Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:08, контрольная работа
Антон Павлович Чехов вошел в историю литературы не только как замечательный прозаик, но и как драматург-новатор, который реформировал театр, открыл перед ним новые перспективы.
А. П. Чехов явился новатором не только в прозе, но и в драматургии, создав новый вид пьесы, названной в литературоведении пьесой настроения, и положив начало новому этапу в развитии русской драмы
Введение 3
1. А.П. Чехов новатор-драматург 5
2. Новаторство Чехов-драматурга в пьесе «Чайка» 9
Заключение 11
Список литературы
Федеральное агентство по науке и образованию РФ
Гуманитарный университет
факультет телерадиожурналистики
Контрольная работа по предмету «Отечественная литература»
Новаторство А.П. Чехова – драматурга в пьесе «Чайка»
Выполнил:
студентка 3 курса
заочного отделения
Булыгина И.В.
Проверил:
д.филол.н., проф.
Кубасов А.В.
Екатеринбург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. А.П. Чехов новатор-драматург 5
2. Новаторство Чехов-драматурга в пьесе «Чайка» 9
Заключение 11
Список литературы 13
Введение
Антон Павлович Чехов вошел в историю литературы не только как замечательный прозаик, но и как драматург-новатор, который реформировал театр, открыл перед ним новые перспективы.
А. П. Чехов явился новатором не только в прозе, но и в драматургии, создав новый вид пьесы, названной в литературоведении пьесой настроения, и положив начало новому этапу в развитии русской драмы. Пьесы, написанные в последние годы жизни («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад») наиболее ярко отражают новые драматургические принципы писателя.
До Чехова пьесы всегда строились на борьбе антагонистических сил. Борьба являлась основой интриги, в которой и воплощалось развитие драматического действия. Чехов отказался от построения пьес на прямых столкновениях, борьбе между персонажами. Внешние конфликты уступили место внутренним, глубинным, психологическим, выраженным в душевных переживаниях, состояниях сознания героев.
Пьесы, написанные А.П.Чеховым, становились событием для его современников, даже те, кто не признавал мастерства драматурга, улавливали новое в построении его произведений. Современники принимали или не принимали пьес Чехова. Но отрицать их новаторство не могли.
На путь драматургического новаторства Чехов вступил в пьесе «Чайка». Это пьеса вопросов, а не ответов. В ней все сложно, запутаны отношения между людьми, любовные коллизии остаются неразрешенными, человеческие характеры противоречивы.
В этой пьесе появляются новаторские черты. Появляются символические образы, в лирических местах речь персонажей начинает звучать как стихотворение в прозе, казалось бы, нейтральные реплики вдруг приобретают особые, не бытовые интонации.
Все эти новаторские черты «Чайки» были поняты не сразу, и на первом представлении в Александринском театре в Петербурге (1896) пьеса провалилась. Лишь МХАТу удалось дать жизнь чеховской «Чайке». Ее премьера на сцене этого театра стала триумфом Чехова-драматурга (1898).
1. А.П. Чехов новатор-драматург
Драматургия Чехова - совершенно оригинальное явление в русской литературе. Она во многом созвучна высказыванию Метерменка о том, что «счастье и несчастье людей решаются в тесной комнате, вокруг стола, у камина»1. Размышляя о драматургии, Чехов писал: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто; как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни»2. Новый взгляд на драму определял и новые формы: углубленный психологизм, укрупнение конфликтов до уровня общечеловеческих, построение действия, исходя из «движений души», нарушение привычного соотнесения сценического и в несценического действий, придание особой роли подтексту.
В настоящее время критика по достоинству оценила драматургию Чехова.
Чехов-драматург вошел в историю русского и мирового театра как великий демократ и гуманист, смелый новатор, создавший, по определению Горького, "новый вид драматического искусства"3.
Духовная жизнь русской интеллигенции занимает центральное место в драматургии Чехова. Предшественники Чехова, разночинцы-демократы, многое сделали для того, чтобы запечатлеть духовную драму русской демократической интеллигенции. История все отчетливее выявляла не только крах различных разновидностей русского утопического социализма, но и крушение иллюзорного представления интеллигенции об ее исключительной роли в освободительном движении. Отсюда образ народолюбивого интеллигента, приходящего к пониманию своего бессилия перед лицом обступивших его со всех сторон грозных и неразрешимых вопросов жизни, своего одиночества, своей оторванности от народа. История идейных исканий русского интеллигента оказывалась в этой связи повестью о разбитых надеждах, не свершившихся мечтах и планах, столь же искренних, как и наивных. О заключительном акте этой драмы, окончательно выявившем крушение народнического утопического социализма, хорошо сказал С. Каронин. В своей повести «Места нет» он писал от лица одного из народолюбивых интеллигентов семидесятых годов: «Наше поколение... имеет за душой кое-какие мыслишки, назовите их идеалами, если вам нравятся громкие слова, и вот в этих-то мыслишках и заключается вся беда... Наши мыслишки обратились у нас в совесть, то есть мы их не можем ни выбросить, ни забыть, а должны всюду таскать за собой. Но... Мыслишки, идеалы, обратившиеся в совесть, надо же куда-нибудь поместить. Куда же, спрашивается? Этот вопрос разно решался и решается. Одни помещали свою совесть в разные отчаянные предприятия. Но им удалось только, как вон выражается Червинский, разработать теорию смерти. Они научились и научили, как надо умирать. Ясно, что это не решение... Другие совсем никуда не поместили свою совесть и были замучены ею; такие именно и представляют образцы того исстрадавшегося интеллигента, которого теперь на всех перекрестках выставляют на позорище. Третьи, - и я к ним принадлежу отчасти, - думали как-нибудь примирить свои мыслишки с положением. Они верили... что в каждое место, самое загаженное, но дающее кусок, можно внести порядочность, чистоту, воздух и свет. Здесь было много преувеличений и еще больше неразумия. Нельзя, в самом деле, окончательно примирить мыслишки с куском, душу и брюхо, идеалы и поганые дела4. Так складывалось новое поколение «лишних людей». Эти люди не могли примириться с окружающей их действительностью, но в то же время понимали, что пути ее переустройства остались им неведомы.
Однажды Чехов заметил: «Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Новаторство великого русского драматурга и было подчинено этой задаче.
Так, в своих пьесах Чехов выступил реформатором классического театра. Созданный им «театр настроения» нарушал традиции и был построен по новым принципам.
Как известно, в классической драматургии преобладал «театр действия» (вспомните пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского). В основе конфликта лежала борьба характеров, столкновение героя с обстоятельствами, с враждебной ему средой. В чеховских пьесах традиционный драматический конфликт отсутствует, в них нет явных противостояний и столкновений. Внимание автора сосредоточено на внутреннем состоянии персонажей. Действием движет не логика поступков действующих лиц, а развитие их мыслей и переживаний, глубоко спрятанных от внешнего мира.
Новаторство Чехова-драматурга проявилось и в его подходе к созданию системы образов. Писатель предупреждал, что в его пьесах не следует искать «ни святых, ни подлецов », что его правило - не выводить ни злодеев, ни ангелов, никого не обвинять, никого не оправдывать. Поэтому чеховские характеры изображаются не в столкновении друг с другом, а в размышлении о смысле жизни. Важную роль при этом Чехов отводит в несценическим персонажам, которые становятся незримыми участниками действия.
Пьесы «театра настроения» требовали новых художественных средств, способных выразить авторское миропонимание. Так, драматургию Чехова отличает новый тип диалога, в котором каждый из участников ведёт свою партию, произносит «случайные реплики», не связанные с высказываниями собеседников. Чеховский диалог полифоничен. Используя этот приём, автор развивает тему одиночества, разобщённости, отчуждения, создавая в то же время внутренний сюжет пьесы, формируя её подтекст. Наличие «подводного течения» - подтекста - также является характерной особенностью чеховской драматургии.
Новаторский театральный язык А.П. Чехова - это более тонкий инструмент для познания, изображения человека, мира его чувств, тончайших, неуловимых движений человеческой души5.
Особое значение в пьесах Чехова имеют ремарки. Они выполняют не только информационно-описательную функцию, как в драме «театра действия», но и «озвучивают» пьесу, передают внутреннее состояние персонажей. Новаторским было и использование Чеховым пауз. Если в пьесе классической драматургии с помощью паузы герой выражал недоумение или удивление, то в новой драме пауза становится важным временным фактором, за которым скрывается течение жизни.
Ключевым средством выражения авторской позиции и духовного мира героев чеховских пьес, их представлений о жизни, судьбе, времени являются
Образы-символы. Так, образ-символ сада - основа «Вишнёвого сада».
Таким образом, новаторство Чехова-драматурга состоит в изображении обыденных событий, переносе драматического конфликта в лирико-психологический подтекст, создании неоднозначных образов-персонажей, использовании полифонических диалогов, «звучащих» ремарок и пауз, образов-символов.
Путь Чехова-драматурга был оправдан, он властно диктовался жизнью, которая раскрывалась Чехову все шире и глубже, звала к решению все более сложных общественных и социальных проблем.
В результате, можно сделать вывод о том, что Чехов стремился показать в своем творчестве коренное неустройство жизни; завязка действия создается в повседневной, обычной жизни, объединяющей положительных персонажей в их общей драме; Чехов предопределил новое взаимодействие героев – отсутствие борьбы между ними; Чехов прибегнул к определённой сценической условности и условности в раскрытии внутреннего мира своих персонажей.
2. Новаторство Чехов-драматурга в пьесе «Чайка»
В пьесе "Чайка" возбуждено много жизненных проблем. Вместе с тем за бытовыми подробностями кроется чрезвычайный лиризм.
"Чайка" построена не на остросюжетной драматической действия, а на глубоком психологическом анализе характеров. Чехов открыл трагедию обыденности, показал ее в сценических образах. Он описывает не события, а людей, чье поведение, жизненная позиция становится фактором определенных событий.
Чехов выносит сценически
"выгодные" эпизоды за сцену.
Например, в пьесе есть как
минимум два эпизода, которые
в традиционной драматургии
Важную роль в чеховских
пьесах играют паузы. Они как
бы дополняют подтекст и
Особую атмосферу создают ремарки. Вот сцена Треплева и Нины. Ремарка: входит без шляпы, с ружьем и убитой чайкой. Он кладет чайку у ног Нины. Почему Чехову важно, что Треплев без шляпы? Дальнейший разговор объясняет это. "Я имел подлость убить сегодня эту чайку... Скоро так же я убью самого себя". Читатель понимает, что погибает нечто очень важное для Треплева, возможно, погибает его мечта, а возможно, погибает чистая и доверчивая Нина. Здесь нельзя стоять в шляпе.
Называя это произведение
комедией, Чехов как бы подчеркивает,
что главная героиня его пьесы
- обыденность, которая убивает лучшие
человеческие чувства и
Заключение
Ставя пьесы А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, К.С.Станиславский разработал новую театральную систему, которая до сих пор называется «системой Станиславского». Однако эта оригинальная театральная система появилась благодаря новым драматургическим принципам, воплощённым в пьесах Чехова. Недаром на занавесе МХАТа нарисована чайка, напоминающая о первой пьесе драматурга-новатора.
Главным принципом чеховской драматургии является стремление преодолеть театральную условность, идущую ещё из XVIII века от театра классицизма. Известны слова Чехова о том, что на сцене всё должно быть как в жизни.
А.П. Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Близилась буря. Чехов предвидел и ждал ее. В каждом произведении Чехова ясно выражен протест против бессмысленности и пошлости человеческого существования. Он показывает, что и повседневное состояние человека внутренне конфликтно.
Так, пьеса А. П. Чехова «Чайка» открыла новый этап в развитии русской и мировой драматургии.
Фабулу можно свести к фразе, записанной в блокнот, одним из центральных персонажей пьесы известным литератором Тригориным, который увидел рядом с юной Ниной Заречной, еще одной героиней, убитую чайку: «На берегу озера… живет молодая девушка, такая, как вы… и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее…»6.
В дальнейшем действительно Нина Заречная влюбилась в самого Тригорина, бежала из дому, сошлась с ним, а он вскоре бросил ее. Однако за рамками «сюжета для небольшого рассказа» остаются «скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре» (Немирович-Данченко) – метания и гибель начинающего писателя Треплева, безнадежная любовь к нему Маши, унылое существование ее мужа, учителя Медведенко. Сама «чайка» Нина Заречная, хотя и изранена обманувшей любовью, смертью ребенка, неудачами на сцене, не сломлена и верит, что станет «большой актрисой».
Информация о работе Новаторство А.П. Чехова – драматурга в пьесе «Чайка»