Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:49, реферат
Нравственная концепция романа «Отверженные» соответствует представлению В. Гюго о человеческой жизни, как о непрерывной смене света и тьмы. Задача морального урока романа «Отверженные» поучения для писателя важнее реалистического анализа, ведь сам Гюго говорит в конце книги, что она имеет гораздо более важную цель, чем отображение реальной жизни. Понимая мир, как постоянное движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение, акцентируя (зачастую даже вопреки логике реальных событий) обязательную победу доброго и духовного начала над силами зла.
Введение 3
Часть 1. Роль Епископа Мириэля в передаче нравственных идеалов романа «Отверженные» 8
Часть 2. Нравственные идеи В. Гюго, выраженные через образ Жана Вальжана 11
Часть 3. «Мораль» Жавера -- антагониста Жана Вальжана 17
Заключение 21
Список использованной литературы 26
В романе перед нами предстают исключительные человеческие натуры, одни выше чем человеческие существа по своему милосердию или любви, другие ниже -- по своей жестокости и низости. Но в искусстве уроды живут долгой жизнью, если они прекрасные уроды. Гюго имел склонность к исключительному, театральному, гигантскому. Этого было бы мало для того, чтобы создать шедевр. Однако его преувеличения оправданны, так как герои наделены благородными и подлинными чувствами. Гюго непритворно восхищался Мириэлем, он непритворно любил Жана Вальжана. Он ужасался, но вполне искренне уважал Жавера. Искренность автора, масштабность образов -- превосходное сочетание для романтического искусства. В «Отверженных» было достаточно жизненной правды, чтобы придать роману необходимое правдоподобие16.
Любовь к ближнему и самоотречение сочетаются у героя Гюго с помыслами о нравственном идеале. Когда Вальжан спасает Жавера, то за этим поступком Гюго ставит возможность исправления закоренелого злодея путем воздействия на его сознание идеи «абсолютного добра» -- иными словами, он проповедует здесь христианскую идею непротивления злу, воздаяния добром за зло. Гюго создает убедительный образ полицейского со всеми его отвратительными повадками, наделяет его правдивыми чертами карьериста, рисует человека жестокого, не задумывающегося над тем, справедливо или несправедливо он поступает. Жавер действует механически, ему чужда идея добра, он всегда будет воплощать лишь служение правовой системе государства, он из тех людей, про кого можно сказать: «горбатого могила исправит», -- и тем не менее у Гюго он мгновенно перерождается под воздействием доброго поступка Жана Вальжана, точно так же как последний внезапно переродился под воздействием добродетельного Мириэля. Так могло получиться только потому, что поведение и судьба Жавера для Гюго определяются не его общественной функцией, а изначально владеющей его духовным миром силою некоего отвлеченного «зла».
Стремясь во что бы то ни стало доказать, что в человеческом обществе должны восторжествовать совесть и справедливость, писатель, следуя заранее намеченной схеме, помещает на баррикады Вальжана. В сюжетном плане появление на баррикаде Вальжана оказывается необходимым для того, чтобы показать путь героя от абсолютного порока к абсолютной добродетели. Поведение Жана Вальжана на баррикаде является менее всего поведением революционера. Но Гюго хотел показать, что Вальжан, борясь против Жавера и Тенардье, мог идти двумя «путями святости»: путем Мириэля, придерживаясь идеи всепрощения, и путем Анжольраса, боровшегося революционными методами против своих врагов. Отпуская Жавера на свободу, платя ему добром за зло, Вальжан в конце своих испытаний становится не Анжольрасом, а Мириэлем. Но этот поступок -- вовсе не дело «личной совести» Вальжана, он приобретает также абсолютную моральную ценность, поскольку именно благодаря ему Жавер оказывается и морально и физически уничтоженным.
Если бы в образе Жана Вальжана преобладали только эти стороны, то подобный герой оставил бы читателя совершенно равнодушным. Но в образе Вальжана надуманная моральная схема постоянно борется с жизненной правдой, и нередко жизненная правда берет верх. Благородство, честность, великодушие Вальжана воспринимаются как его естественные, органически присущие ему качества, ибо Жан Вальжан при всей своей индивидуальной исключительности задуман и обрисован как собирательный образ, в котором воплощены лучшие моральные качества.
Многое в построении сюжета, в обрисовке персонажей роднит «Отверженных» с романом-фельетоном -- с «Парижскими тайнами» Э. Сю, с «Графом Монте-Кристо» А. Дюма. Но сходство это совершенно поверхностное. Гюго не только подчинил все элементы приключенческого сюжета высокой и, по существу, реалистически осмысленной нравственное проблематике, что само по себе не позволяет ставить «Отверженных» в один ряд с «Графом Монте-Кристо», оставляет позади другие романы-фельетоны.
У эстетики Гюго свои, нравственные, законы. Ему важно утвердить определенные идеи и нравственные ценности, которым должны следовать люди. Категория должного и идеального -- чрезвычайно важный момент романтической эстетики, которой и следует В. Гюго. В то же время, при всей своей идеалистической сути, эстетика эта имеет и раз реальную подоплеку. Русский цензор Скуратов был недалек от истины, когда, обосновывая запрещение издания романа «Отверженные» в России, написал в 1866 г. следующее донесение своему начальству: «Как и во всех социалистических сочинениях, в этой книге несомненно господствует безнравственная тенденция производить все нарушения и преступления против установленного законом общественного порядка не от испорченной и развращенной воли преступника, а из дурного устройства общества и бесчеловечной жестокости сильных и облеченных властью лиц...»17
Примером своих романтических героев, преданных высокому нравственному долгу, автор и поучает, и подсказывает, и требует от людей следовать высоким моральным принципам, без которых немыслима настоящая жизнь. Герои Гюго волнуют читателей, заставляют их переживать, думать, негодовать или мечтать вместе с ними; за сегодняшним -- дурным и несовершенным -- писатель видит далекие светлые горизонты. В этом и заключается главный пафос этого романа.
Вот как о благотворном моральном воздействии романов Гюго сказано в статье «Великий романтик», написанной к пятидесятилетию со дня смерти Гюго, А. Н. Толстым:
«Взмахами кисти ... он рисовал портреты гигантов. Он наполнил мое мальчишеское сердце пылким и туманным гуманизмом. С каждой колокольни на меня глядело лицо Квазимодо, каждый нищий-бродяга представлялся Жаном Вальжаном.
Справедливость, Милосердие, Добро, Любовь из хрестоматийных понятий вдруг сделались вещественными образами... Мальчишескому сердцу они казались живыми титанами, и сердце училось плакать, негодовать и радоваться в меру больших чувств.
Гюго рассказывал мне ... о жизни человечества, он пытался очертить ее исторически, философски, научно. Могучие материки его романов, где фантазия заставляла бешено листать страницы, омывались благодатными потоками лирики. Его гуманистический романтизм одерживал бескровные победы над жалкой действительностью… Он набатно бил в колокол; „Проснитесь, человек бедствует, народ раздавлен несправедливостью"... Это было хорошо и грандиозно -- будить человечество»18.
1 Гюго В. Романы. М, 1999, с.83
2 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений, т. 30, М, 1982, с. 7.
3 Брахман С. «Отверженные» Виктора Гюго. М, 1968, с. 29
4 Гюго В. Полное собрание сочинений, т. 9, 1951, с. 63
5 Гюго В. Романы. М, 1999, с. 201
6 Брахман С. «Отверженные» Виктора Гюго. М, 1968, с. 38
7 Моруа А. Олимпия, или жизнь Виктора Гюго. М, 1998, с. 511
8 Евнина Е. М. Виктор Гюго, М.: Наука, 1976, с. 139
9 Брахман С. «Отверженные» Виктора Гюго. М, 1968, с. 61
10 Гюго В. Полное собрание сочинений, т. 11, 1951, с. 252
11 Гюго В. Полное собрание сочинений, т. 8, 1951, с. 102
12 Гюго В. Романы. М, 1999, с. 135
13Гюго В. Романы. М, 1999, с. 257
14 Гюго В. Романы. М, 1999, с. 336
15 Гюго В. Романы. М, 1999, с. 203
16 Моруа А. Олимпия, или жизнь Виктора Гюго. М, 1998, с. 516.
17 «Французские писатели в оценках царской цензуры».-- «Литературное наследство», т. 33-34. М., 1939, с. 790.
18 Толстой А. Н. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 10. М., 1961, с. 281-283
Информация о работе Мотивы преступлений в романе В. Гюго "Отверженные"