Демона”; образе

проходит в стихотворениях “Нет, не тебя так пылко  я  люблю”,  в  “Княгине

Лиговской” (Вера) и др.

      В 1832,  разочарованный  казенной  рутиной  преподавания,  Лермонтов

оставляет Московский университет  и  переезжает  в  Петербург  (июль–начало

августа), надеясь продолжить  образование  в  Петербургском  университете;

однако ему отказались  зачесть  прослушанные  в  Москве  курсы.  Чтобы  не

начинать обучение заново, поэт не без  колебаний  принимает  совет  родных

избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу  гвардейских

прапорщиков и кавалерийских юнкеров  и  проводит  два  “страшных  года”  в

закрытом военном учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады

почти не оставляли времени для  творческой деятельности (быт школы  в  грубо

натуралистическом виде отразился  в  обсценных  т.е.  юнкерских  поэмах  –

“Петергофский праздник”, “Уланша”, “Гошпиталь” – все 1834). Она оживляется

в 1835, когда Лермонтов был выпущен  корнетом в лейб–гвардейский  Гусарский

полк (сентябрь 1834); в этом же  году  выходит  поэма  “Хаджи  Абрек”  [не

считая раннего  стихотворения  “Весна”],  поэт  отдает  в  цензуру  первую

редакцию драмы “Маскарад”, работает над поэмами  “Сашка”,  “Боярин  Орша”,

начинает роман “Княгиня Лиговская”.  Он  получает  возможность  общения  с

литературными кругами  Петербурга.  Сведения  об  этих  контактах  скудны;

известно о знакомстве Лермонтова с А.Н.Муравьевым, И.И.Козловым и  близким

к формирующихся славянофильским  кружкам С.А.Раевским,  что  способствовало

укреплению уже определившегося  интереса  поэта  к  проблемам  национальной

истории и культуры. Раевский, один из близких друзей  Лермонтова  (в  1837

пострадавший за распространение  “Смерти Поэта”), был полностью  посвящен  в

процесс  работы  над  романом  “Княгиня  Лиговская”  (1836;  не   окончен;

опубликован в 1882), одна из сюжетных линий  которого опирается на  историю

возобновившегося романа поэта  с Сушковой.

      В 1835–1836 Лермонтов  еще не входит в ближайший  пушкинский  круг;  с

Пушкиным он также не знаком. Тем  более  принципиальный  характер  получает

его стихотворение “Смерть Поэта” (1837; опубликовано в  1858),  написанное

сразу же после гибели Пушкина. Лермонтов  говорил от лица целого поколения,

одушевляемого скорбью о гибели национального гения и  негодованием  против

его врагов. Стихотворение мгновенно  распространилось в списках и  принесло

Лермонтову широкую известность. Основную тяжесть вины Лермонтов  перенес на

общество и  его  верхушку  –  “новую  аристократию”  (“надменные  потомки/

Известной подлостью прославленных  отцов”), не имеющую  за  собой  опоры  в

национальной исторической и культурной традиции и составлявшую  в  столице

ядро антипушкинской партии, сохранившей  к поэту  и  посмертную  ненависть.

Заключительные 16 строк стихотворения (написанные позднее, 7 февраля) были

истолкованы при  дворе  как  “воззвание  к  революции”.  18  февраля  1837

Лермонтов был арестован; началось политическое  дело  о  “непозволительных

стихах”. Под арестом поэт пишет  несколько стихотворений: “Сосед”  (“Кто  б

ни был ты, печальный мой сосед”), “Узник”,  положивших  начало  блестящему

“циклу” его “тюремной лирики”: “Соседка”, “Пленный рыцарь” (оба  – 1840)  и

др.

      В феврале 1837 был  отдан высочайший  приказ  о   переводе  Лермонтова

прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте  он  выехал

через  Москву.  Простудившись  в  дороге,  был  оставлен  для  лечения  (в

Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске,


Информация о работе М.Ю. Лермонтов