Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:42, доклад
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал в 1781—1782 годах лекции И. Г. Шварца в Университете.
Никола́й
Миха́йлович Карамзи́н (1 [12]
Почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и«Вестника Европы» (1802—1803).
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал в 1781—1782 годах лекции И. Г. Шварца в Университете[2].
В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в преображенский гвардейский полк Петербурга, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил вСимбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а после приезда в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом «Дружеского учёного общества»[3].
В Москве Карамзин познакомился
с писателями и литераторами: Н. И.
В 1789—1790 годы предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература. С тех пор его считают одним из её главных деятелей.
Н. М. Карамзин наПамятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
По возвращении
из поездки в Европу, Карамзин
поселился в Москве и начал деятельность
в качестве профессионального писателя
и журналиста, приступив к изданию «Московского
журнала» 1791—1792 (первый русский литературный
журнал, в котором среди других произведений
Карамзина появилась упрочившая его славу
повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил
ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной
словесности», «Мои безделки», которые
сделали сентиментализм основны
Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографаНиколаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.
С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора. Своей задачей Карамзин ставил доказательство того, что никаких преобразований проводить в стране не нужно.
«Записка о древней
и новой России в её политическом
и гражданском отношениях»
Незаконченный XII том был издан после его смерти.
Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом
простуды, полученной 14 декабря 1825
года. В этот день Карамзин был на Сенатской
площади[источник не указан
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.[1]
«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И. Герцен[5].
Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792) и повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание1796) открыли в России эпоху сентиментализма.
Лиза удивилась,
осмелилась взглянуть на молодого человека, —
ещё более закраснелась и, потупив глаза
в землю, сказала ему, что она не возьмёт
рубля.
— Для чего же?
— Мне не надобно лишнего.
— Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные
руками прекрасной девушки, стоят
рубля. Когда же ты не берёшь его, вот тебе
пять копеек. Я хотел бы всегда покупать
у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их
только для меня.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Публикация этих произведений
имела большой успех у
Поэзия Карамзина,
развившаяся в русле
Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.
«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
…
Странность любви, или бессонница (1793)
Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:
Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище (1792)
Проза и поэзия
Карамзина оказали решительное
влияние на развитие русского
литературного языка. Карамзин целенаправленно
отказывался от использования церковнославянск
Карамзин ввёл
в русский язык множество новых
слов — как неологизмов («
Изменения в
языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали
бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811
году общество «Беседа
любителей русского слова», целью которого была пропаганда
«старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ
в 1815
году образовалось литературное
общество «Арзамас», которое иронизировало над
авторами «Беседы» и пародировало их произведения.
Членами общества стали многие поэты нового
поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Дав
Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии.
Почтовая
марка СССР, посвящённая Н. М. Карамзину, 1991, 10 копеек (ЦФА 6378, Скотт 605
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (опубликовано в1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.
«История» Карамзина не была первым
описанием истории России, до него были
трудыВ. Н. Татищева и М. М.
В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк —описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.
В известной эпиграмме, чьё авторство приписывается А. С. Пушкину[7] освещение Карамзиным истории России подвержено критике:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута[8].
Карамзин выступал
с инициативой организации
Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году. Он писал:
«Доселе географы
не знали, что честь одного из древнейших, описанных
европейских путешествий в Индию принадлежит
России Иоаннова века … Оно (путешествие)
доказывает, что Россия в XV веке имела своих Таверньеи Шарденей (en:
В 1792 году Н. М. Карамзин перевёл замечательный памятник индийской литературы (с английского) — драму «Сакунтала» («Шакунтала»), автором которой является Калидаса. В предисловии к переводу он написал:
«Творческий дух обитает не в одной Европе; он
есть гражданин вселенной. Чело
Н. М. Карамзин был женат дважды и имел 10 детей: