Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:59, биография
Николай Гумилев родился в Кронштадте. Отец — морской врач. Детство провел в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет — стихотворение в газете «Тифлисский листок».
Николай Степанович Гумилёв
(1886-1921)
Николай Гумилев родился
в Кронштадте. Отец — морской
врач. Детство провел в Царском
Селе, в гимназии учился в Петербурге
и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет,
первое печатное выступление в 16 лет
— стихотворение в газете «Тифлисский
листок».
Осенью 1903 семья возвращается в Царское
Село, и Гумилев заканчивает там гимназию,
директором которой был Иннокентий Анненский
(учился плохо, выпускные экзамены сдал
в 20 лет). Переломный момент — знакомство
с философией Ф. Ницше и стихами символистов.
В 1903 познакомился с гимназисткой Анной Горенко
(будущей Анной Ахматовой). В 1905 в издании
автора выходит первый сборник стихов
— «Путь конквистадоров», наивная книга
ранних опытов, которой, тем не менее, уже
найдена собственная энергичная интонация
и появился образ лирического героя, мужественного,
одинокого завоевателя.
В 1906, после окончания гимназии, Гумилев уезжает в Париж, где слушает
лекции в Сорбонне и заводит знакомства
в литературно-художественной среде. Предпринимает
попытку издания журнала «Сириус», в трех
вышедших номерах которого печатается
под собственной фамилией и под псевдонимом
Анатолий Грант. Посылает корреспонденции
в журнал «Весы», газеты «Русь» и «Раннее
утро». В Париже, и тоже в издании автора,
вышел второй сборник стихов Гумилева
— «Романтические цветы» (1908), посвященный А. А. Горенко.
С этой книги начинается период зрелого
творчества Н. Гумилева. Брюсов, похваливший
— авансом — первую его книгу, с удовлетворением
констатирует, что не ошибся в своих прогнозах:
теперь стихи «красивы, изящны и, большею
частью, интересны по форме». Весной 1908
года Гумилев возвращается в Россию, сводит
знакомство с петербургским литературным
светом (Вячеслав Иванов), выступает постоянным
критиком в газете «Речь» (позже начинает
печатать в этом издании также стихи и
рассказы).
Осенью совершает свою первую поездку
на Восток — в Египет. Поступает на юридический
факультет столичного университета, вскоре
переводится на историко-филологический.
В 1909 принимает деятельное участие в организации
нового издания — журнала «Аполлон», в
котором в дальнейшем, до 1917 года, печатал
стихи и переводы и вел постоянную рубрику
«Письма о русской поэзии».
Собранные в отдельную книгу (Пг., 1923) рецензии
Гумилева дают яркое представление о литературном
процессе 1910-х годов. В конце 1909 года Гумилев
на несколько месяцев уезжает в Абиссинию,
а вернувшись, издает новую книгу — «Жемчуга».
25 апреля 1910 Николай Гумилев венчается
с Анной Горенко (разрыв их отношений произошел
в 1914 году). Осенью 1911 создается «Цех поэтов»,
манифестировавший свою автономию от
символизма и создание собственной эстетической
программы (статья Гумилева «Наследие
символизма и акмеизм», напечатанная в
1913 в «Аполлоне»). Первым акмеистическим
произведением считали в Цехе поэтов поэму
Гумилева «Блудный
сын» (1911), вошедшую в его сборник «Чужое
небо» (1912). В это время за Гумилевым
прочно укрепилась репутация «мастера»,
«синдика» (руководителя) Цеха поэтов,
одного из самых значительных современных
поэтов. Гумелёв считается создателем
школы акмеизма (Акмеи́зм (от греч. — «высшая степень, вершина,
цветение, цветущая пора») — литературное
течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность,
предметность тематики и образов, точность
слова.)
Весной 1913 в качестве начальника экспедиции
от Академии Наук Гумилев уезжает на полгода
в Африку (для пополнения коллекции этнографического
музея), ведет путевой дневник (отрывки
из «Африканского дневника» публиковались
в 1916, более полный текст увидел свет в
недавнее время).
В начале Первой мировой войны Н. Гумилев,
человек действия, поступает добровольцем
в уланский полк и заслуживает за храбрость
два Георгиевских креста. В «Биржевых
ведомостях» в 1915 публикуются его «Записки
кавалериста».
В конце 1915 выходит сборник «Колчан», в журналах печатаются его
драматургические произведения — «Дитя
Аллаха» (в «Аполлоне») и «Гондла» (в «Русской
мысли»). Патриотический порыв и упоенность
опасностью скоро проходят, и он пишет
в частном письме: «Искусство для меня
дороже и войны, и Африки».
Гумилев переходит в гусарский полк и
добивается отправки в русский экспедиционный
корпус на Салоникский фронт, но по пути
задерживается в Париже и Лондоне до весны
1918. К этому периоду относится цикл его
любовных стихов, составивший вышедшую
посмертно книжку «Кенией звезде» (Берлин,
1923).
В 1918 по возвращении в Россию Гумилев интенсивно
работает как переводчик, готовя для издательства
«Всемирная литература» эпос о Гильгамеше,
стихи французских и английских поэтов.
Пишет несколько пьес, издает книги стихов «Костер» (1918),«
3 августа 1921 года Николай был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Несколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян.
24 августа вышло постановление о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 61 человек), опубликованное 1 сентября с указанием на то, что приговор уже приведён в исполнение. Дата, место расстрела и захоронения неизвестны. Распространены следующие версии:
Чекисты ,расстрелявшие его, рассказывали, что их потрясло его самообладание.
Стихи
Сонет(«путь конвкистадоров»)
Я конквистадор
в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман… но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду…
Я конквистадор в панцире железном.
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.
Умный дьявол(«романтические цветы»)
Мой старый друг, мой верный Дьявол,
Пропел мне песенку одну:
— Всю ночь моряк в пучине плавал,
А на заре пошел ко дну.
Кругом вставали волны-стены,
Спадали, вспенивались вновь,
Пред ним неслась, белее пены,
Его великая любовь.
Он слышал зов, когда он плавал:
«О, верь мне, я не обману»…
Но помни, — молвил умный Дьявол, —
Он на заре пошел ко дну.
Блудный сын («Чужое небо»)
1.
Нет дома подобного этому дому!
В нем книги и ладан, цветы и молитвы!
Но, видишь, отец, я томлюсь по иному,
Пусть в мире есть слезы, но в мире есть
битвы.
На то ли, отец, я родился и вырос,
Красивый, могучий и полный здоровья,
Чтоб счастье побед заменил мне твой клирос
И гул изумленной толпы — славословья.
Я больше не мальчик, не верю обманам,
Надменность и кротость — два взмаха кадила,
И Петр не унизится пред Иоанном,
И лев перед агнцем, как в сне Даниила.
Позволь, да твое приумножу богатство,
Ты плачешь над грешным, а я негодую,
Мечом укреплю я свободу и братство,
Свирепых огнем научу поцелую.
Весь мир для меня открывается внове,
И я буду князем во имя Господне…
О счастье! О пенье бунтующей крови!
Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!..
2.
Как розов за портиком край небосклона!
Как веселы в пламенном Тибре галеры!
Пускай приведут мне танцовщиц Сидона
И Тира, и Смирны… во имя Венеры.
Цветов и вина, дорогих благовоний…
Я праздную день мой в веселой столице!
Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?..
А вот они, вот они, salve amice.
Идите скорей, ваше ложе готово,
И розы прекрасны, как женские щеки;
Вы помните верно отцовское слово,
Я послан сюда был исправить пороки…
Но в мире, которым владеет превратность,
Постигнув философов римских науку,
Я вижу один лишь порок — неопрятность,
Одну добродетель — изящную скуку.
Петроний, ты морщишься? Будь я повешен,
Коль ты недоволен моим сиракузским!
Ты, Цинна, смеешься? Не правда ль, потешен
Тот раб косоглазый и с черепом узким?
3.
Я падаль сволок к тростникам отдаленным
И пойло для мулов поставил в их стойла;
Хозяин, я голоден, будь благосклонным,
Позволь, мне так хочется этого пойла.
За ригой есть куча лежалого сена,
Быки не едят его, лошади тоже:
Хозяин, твои я целую колена,
Позволь из него приготовить мне ложе.
Усталость — работнику помощь плохая,
И слепнут глаза от соленого пота,
О, день, только день провести, отдыхая…
Хозяин, не бей! Укажи, где работа.
Ах, в рощах отца моего апельсины,
Как красное золото, полднем бездонным,
Их рвут, их бросают в большие корзины
Красивые девушки с пеньем влюбленным.
И с думой о сыне там бодрствует ночи
Старик величавый с седой бородою,
Он грустен… пойду и скажу ему: «Отче,
Я грешен пред Господом и пред тобою».
4.
И в горечи сердце находит усладу:
Вот сад, но к нему подойти я не смею,
Я помню… мне было три года… по саду
Я взапуски бегал с лисицей моею.
Я вырос! Мой опыт мне дорого стоит,
Томили предчувствия, грызла потеря…
Но целое море печали не смоет
Из памяти этого первого зверя.
За садом возносятся гордые своды,
Вот дом — это дедов моих пепелище,
Он, кажется, вырос за долгие годы,
Пока я блуждал, то распутник, то нищий.
Там празднество: звонко грохочет посуда,
Дымятся тельцы и румянится тесто,
Сестра моя вышла, с ней девушка-чудо,
Вся в белом и с розами, словно невеста.
За ними отец… Что скажу, что отвечу,
Иль снова блуждать мне без мысли и цели?
Узнал… догадался… идет мне навстречу…
И праздник, и эта невеста… не мне ли?!
Природа(«фарфоровый павелион»)
Спокойно маленькое озеро,
Как чаша, полная водой.
Бамбук совсем похож на хижины,
Деревья — словно море крыш.
А скалы острые, как пагоды,
Возносятся среди цветов.
Мне думать весело, что вечная
Природа учится у нас.
Шестое чувство( сборник “Огненный столп”)
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Всё ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так, век за веком — скоро ли, Господь?
—
Под скальпелем природы и искусства,
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Информация о работе Николай Степанович Гумилёв 1886-1921 годы