Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 12:18, доклад
Модернизм и его основные направления, философские основы
Конец XIX – начало XX века – особый, переломный период в жизни
европейской культуры, время,
причудливым образом
новое, гениальные прозрения и невероятные заблуждения, что проявилось во
всех сферах человеческой жизни. Представители всех слоев населения все
отчетливей ощущали приближающийся кризис, чрезвычайность времени,
необходимость смены системы ценностей, лежащей в основе этого мира,
традиционного типа культуры. Рационализм как основа миропонимания
уходящей эпохи терпит поражение.
В это время складывается понятие– конца века, связанное
с тревогой и неуверенностью в будущем, с предощущением Конца Света.
Это время подведения итогов, во многом неутешительных выводов и поиска новой философии жизни, новых духовных ориентиров. Именно поэтому на рубеже веков всегда заметно усиление иррациональных, мистических тенденций, возникает ощущение некоего катастрофизма времени, завершенности культуры. Эта идея легла в основу целого ряда философских концепций, появившихся на рубеже веков и противопоставленных рационализму. Иррационализм становится не только основой миропонимания, но и обусловливает возникновение принципиально
новых тенденций в развитии искусства. В результате нового
философского восприятия бытия и времени в искусстве рубежа веков
возникают апокалиптические мотивы. Неслучайно ряд направлений
искусства сохранился в истории под весьма характерным общим определением – декаданс.
Первыми знаками изменений философских представлений о мире
становятся философские учения, заявившие о себе еще в середине XIX века и
в силу значительного опережения непонятые большинством современников.
Среди них иррационалистический экзистенциализм Серена Кьеркегора
(1813–1855), отказывающего разуму в познании высших бытийных истин,
философский пессимизм Артура Шопенгауэра (1788–1860), видевшего в
жизни человека постоянную борьбу со смертью, постоянную нужду,
неизбывное страдание. Вслед за Иммануилом Кантом, Артур Шопенгауэр
отказывал рационалистическому научному познанию в возможности
постигнуть сущность бытия. Эстетическая теория Шопенгауэра
основывается на его уверенности в том, что сущность мира может быть
постигнута только интуитивными методами искусства. Чуть позже Фридрих
Ницше (1844–1900) подверг критическому переосмыслению два тысячелетия
развития человеческой культуры и сформулировал идею смерти Бога. По
мнению Ницше, мир не имеет цели и смысла. Поэтому человечество
обречено на вырождение, если не спасет самое себя, создав «сверхчеловека»,
способного даровать людям новые жизненные цели и смысл. Для
формирования нового эстетического мышления принципиальное значение
имели эстетические идеи Ницше, особенно работа «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), где ее автор утверждает существование двух типов культуры: дионисийского (свободного, жизненного, хаотического и трагического в силу неопределенности своих устремлений) и аполлоновского (логического, созерцательного, упорядоченного и в силу этого одностороннего, результата развития цивилизации). Идеи этих
философов оказали принципиальное влияние на формирование новых
представлений о мире и человеке в культуре XX века, пришедшим на смену
традиционным, основанным на христианской систему ценностей. Еще одним важным фактом эпохи, поколебавшим прежние представления о человеке и мире, были великие открытия в области естествознания, математики и физики. А также развитие экспериментальной психологии.
В целом для нового философского миропонимания характерны
следующие концептуальные установки:
· Мир-хаос, в своих основных проявлениях он иррационален, абсурден,
враждебен человеку.
· Ложь материального и непостижимость идеального.
· Разрушение идеи исторического прогресса.
· История человечества – блуждание в темноте, вечная трагедия.
· Разрушение гуманистических ценностей.
Таким образом, новое понимание личности и мира демонстрирует необходимость нового искусства. Литература максимально сближается с философией. Рождается феномен философской прозы, синтезирующей в себе признаки философского текста и художественного произведения одновременно. Этот процесс подчеркивает близость философии и литературы в поисках новых духовных ориентиров человеческого бытия. Эта тенденция намечается в литературе еще на рубеже 1870–80-х годы, прежде всего в знаменитой книге Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». Затем эти тенденции определят процесс творческого развития таких ярких представителей культуры рубежа веков, как Оскар Уайльд, Томас Манн, Джеймс Джойс и многих других.
Модернизм (от фр. moderne – новейший, современный) – эпоха развития
культуры, условно датируемая 1890–1960 годами, характеризуется в целом
формированием новых философских представлений о мире и о месте
человека в нем.
Художественная культура эпохи модернизма включает в себя множество самостоятельных направлений, очень разных по своей общекультурной значимости: символизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, экспрессионизм, экзистенциализм и т. д. Все они взаимосвязаны в основах философского мировосприятия, основаны на принципиальном отрицании академической культуры, базовых, веками складывавшихся традиций искусства прошлых эпох. Ощущая дисгармонию мира, абсурдность и враждебность его человеку, коренную антигуманность основ жизни общества, одиночество и отчуждение личности, невозможность познания законов мироздания, трагизм положения художника, модернизм утверждает, что традиционное искусство не может адекватно осмыслить и воплотить реалии современной жизни. Следствием этого становится отказ от традиционного языка искусства и поиск новых приемов изображения мира и человека в искусстве, разработка новых систем эстетической кодировки
действительности. Очень важным в новом искусстве оказывается не только
выражение собственных переживаний художника, но и сам процесс познания
основ мироздания, проникновение в суть вещей.
Для раннего модернизма, направлений, возникших в самом начале
эпохи, характерен яркий авангардизм, особая сила отрицания традиционного,
агрессивный антирационализм, эпатажность, крайняя экстравагантность как
самих продуктов творческой деятельности, так и всех жизненных проявлений
художника.
Информация о работе Модернизм начала 20 века и его философские основы