Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:47, сочинение
Пьеса М. Горького “На дне” по праву является вершиной горьковской драматургии и одним из самых сильных драматических произведений нашего века, а по меркам того времени и самым передовым. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и своей философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. “Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?” - это слова самого автора.
Пьеса М. Горького “На дне” по праву является вершиной горьковской драматургии и одним из самых сильных драматических произведений нашего века, а по меркам того времени и самым передовым. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и своей философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. “Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?” - это слова самого автора.
Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Её основной философской проблемой является спор о правде. Он раскрывается, прежде всего, в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову «ложь». Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно оно определяет развитие философского конфликта.
Оправдана ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, герой оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру. Например, после разговора с ним Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их, часто говорит неправду. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Герой верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова. “Вот... не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?” — говорит герой. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него— вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки своими красивыми историями, зачем жалеет, их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с его правдой, конечно же, выигрывает позиция Луки.
В пьесе правда соотносится с верой. Она, если человек действительно верит, становится правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. ”Твоя правда, а не ихняя... коли ты веришь, была у тебя настоящая Любовь... значит — была она!” Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для них трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством. Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Герой не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлёжки, так как его правда, которой является позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, герои начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние герой оказал на Сатина. «Он подействовал на меня; как кислота на старую и грязную монету...» — говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии он произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из его философии Сатин берет веру в человека: “Человек — вот правда! Он это понимал…”, но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Герой говорит, что надо верить в собственные силы, для сильного духом, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. “Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека” — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».
Таким образом, М. Горький, писатель, обладающий удивительным талантом, в своем произведении воплотил столкновение различных взглядов на бытие и сознание. Поэтому эту пьесу можно назвать социально-философской драмой.
В своих рассказах М. Горький часто раскрывал не только обыденность жизни людей, но и происходящие в их сознании психологические процессы. В пьесе “На дне” писатель показал, что соседство доведенных до жизни в нищете людей с проповедником терпеливого ожидания “лучшего человека” обязательно приводит к перелому в сознании людей. В ночлежках М. Горький запечатлел первое, робкое пробуждение человеческой души — самого прекрасного для писателя.
Информация о работе "На дне" как социально-философская драма