Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценивать поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный – «словесный, устный») общения.
Этот язык позволяет говорящему в полной мере выразить свои чувства, показывает, на сколько участники разговора владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле.

Содержание работы

1.Введение.
Невербальные средства общения.
2.Мимика.
3.Жестикуляция.
4.Эмоциональные жесты.
5.Указательные жесты.
6.Изобразительные жесты.
7.Символические жесты.
8.Заключение.
9.Используемая литература.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 20.87 Кб (Скачать файл)

Областное государственное  бюджетное образовательное учреждение

«Томский базовый медицинский  колледж»

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «Русский язык».

Тема: Невербальные средства общения.

 

                                                             Выполнил: студент 

                                                             группы 633_1

                                                             Емельяненко.Е.А

                                                             Проверил:преподаватель                                

                                                             Ефтина.Г.А

 

 

 

 

Томск 2013 год.

 

План:

    1. Введение.

Невербальные средства общения.

    1. Мимика.
    2. Жестикуляция.
    3. Эмоциональные жесты.
    4. Указательные жесты.
    5. Изобразительные жесты.
    6. Символические жесты.
    7. Заключение.
    8. Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Введение.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно  оценивать поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный – «словесный, устный») общения.

Этот язык позволяет говорящему в полной мере выразить свои чувства, показывает, на сколько участники  разговора владеют собой, как  они в действительности относятся  друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный  и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А  если на лице собеседника еще и  презрительная улыбочка, то уже никак  не захочешь изливать душу, делится  сокровенным. Другое дело взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, показывает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

 

 

Мимика

Главным показателем чувства  говорящего является выражение лица. Мимика позволяет нам лучше понять, разобраться, какие чувства испытывает собеседник. Так поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот  свидетельствуют об удивлении; опущенные  вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль отражают светлые  брови, потухшие глаза, слегка опущенные  уголки губ, а счастье – спокойные  глаза, приподнятые внешние уголки губ.

Для каждого, участвующего в  беседе, с одной стороны, важно  уметь «расшифровывать», «понимать»  мимику собеседника. С другой стороны  необходимо знать, в какой степени  он сам владеет мимикой, насколько  она выразительна.

 Следует наблюдать,  как изменяется мимика и передает  ли она соответствующую эмоцию.

Жестикуляция

О многом может сказать  и жестикуляция собеседника.

Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто  он ими сопровождает свою речь. И  вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются  естественным путем. Вероятно, объясняется  это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

В русском языке существует не мало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а так же различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, развести руками, опустить руки, положа руку на сердце, погрозить пальцем.  

Жесты

«Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно». Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова. Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.

Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает  ее эмоциональное звучание,

Способствует лучшему  восприятию речи. В то же время не все жесты производят благоприятное  впечатление.

Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, вертит пуговицы.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Не редко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на: эмоциональные, указательные, изобразительные и символические

Эмоциональные жесты

Наша речь часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, растерянность, замешательство – все это проявляется  не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернутся спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные  жесты

Можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жестов? В таки ситуациях требуется  указательный жест. Им говорящий выделяет какой то предмет из ряда однородных, показывает место – рядом, наверху, над ним, подчеркивает порядок следования – по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела.      

Некоторые указательные жесты имеют условный характер.

Так, когда говорящий показывает себе на грудь – слева, где сердце, говоря: « У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственным человеком.

Бывают случаи, когда расшифровка  жеста определяется ситуацией.  Например:

 Идет лекция. Один из  слушателей, поймав взгляд другого,  показывает пальцем место на  руке, где носят часы. Он хочет  узнать который час.

Указательный жест рекомендуется  использовать в очень редких, необходимых  случаях, когда есть предмет (или  наглядное пособие), на  которое  можно указать.

Изобразительные жесты

Изобразительные жесты появляются в случаях:

  • если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
  • если одних слов недостаточно по каким-либо причинам              (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность);
  • если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты

Примером может быть жестикуляция актера, заканчивая выступления, прощаясь с публикой. Самый частый жест –  поклоны, как символ благодарности  за теплый прием, за аплодисменты. Такие  жесты условны и называются они  символическими.

Некоторые из них имеют  вполне определенное значение.

Например, скрещенные руки указывают  на защитную реакцию.

Руки в боки - символ непокорности. Обхватить руками голову – признак  неприятности или беды.

Символические жесты характерны для ряда типовых ситуаций. Жест интенсивности – рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Какая она упрямая; Он очень упорный.

Известен так же жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками, ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражение: Нет, нет, нет!  Не надо, не надо, прошу вас;

Жест противопоставления – кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Одно окно на север, другое на юг; Нечего туда - сюда ходить.

Жест разъединения – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это надо различать; Они разошлись.

Жесты объединения, сложения – пальцы соединяются в щепоть или соединяются в ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте соединим усилия.

Заключение.

При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в  своем представлении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько  изменяется и утрачивает свою окраску. Так, за последние время жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево - вправо в одной плоскости с  ладонью, обращенной к уходящему. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси.

Высказывания  могут сопровождаться не одним, а  несколькими жестами.

Каждый  из жестов в речи должен свидетельствовать  о движении мысли и чувств говорящего, являться физическим выражением его  творческого усилия.

Неопределенный  жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает смех и унижает идею». Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно человек с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному сдержанному в проявлении своих чувств, жесты несвойственны.

Лучшим  жестом считается тот, которого не замечают, который сливается со словом и  усиливает его воздействие на слушателей.

 

 

Используемая  литература:

Л.А. Введенская, «Русский язык и культура речи». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2001год.


Информация о работе Невербальные средства общения