Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:07, доклад
Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на 3(15).10.1814 в Москве,
умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в
апреле 1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы.
Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787–1831) и
Марии Михайловны Лермонтовой (1795–1817), урожденной Арсеньевой,
единственной дочери и наследницы значительного состояния пензенской
помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773–1845), принадлежавшей к
богатому и влиятельному роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был
в родстве или свойстве с Шах–Гиреями, Хастатовыми, Мещериновыми,
Евреиновыми, Философовыми и одним из своих ближайших друзей Алексеем
Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго.
Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на 3(15).10.1814 в Москве,
умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в
апреле 1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы.
Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787–1831) и
Марии Михайловны Лермонтовой (1795–1817), урожденной Арсеньевой,
единственной дочери и наследницы значительного состояния пензенской
помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773–1845), принадлежавшей к
богатому и влиятельному роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был
в родстве или свойстве с Шах–Гиреями, Хастатовыми, Мещериновыми,
Евреиновыми, Философовыми и одним из своих ближайших друзей Алексеем
Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго. Брак, заключенный против воли
Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных
несогласий. После ранней смерти матери поэта бабушка, женщина умная,
властная и твердая, перенесшая всю свою любовь на внука, сама занялась его
воспитанием, полностью отстранив отца.
Детские впечатления от семейной драмы отразились в творчестве
Лермонтова [драмы “Menschen und Leidenschaften” (“Люди и страсти”, 1830) и
“Странный человек” (1831), а также посвященные памяти отца стихотворения
“Ужасная судьба отца и сына” (1831) и “Эпитафия” (1832)], прямо или
косвенно отразились в нем и родовые предания.
Род Лермонтовых – основатель шотландский офицер Георг (Юрий)
Лермонт, 17 в., – согласно этим преданиям, восходит к полулегендарному
шотландскому поэту и прорицателю Томасу Рифмачу (13 в.), прозванному
“Learmonth” (“шотландские мотивы в “Желании” – “Зачем я не птица, не ворон
степной”, 1831).
Детство поэта проходило в имении Арсеньевой Тарханы Пензенской
губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование (гувернер –
француз, бонна – немка, позднее преподаватель – англичанин), с детства
свободно владел французским и немецким языками. Уже ребенком Лермонтов
хорошо знал быт (в том числе и социальный) помещичьей усадьбы,
запечатленный в его автобиографических драмах. Летом 1825 бабушка повезла
мальчика на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и
быта горских народов остались в его раннем творчестве (“Кавказ”, 1830;
“Синие горы Кавказа, приветствую вас!..”, 1832). В 1827 семья переезжает в
Москву, и 1 сент. 1828 Л. зачисляется полупансионером в 4–ый класс
Московского университетского благородного пансиона, где получает
систематическое гуманитарное образование, которое пополняет
систематическим чтением. Уже в Тарханах определился острый интерес
мальчика к литературе и поэтическому творчеству; в Москве его наставниками
становятся А.З.Зиновьев, А.Ф.Мерзляков (у которого он берет домашние
уроки) и С.Е.Раич, руководивший пансионским литературным кружком. В стихах
Л. 1828–30 есть следы воздействия “итальянской школы” Раича и воспринятой
через нее поэзии К.Н.Батюшкого, однако уже в пансионе определяется
преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую
поэму (первоначально – в интерпретации Пушкина), а также на
литературно–философскую программу любомудров в “Московском вестнике”. В
ближайшие годы байроническая поэма становится доминантой раннего
творчества поэта. В 1828–29 он пишет поэмы “Корсар”, “Преступник”, “Олег”,
“Два брата”.
В марте 1830 вольные порядки Московского пансиона вызвали
недовольство Николая I (посетившего пансион весной), и по указу Сената он
был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов уклоняется “по прошению” и
проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково (апрель –
начало мая – июль 1830); в том же году после сдачи экзаменов зачислен на
нравственно–политическое отделение Московского университета. К этому
времени относится первое сильное юношеское увлечение поэта – Екатериной
Александровной Сушковой (1812–1868), с которой он познакомился у своей
приятельницы А.М.Верещагиной. С Сушковой связан лирический “цикл” 1830 [“К
Сушковой”, “Нищий”, “Стансы” (“Взгляни, как мой спокоен взор...”), “Ночь”,
“Подражание Байрону” (“У ног твоих не забывал...”), “Я не люблю тебя:
страстей...” и др.]. По–видимому, несколько позднее Лермонтов переживает
еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Наталье Федоровне
Ивановой (1813–1875), дочери драматурга Ф.Ф.Иванова; стихи т.н.
ивановского цикла [“Н.Ф.И...вой”, “Н.Ф.И.”, “Романс к И...”, “К*” (“Я не
унижусь пред тобою...”) и др.] отличаются повышенной драматичностью,
включая мотивы любовной измены, гибели и т.п.; общие контуры романа с
Ивановой отразились в драме “Странный человек”. Третьим по времени
адресатом лирических стихов Лермонтова начала 1830–х гг. была Варвара
Александровна Лопухина (1815–1851), в замужестве Бахметева, сестра его
товарища по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным
и продолжительным; по мнению близкого к поэту А.П.Шан–Гирея, Лермонтов
“едва ли не сохранил... его до самой смерти своей”. Лопухина была
адресатом или прототипом как в ранних стихах [“К.Л.” (“У ног других не
забывал...”, 1831), “Она негордой красотою...”, 1832, и др.], так и
поздних произведений: “Валерик”, посвящение к VI редакции “Демона”; образе
проходит в стихотворениях “Нет, не тебя так пылко я люблю”, в “Княгине
Лиговской” (Вера) и др.
В 1832, разочарованный казенной рутиной преподавания, Лермонтов
оставляет Московский университет и переезжает в Петербург (июль–начало
августа), надеясь продолжить образование в Петербургском университете;
однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не
начинать обучение заново, поэт не без колебаний принимает совет родных
избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских
прапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два “страшных года” в
закрытом военном учебном
почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо
натуралистическом виде отразился в обсценных т.е. юнкерских поэмах –
“Петергофский праздник”, “Уланша”, “Гошпиталь” – все 1834). Она оживляется
в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб–гвардейский Гусарский
полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма “Хаджи Абрек” [не
считая раннего стихотворения “Весна”], поэт отдает в цензуру первую
редакцию драмы “Маскарад”, работает над поэмами “Сашка”, “Боярин Орша”,
начинает роман “Княгиня Лиговская”. Он получает возможность общения с
литературными кругами Петербурга. Сведения об этих контактах скудны;
известно о знакомстве Лермонтова с А.Н.Муравьевым, И.И.Козловым и близким
к формирующихся славянофильским кружкам С.А.Раевским, что способствовало
укреплению уже
истории и культуры. Раевский, один из близких друзей Лермонтова (в 1837
пострадавший за распространение “Смерти Поэта”), был полностью посвящен в
процесс работы над романом “Княгиня Лиговская” (1836; не окончен;
опубликован в 1882), одна из сюжетных линий которого опирается на историю
возобновившегося романа поэта с Сушковой.
В 1835–1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с
Пушкиным он также не знаком. Тем более принципиальный характер получает
его стихотворение “Смерть Поэта” (1837; опубликовано в 1858), написанное
сразу же после гибели Пушкина. Лермонтов говорил от лица целого поколения,
одушевляемого скорбью о гибели национального гения и негодованием против
его врагов. Стихотворение мгновенно распространилось в списках и принесло
Лермонтову широкую
общество и его верхушку – “новую аристократию” (“надменные потомки/
Известной подлостью прославленных отцов”), не имеющую за собой опоры в
национальной исторической и культурной традиции и составлявшую в столице
ядро антипушкинской партии, сохранившей к поэту и посмертную ненависть.
Заключительные 16 строк стихотворения (написанные позднее, 7 февраля) были
истолкованы при дворе как “воззвание к революции”. 18 февраля 1837
Лермонтов был арестован; началось политическое дело о “непозволительных
стихах”. Под арестом поэт пишет несколько стихотворений: “Сосед” (“Кто б
ни был ты, печальный мой сосед”), “Узник”, положивших начало блестящему
“циклу” его “тюремной лирики”: “Соседка”, “Пленный рыцарь” (оба – 1840) и
др.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова
прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал
через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в
Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске,