Новейшая русская литература: Пригов Дмитрий Александрович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:02, реферат

Описание работы

Родился 5 ноября 1940 года в семье интеллигентов: отец — инженер, мать — пианистка. По окончании средней школы работал некоторое время на заводе слесарем. Потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова (1959—1966). По образованию скульптор.

Содержание работы

1. О поэте
1.1 Биография………………………………………..3
1.2 Участие в конкурсах (награды, поощрения)…..5
2. Творчество
2.1 Произведения…………………………………….6
2.2 Анализ одного произведения……………………7

Файлы: 1 файл

Реферат на тему.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему: 

«Новейшая русская литература: Пригов Дмитрий  Александрович» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 год. 
 
 
 
 
 

Содержание. 
 
 
 

  1. О поэте
 
   
    1. Биография………………………………………..3
 
   
    1. Участие в  конкурсах (награды, поощрения)…..5
 
 
  1. Творчество
 
   
    1. Произведения…………………………………….6
 
   
    1. Анализ  одного произведения……………………7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Биография 

Родился 5 ноября 1940 года в семье интеллигентов: отец — инженер, мать — пианистка. По окончании средней школы работал некоторое время на заводе слесарем. Потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова (19591966). По образованию скульптор.

В 1966—1974 годах  работал при архитектурном управлении Москвы.

В конце 1960 — начале 1970-х годов идейно сблизился с художниками московского андерграунда. В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР. Однако в СССР не было организовано ни одной его выставки.

С 1989 года — участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Стихи Пригов сочинял  с 1956 года До 1986 года на родине не печатался. До этого времени неоднократно печатался  за границей с 1975 года в русскоязычных  изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А — Я», альманахе «Каталог».

В 1986 году после  одного из уличных выступлений был  принудительно направлен на лечение  в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны.

Пригов — автор большого числа текстов, графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Неоднократно были организованы его выставки. Снимался в кино. Участвовал в музыкальных проектах, одним из которых, в частности, была «организованная из московских художников-авангардистов» пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность». Участники группы, по их утверждениям, брались доказать, что в русском роке музыкальная составляющая не имеет никакого значения и что слушатели всего лишь реагируют на ключевые слова в тексте. С 1993 по 1998 гг. Пригов неоднократно выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своем творчестве.

Ведущие лирические образы поэтики Пригова — «милицанер» и абстрактный «он». Лирические герои смотрят на мир глазами тупого советского обывателя. Главными прозаическими текстами Пригова являются две первые части незавершённой трилогии, в которой автор испробует три традиционных жанра западного письма: автобиография в романе «Живите в Москве», записки путешественника в романе «Только моя Япония». В третьем романе должен был быть представлен жанр исповеди.

Общее количество стихотворных работ Пригова — свыше 35 тысяч. С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group.

Скончался в  ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнений после инфаркта.

Дмитрий Александрович  Пригов похоронен в Москве, на Донском кладбище. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Участие в конкурсах 

Премии

  • Пушкинская  премия фонда А.Тепфера, Гамбург (1993).
  • Стипендиат Академии искусств Германии (ДААД, Немецкой службы академических обменов)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Произведения 
 

  • Стихограммы. 
  • Слезы геральдической души. 
  • Пятьдесят капелек крови. 
  • Явление стиха после его смерти
  • Запредельные любовники. 
  • Сборник предуведомлений к разнообразным вещам. 
  • Обращения к народу. 
  • Написанное с 1975 по 1989. 
  • Советские тексты. 
  • Подобранный Пригов. 
  • Евгений Онегин. 
  • Написанное с 1990 по 1994. 
  • Живите в Москве. Рукопись на правах романа. 
  • Только моя Япония. 
  • Исчисления и установления. Стратификационные и конвертационные тексты. 
  • Дитя и смерть. 
  • Неложные мотивы. 
  • Книга книг. Избранные. 
  • Три грамматики. 
  • Ренат и Дракон (романтическое собрание отдельных прозаических отрывков
  • Пригов Д. А., Шаповал С. И. Портретная галерея Д. А. П. 
  • Разнообразие всего. 
  • Катя китайская (чужое повествование). 
  • Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!
  • Живите в Москве. Рукопись на правах романа. 2-е изд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ  одного произведения

       Главное произведение Дмитрия Пригова – это писатель Дмитрий Александрович Пригов, «дубликат» советского поэта, представителя официальной культуры, от чьего имени (в котором уже содержится намек на серьезность и официальность – не «Дмитрий Липскеров», например, и тем более не Митек, а «Дмитрий Александрович Пригов») пишет свои тексты реальный Пригов. Можно сказать, что Пригов – писатель играет писателя. Как заметил поэт Лев Рубинштейн: « Мой друг Дмитрий Александрович Пригов - … человек имиджи в большей степени, чем человек текста».

       Для  создания имиджа Дмитрия Александровича  Пригова поэт использует два важнейших в русской литературе образа, которые и в советской культуре остаются авторитетными, сакральными – это образы «маленького человека» и «великого русского поэта».

       «Маленький  человек» Дмитрий Александрович  Пригов – это «советский и  непохотливый тип» («Я бросил пить…») из цикла «Домашнее хозяйство», например такой:

    Вот я курицу зажарю

    Жаловаться  грех

    Да  ведь я и не жалуюсь

    Что я – лучше всех?

    Даже  совестно, нет силы

    Вот поди ж ты – на

    Целу  курицу сгубила

    На  меня страна

       «Великий русский поэт» - это современный Пушкин, «Пушкин сегодня», т.е опять сам Дмитрий Александрович Пригов: « я тот самый Пушкин и есть» («Когда я размышляю о поэзии…»). Парадоксальность творческой установки Пригова в том, что его «великий русский поэт» является в образе «маленького человека», нового капитана Лебядкина с его грубостью, скудоумием и косноязычием:

Как я пакостный могуч  – 

Тараканов стаи туч

Я гоняю неустанно

Что дивятся неустанно

Что дивятся тараканы

Неустанству моему:

Не  противно ль самому?

Конечно противно

А что поделаешь

   Такой  «божественный глагол» («понятный  наш общий язык»), естественно,  десакрализирует миссию поэта  Дмитрия Александровича Пригова  как воплощения высшей власти, носителя божественного знания  и искупителя национальных грехов. Вот почему Дмитрий Александрович Пригов, «Пушкин сегодня», предлагает уничтожить пушкинские стихи:

Внимательно коль приглядеться сегодня

Увидишь, что Пушкин, который  певец

Пожалуй скорее, что бог  плодородья

И стад охранитель, и  народа отец 

Во  всех деревнях, уголках бы ничтожных

Я бюсты везде бы уставил его

А вот бы стихи я  его уничтожил  – 

Ведь  образ они принижают  его.

     Подлинная деятельность «великого русского поэта» не имеет ничего общего с его творчеством, а заключается в создании новой реальности, где царят некие чистые идеи (концепты), такие, как «любовь к Родине» -

Все могут скажем ли литовцы

Латыши, разные эстонцы

Россию  как родную мать

Глубоко в сердце воспринять

Чтобы любовь была большая

Конечно могут – кто  мешает

   Сама  жизнь превращается в чистую  идею –

Не  хочет Рейган нас  кормить

Ну  что же, сам и  просчитается

Ведь  это там у них  считается

Что надо кушать, что  бы жить 

А нам не нужен хлеб его

Мы  будем жить своей  идеею

Он  вдруг спохватится: А где они? –

А мы уж в сердце у него

   В таком  абсолютном идейном, а следовательно, пустом мире не «великий русский поэт», а «маленький человек» Дмитрий Александрович Пригов начинает миросозидания:

В день посуду помою  я трижды

Пол помою – протру повсеместно

Мира  смысл и структуру  я зиждю

На  пустом вот казалось бы месте.

   В центре этого мира оказываются нехитрые житейские ценности – «единоутробный сын», «мытье посуды» и «колбасы двухнедельной остатки». На фоне «чистых идей» «колбаса» приобретает некоторое обаяние: колбаса подлинна, реальна в отличие от «народа – красавца» или «правильности Миллицианера».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Новейшая русская литература: Пригов Дмитрий Александрович