Н.А.НЕКРАСОВ – РЕДАКТОР. ПОИСКИ ТОЧНОГО СЛОВА. ОТ ЧЕРНОВЫХ НАБРОСКОВ ДО ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Передовые русские демократические журналы середины XIX века значительно расширили представление об обязанностях редакторов. Их деятельность, осмысление ими принципов редакторского дела легли в основу теории редактирования в современном понимании этого слова. Редакторское искусство всегда конкретно. Поэтому, изучая историю редактирования, мы включаем в круг наших наблюдений не только общие процессы и явления, но и практику первых настоящих редакторов.

Содержание работы

Введение 3
Начало редакторской деятельности Н. А. Некрасова 4
«Современник» 4
Примеры редакторской правки Н. А. Некрасова 5
От мысли к тексту 7
Эзопова речь 8
Заключение 9
Литература 10

Файлы: 1 файл

Айлина Ахмярова. Некрасов-редактор.docx

— 31.47 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

имени М. В. ЛОМОНОСОВА


 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра редакционно-издательского дела и информатики

 

 

 

 

 

 

Н.А.НЕКРАСОВ –  РЕДАКТОР. 

ПОИСКИ ТОЧНОГО  СЛОВА. ОТ ЧЕРНОВЫХ НАБРОСКОВ ДО ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА.

 

 

 

 

 

Реферат

студентки IV курса

413 группы дневного отделения

Ахмяровой А.Я.

 

Преподаватель – 

Фролова В.И.

 

 

 

Москва 2012

Оглавление

Введение 3

Начало редакторской деятельности Н. А. Некрасова 4

«Современник» 4

Примеры редакторской правки Н. А. Некрасова 5

От мысли к тексту 7

Эзопова речь 8

Заключение 9

Литература 10

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Передовые русские демократические  журналы середины XIX века значительно расширили представление об обязанностях редакторов. Их деятельность, осмысление ими принципов редакторского дела легли в основу теории редактирования в современном понимании этого слова. Редакторское искусство всегда конкретно. Поэтому, изучая историю редактирования, мы включаем в круг наших наблюдений не только общие процессы и явления, но и практику первых настоящих редакторов.

Для практического изучения истории редактирования мы выбрали  Н.А. Некрасова, одного из крупнейших редакторов своего времени.  Наибольшим образом его редакторские способности проявились в журнале «Современник», благодаря которым, возможно журнал и стал центром революционной печати. Предмет нашего анализа – редакторские приемы, которыми пользовался Некрасов в своей работе.

Основная опора нашего анализа – книга Корнея Чуковского «Мастерство Некрасова». Чуковский является одним из лучших отечественных исследователей творчества Некрасова и других писателей   60-х гг. XIX в. Книга состоит из двух частей. В первой части, «Учителя и предшественники» Чуковский пишет о влиянии на Некрасова Пушкина и Гоголя. Вторая часть, «Мастерство», это описание литературных и редакторских приемов Н.А. Некрасова, составляющих его мастерство, а также критический анализ его творчества. В 1962 году за книгу «Мастерство Некрасова» Чуковскому была присуждена Ленинская премия. 

Начало редакторской деятельности Н. А. Некрасова

Некрасов начал свою редакторскую работу в 1840 году в журнале «Пантеон Российских театров», а первым серьезным опытом Некрасова как редактора был сборник «Физиология Петербурга». Он вышел в 1845 году в двух частях и включал двенадцать статей. Среди авторов были Белинский, Григорович, Панаева и сам Некрасов. Материалы были по своему характеру очень разнородны, но их объединяла общая направленность – правда действительности, реализм. Следующие издания Некрасова – «Петербургский сборник», «Иллюстрированный альманах», «Литературный сборник» – продолжили эту линию.

Тогда, подбирая материал, организуя его, добиваясь цельности изданий, при подготовке самих произведений к печати Некрасов не превышал обычные обязанности издателей альманахов и сборников. Некрасов не считал себя вправе коснуться ни одной напечатанной статьи. По его мнению, быть редактором сборника было выбрать статьи, расположить их и потом присмотреть за изданием.

 

«Современник»

Обогатившись опытом редактирования этих изданий, Некрасов все чаще обращается к мысли о выпуске журнала. Так созрело решение взять  в свои руки журнал «Современник». Двадцать лет, с 1847 по 1866 год, стоял Некрасов во главе этого издания, ставшего органом революционной демократии. Выход каждой книги «Современника» был событием, его тираж в годы подъема революционного движения достиг огромной для того времени цифры – десять тысяч. Выдающийся организатор, Некрасов создал такой журнал, какого не было прежде, и в смысле идейном, и в отношении внутренней организации материала.

Одно из главных качеств  Некрасова как редактора –  умение создать условия для проявления таланта писателей. Чернышевский писал, что благодаря уму и твердости Некрасова он имел возможность писать так, как писал. Даже составители фельетонов имели в редакции право на самостоятельность. Одной из своих обязанностей журнал считал заботливо следить за вновь появляющимися дарованиями. В «Современнике» печатались почти все русские писатели того периода: Тургенев, А. Толстой, Григорович, Герцен, Гончаров, Писемский, Г. Успенский, Помяловский, Островский, Салтыков-Щедрин.

Некрасов – один из первых редакторов, которые вели журнал как коллективное издание, руководимое редакционной коллегией. Соредакторами Некрасова в разное время были Толстой, Тургенев, Островский, Григорович, Панаев, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин.

Некрасов в совершенстве владел навыками редакторской работы. Он умел воздействовать на читателя, знал его вкусы. «Современник» выходил  в свет в изящной обложке сиреневого цвета, к нему прилагалась картинка «парижских мод». В нем были и  повести, и стихи, и переводные статьи. Не все они, с точки зрения самого редактора, представляли интерес. Задача Некрасова заключалась в том, чтобы незатейливые повести и  безобидные статьи, если и не прямо  служили общему направлению журнала, но, по крайней мере, не противоречили  бы ему, не нарушали общей целостности  издания. Он обладал талантом вдохнуть в журнал жизнь. Некрасов искусно  распределял статьи журнала по сезонам  и месяцам: в летние месяцы, когда  журнал расходился хуже, важные, программные  материалы не печатались.

 

Примеры редакторской правки Н. А. Некрасова

Сам Некрасов писал, что кроме  общего руководства журналом на нем лежала и другая, нелегкая работа. Он читал и справлял рукописи, объяснялся с цензорами. Чтобы подготовить одну книжку «Современника», редактору приходилось иногда прочитать не одну сотню листов рукописей, затем десятки корректурных листов, иногда много раз возвращаясь к тексту статей, вести обширную переписку.

Рассмотрим несколько  примеров редакторской работы Некрасова  над текстом. При всем уважении к  Белинскому Некрасов вносил изменения и в его статьи. Изменения в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» касаются оценки повести «Двойник» Достоевского, идейная позиция которого была чужда Некрасову. Вместо «так быстро сделанной славы, как слава г. Достоевского» Некрасов пишет: «такого быстрого успеха, какой имел г. Достоевский». Если у Белинского написано: «В «Двойнике» автор обнаружил огромную силу творчества, характер героя принадлежит к числу самых глубоких, сильных и истинных концепций, какими может похвалиться русская литература, ума и истины в этом произведении бездна, художественного мастерства – тоже», то после правки Некрасовым этот отрывок выглядит значительно сдержаннее: «В «Двойнике» автор обнаружил замечательную силу творчества, характер героя концентрирован глубоко и смело, истины в этом произведении много»1.

В 1850 году Н. Страхов представил в редакцию «Современника» повесть «По утрам». Повесть напечатана не была, но в архиве Страхова сохранилась рукопись с пометками Некрасова и его письмо: «В авторе есть талант, слог его также хорош, манера довольно оригинальна. Но напечатать этой повести нельзя– цензура найдет ее скандальною, безнравственною – и запретит»2.

Повесть написана в форме дневниковых записей, сделанных «по утрам». В ней нет определенного сюжета, но много философского наблюдения и психологии. Содержание, скорее всего, не давало повода для опасений, высказанных Некрасовым. Отказ редакции был вызван другим: Некрасов почувствовал в Страхове противника революционно-демократического лагеря.

 

От мысли к тексту

Некрасов был убежден: «Нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого... Я всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т.д. Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив, да еще вот что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же, сколько в собственные. Недостаток этой веры иногда бессознательно мешает писателю высказаться и заставляет откидывать вещи очень глубокие, чему лень, разумеется, потворствует»3.

Умственной лени Некрасов не знал никогда, и всякий раз, когда ему случалось поймать какую-нибудь мысль, какой-нибудь образ, он действительно бывал к себе неумолим, во что бы то ни стало он хотел найти другие образы, другие слова, где не было бы никакого разрыва между идеей и ее воплощением.

Он был неутомим в работе над словом, об этом свидетельствуют  его рукописи. Разница между первыми  черновыми набросками и окончательным  текстом, как правило, огромна. «Поражает, – пишет Чуковский, – его постоянная готовность уничтожать целые массивы стихов, представляющие собой совершенно, казалось бы, законченный текст, отделанный им для печати»4. Этот метод Чуковский называет «расточительным некрасовским методом», требовавшим от поэта огромного расхода творческой энергии.

Некрасов очень напряженно работал над стилем, стремился, чтобы  он всегда подходил к содержанию. Художественный диапазон его поэтических средств необъятно широк и он всегда стремится к замене общих понятий конкретными. Создавая стихи, реалистически изображавшие современную русскую жизнь, русскую природу, Некрасов в своих рукописях добивался наибольшей точности, фактичности, материальности речи.

Однако им же созданы такие  стихи, стилистическая направленность которых была совершенно другой. Такие шедевры, как «Родина», «Муза», «Элегия», «Страшный год», «Смолкли честные…», созданы в ораторском духе, написаны в высоком, патетическом стиле. Эта поэзия наполнена отвлеченными понятиями, иносказаниями, метафорами. Стиль здесь совершенно иной, Некрасов здесь отходит от предметности. Все стили поэзии были по силам Некрасову. Он писал и народные песни, и дискуссии в стихах, и водевильные куплеты, и стихотворные новеллы.

Творчество Некрасова  совпало с эпохой рассвета родной фольклористики. Некрасов изучал сборники русских песен, пословиц, загадок, поговорок. Солдатская и крестьянская речь были с детства известны ему. Он еще молодым стал большим знатоком народнопоэтических образов, народных форм мышления.

 

Эзопова речь

Чуковский в своей книге  использует понятие эзопова языка. Это иносказательный язык, что становится понятно по названию. Это специфический языковой код, с помощью которого за цензурными словами закреплялся тайный революционный смысл. В русской литературе XIX века существовало два метода применения эзопова языка. Один из них – неожиданный, внезапный удар по неприятелю. Второй - метод регулярной, многолетней войны, длительного изматывания вражеских сил на основе сложной стратегии. Здесь нет стремления вызвать сенсацию. Эта война была негромкой и медленной, но стала хорошим и удобным инструментом для политического воздействия на массы в условиях цензурной печати.

Некрасов в своем «Современнике» придерживался главным образом  второго из этих способов. В некрасовском «Современнике» был выработан особый писательский стиль, при помощи которого одна и та же идея какой-нибудь статьи или повести одновременно приобретала два разных значения. Одно – явное для всех, не нарушающее цензурных правил, и второе – тайное, доступное лишь посвященным, имеющее недозволенный цензурой смысл. Только второе значение и существовало для этой категории читателей.

Заключение

Мы изучили становление  Некрасова как редактора, рассказали о его первых шагах в этой области. Мы узнали о его работе в журнале  «Современник». Конечно, наибольший акцент в этом анализе направлен на изучение редакторских приемов Н.А. Некрасова. Был проанализирован способ организации  редакции журнала и  участие самого Некрасова в правке печатающихся произведений.

Отношение критиков к поэзии Н.А.Некрасова всегда отличалось неоднозначностью. И сейчас существуют два противоположных взгляда на его поэтическое наследие. С одной стороны, его определяют как прозаика в поэзии, с другой – как поэта-песенника. Впрочем, эти два подхода к творчеству поэта нередко сочетаются как две грани одного целого. Так Чуковский простоту и «прозаичность» стихотворений Некрасова связывается с облечением в стройные поэтические формы бытовых интонаций, с опорой на привычную, а потому простую, народно-песенную основу.

Некрасов не ленился, работая  над своими собственными произведениями. Проходило много времени, прежде чем свету было представлено новое  стихотворение. Каждое слово, каждая мысль  тщательно обдумывалась поэтом, что, возможно, и привело к такой  мелодичности его произведений. О музыкальности стихов Некрасова говорит и сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Так, более ста его стихотворений положены на музыку композиторами. Наибольшую популярность завоевали произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича.

 

Литература

  1. Антонович М.А. Из воспоминаний о Н. А. Некрасове. Академия, Л., 1930.
  2. Накорякова К.М. Очерки по истории редактирования в России. XVI–XIX вв. М., 2004
  3. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М.: Художественная литература, 1971

1 Антонович М. Из воспоминаний о Н. А. Некрасове: Цит. по кн.: Н. А. Некрасов в воспоминаниях и документах // Академия.- Л., 1930.

2 Антонович М. Из воспоминаний о Н. А. Некрасове: Цит. по кн.: Н. А. Некрасов в воспоминаниях и документах // Академия.- Л., 1930.

Информация о работе Н.А.НЕКРАСОВ – РЕДАКТОР. ПОИСКИ ТОЧНОГО СЛОВА. ОТ ЧЕРНОВЫХ НАБРОСКОВ ДО ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА