Наташа Ростова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:11, реферат

Описание работы

Роман-эпопея Л. Толстого “Война и мир” создавался в 1860-е годы, когда в современном обществе шли споры не только о дальнейших путях развития России, но и о роли женщины в семейной и социальной жизни.
Важную роль в романе играют женские образы, которые, как и образы других героев, делятся на статичные и развивающиеся.
В романе Толстого “Война и мир” одной из главных героинь является Наташа Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщ

Файлы: 1 файл

Роман.docx

— 17.89 Кб (Скачать файл)

  Роман-эпопея Л. Толстого  “Война и мир” создавался  в 1860-е годы, когда в современном  обществе шли споры не только  о дальнейших путях развития  России, но и о роли женщины  в семейной и социальной жизни. 

    Важную роль  в романе играют женские образы, которые, как и образы других  героев, делятся на статичные и развивающиеся.

    В романе Толстого  “Война и мир” одной из  главных героинь является Наташа  Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на  протяжении длительного времени.  С годами меняются ощущения  и мировосприятие героини. 

    Впервые в романе  она появляется тринадцатилетней  девочкой, “черноглазая, с большим  ртом, некрасивая, но живая”. Подчеркивая  внешнюю непривлекательность своей  героини, Толстой утверждает, что  гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность,  способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность  и одухотворенность Наташи побеждают  ум и хорошие манеры.

    Толстой противопоставляет  живую, энергичную, всегда неожиданную  Наташу холодной Элен, светской  женщине, живущей по заведенным  правилам, никогда не совершающей  необдуманных поступков. Элен, в  отличие от Наташи, никогда бы  не позволила бы себе при  Марье Дмитриевне, которую все  боятся, спросить через весь стол, какое пирожное будет сегодня  на ужин.

    Элен - порождение  общества, в котором Наташа появляется  лишь однажды. Она не испорчена  его условностями и предрассудками  и живет лишь по тем законам,  которые диктует ей сердце, сохраняя  жизнерадостность, естественность  и непосредственность.

    С возрастом  в Наташе возникает желание  быть в центре внимания, вызывать  всеобщее восхищение. Наташа любит  себя и считает, что все также  должны ее любить; хотя героине  и присущ эгоизм, это эгоизм  еще искренне-детский, свойственный  личности несформировавшейся. Она  любит думать о себе от третьего  лица и сама о себе замечает: “Что за прелесть эта Наташа!”  И все действительно восхищаются  ею, любят ее. Наташа одним впечатлением  определяет общественное поведение,  заставляет по-новому видеть вещи.

    Наташа принадлежит  к тем персонажам, которые живут  “умом сердца”. Об уме же  героини судить сложно. Пьер говорит,  что Наташа “не удостаивает  быть умной”. Ее предназначение  состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни.

    Многие эпизоды  романа рассказывают о том,  как Наташа вдохновляет людей,  делает их лучше, добрее, возвращает  им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает  Долохову в карты и возвращается  домой раздраженный, не ощущающий  радости жизни, он слышит пение  Наташи и с этим умиротворяющим  голосом забывает свою неудачу.  В этот же момент Николай  чувствует, что сама жизнь прекрасна  и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный  момент герой думает: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она — настоящее”.

    Героине Толстого  свойственно сострадание. Наташа  очень хорошо понимает и жалеет  Денисова, сделавшего ей предложение.  Когда плакала Соня, Наташа, не  зная причины ее слез, “распустив  свой большой рот и сделавшись  совершенно дурной, заревела как  ребенок... и только оттого, что  Соня плакала”. Толстой наделяет  свою героиню редкими душевными  качествами: чуткостью и интуицией. 

    В Наташе изначально  заложен русский национальный  характер. В сцене после охоты  она с удовольствием слушает  игру и пение дядюшки, который  “пел так, как поет народ”, а затем танцует “Барыню”. Все  окружающие поражаются ее умению  понять все то, что было во  всяком русском человеке. “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!”

    Писатель отмечает  поэтичность своей героини. Находясь  в Отрадном, Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало”, - говорит она. В этом проявляется близость героини к природе.

    Свойственно героине  и самопожертвование. Не задумываясь,  она отдает все подводы под  раненых, оставляя вещи, и не  представляет, что можно поступить  иначе в данной ситуации.

    Сущность натуры  Наташи - любовь. Это чувство неотделимо  от героини. Искреннее чувство  впервые посещает ее при встрече  с князем Андреем. Андрей Болконский  становится непринужденным и  естественным рядом с Наташей,  а он мог оставаться собой  лишь с очень немногими людьми: “Князь Андрей любил встречать  в свете то, что не имело  на себе общего светского отпечатка.  И такова была Наташа”. 

    Однако Наташа  Ростова и Андрей Болконский- разные люди. Он живет разумом, она - сердцем, инстинктом, и поэтому чужда интеллектуальному миру князя Андрея. В том, что Наташу влечет к Анатолю Кура-гину, который противопоставлен князю Андрею полнотой жизни, проявляется естественность Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Она выполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви) остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей.

    После душевного  кризиса Наташу вновь посещает  радостное и новое чувство.  Оно и возвращает ее к жизни.  Важную роль сыграл здесь и  Пьер, “детская душа” которого  была столь близка Наташе. Он  был единственным, кто вносил  радость в дом Ростовых, когда  она мучилась угрызениями совести,  страдала и ненавидела себя  за случившееся. Пьер боготворил  Наташу, а она была благодарна  ему только за то, что он  есть и что он для нее  единственное утешение. Пьер, как  и Наташа, живет чувствами и  эмоциями, поэтому эти герои так  близки друг другу по своему  внутреннему содержанию.

    В эпилоге Наташа  показана уже не той веселой,  наивной девочкой. Она любящая  и любимая жена, мать четверых  детей. Бывшая модница, героиня  не интересуется более своей  внешностью, поскольку теперь это  для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась  к ответу на вопрос о смысле  человеческого бытия. Фальшивое  светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически  перестает бывать в свете. 

    Только через  любовь к Пьеру и семью Наташа  обретает душевное спокойствие. 

    Создав образ  Наташи Ростовой, Толстой дал  понять, что она последует за  Пьером Безуховым в Сибирь  и повторит судьбу жен декабристов. 

    Итак, в образе  Наташи Ростовой воплотилась  идея о том, что красоты и  счастья нет там, где нет  добра, простоты и правды. Именно  от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Эта героиня  явилась толстовским идеалом  жизни без мук и исканий  холодного разума.


Информация о работе Наташа Ростова