Модернизм начала 20 века и его философские основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 12:18, доклад

Описание работы

Модернизм и его основные направления, философские основы

Файлы: 1 файл

Модернизм начала 20 века и его философские основы.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)
  1. Модернизм начала 20 века и его философские основы

 

Конец XIX – начало XX века – особый, переломный период в жизни

европейской культуры, время, причудливым образом соединившее  старое и

новое, гениальные прозрения  и невероятные заблуждения, что  проявилось во

всех сферах человеческой жизни. Представители всех слоев  населения все

отчетливей ощущали  приближающийся кризис, чрезвычайность времени,

необходимость смены  системы ценностей, лежащей в  основе этого мира,

традиционного типа культуры. Рационализм как основа миропонимания

уходящей эпохи терпит поражение.

В это время складывается понятие– конца века, связанное

с тревогой и неуверенностью в будущем, с предощущением Конца  Света.

Это время подведения итогов, во многом неутешительных выводов  и поиска новой философии жизни, новых духовных ориентиров. Именно поэтому на рубеже веков всегда заметно усиление иррациональных, мистических тенденций, возникает ощущение некоего катастрофизма времени, завершенности культуры. Эта идея легла в основу целого ряда философских концепций, появившихся на рубеже веков и противопоставленных рационализму. Иррационализм становится не только основой миропонимания, но и обусловливает возникновение принципиально

новых тенденций в  развитии искусства. В результате нового

философского восприятия бытия и времени в искусстве рубежа веков

возникают апокалиптические мотивы. Неслучайно ряд направлений

искусства сохранился в  истории под весьма характерным  общим определением – декаданс.

Первыми знаками изменений  философских представлений о  мире

становятся философские учения, заявившие о себе еще в середине XIX века и

в силу значительного  опережения непонятые большинством современников.

Среди них иррационалистический экзистенциализм Серена Кьеркегора

(1813–1855), отказывающего  разуму в познании высших бытийных истин,

философский пессимизм  Артура Шопенгауэра (1788–1860), видевшего  в

жизни человека постоянную борьбу со смертью, постоянную нужду,

неизбывное страдание. Вслед за Иммануилом Кантом, Артур Шопенгауэр

отказывал рационалистическому научному познанию в возможности

постигнуть сущность бытия. Эстетическая теория Шопенгауэра

основывается на его уверенности  в том, что сущность мира может  быть

постигнута только интуитивными методами искусства. Чуть позже Фридрих

Ницше (1844–1900) подверг критическому переосмыслению два тысячелетия

развития человеческой культуры и  сформулировал идею смерти Бога. По

мнению Ницше, мир не имеет цели и смысла. Поэтому человечество

обречено на вырождение, если не спасет самое себя, создав «сверхчеловека»,

способного даровать людям новые жизненные цели и смысл. Для

формирования нового эстетического  мышления принципиальное значение

имели эстетические идеи Ницше, особенно работа «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), где ее автор утверждает существование двух типов культуры: дионисийского (свободного, жизненного, хаотического и трагического в силу неопределенности своих устремлений) и аполлоновского (логического, созерцательного, упорядоченного и в силу этого одностороннего, результата развития цивилизации). Идеи этих

философов оказали принципиальное влияние на формирование новых

представлений о мире и человеке в культуре XX века, пришедшим на смену

традиционным, основанным на христианской систему ценностей. Еще одним важным фактом эпохи, поколебавшим прежние представления о человеке и мире, были великие открытия в области естествознания, математики и физики. А также развитие экспериментальной психологии.

В целом для нового философского миропонимания характерны

следующие концептуальные установки:

· Мир-хаос, в своих основных проявлениях он иррационален, абсурден,

враждебен человеку.

· Ложь материального и непостижимость идеального.

· Разрушение идеи исторического прогресса.

· История человечества – блуждание в темноте, вечная трагедия.

· Разрушение гуманистических ценностей.

 

Таким образом, новое понимание личности и мира демонстрирует необходимость нового искусства. Литература максимально сближается с философией. Рождается феномен философской прозы, синтезирующей в себе признаки философского текста и художественного произведения одновременно. Этот процесс подчеркивает близость философии и литературы в поисках новых духовных ориентиров человеческого бытия. Эта тенденция намечается в литературе еще на рубеже 1870–80-х годы, прежде всего в знаменитой книге Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». Затем эти тенденции определят процесс творческого развития таких ярких представителей культуры рубежа веков, как Оскар Уайльд, Томас Манн, Джеймс Джойс и многих других.

  Модернизм (от фр. moderne – новейший, современный) – эпоха развития

культуры, условно датируемая 1890–1960 годами, характеризуется в целом

формированием новых философских  представлений о мире и о месте

человека в нем.

Художественная культура эпохи  модернизма включает в себя множество самостоятельных направлений, очень разных по своей общекультурной значимости: символизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, экспрессионизм, экзистенциализм и т. д. Все они взаимосвязаны в основах философского мировосприятия, основаны на принципиальном отрицании академической культуры, базовых, веками складывавшихся традиций искусства прошлых эпох. Ощущая дисгармонию мира, абсурдность и враждебность его человеку, коренную антигуманность основ жизни общества, одиночество и отчуждение личности, невозможность познания законов мироздания, трагизм положения художника, модернизм утверждает, что традиционное искусство не может адекватно осмыслить и воплотить реалии современной жизни. Следствием этого становится отказ от традиционного языка искусства и поиск новых приемов изображения мира и человека в искусстве, разработка новых систем эстетической кодировки

действительности. Очень важным в  новом искусстве оказывается  не только

выражение собственных переживаний  художника, но и сам процесс познания

основ мироздания, проникновение в суть вещей.

Для раннего модернизма, направлений, возникших в самом  начале

эпохи, характерен яркий  авангардизм, особая сила отрицания  традиционного,

агрессивный антирационализм, эпатажность, крайняя экстравагантность как

самих продуктов творческой деятельности, так и всех жизненных проявлений

художника.


Информация о работе Модернизм начала 20 века и его философские основы