Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:10, контрольная работа
Журнал «Московский телеграф», издававшийся Николаем Алексеевичем Полевым, представил собой новое и очень значительное явление русской журналистики и культуры. Приступая к его изданию, Н.А.Полевой учитывал опыт европейской периодики, традиции отечественной печати и современные общественные потребности: «У нас не настало еще время для важных критических журналов, вроде английских Обозрений... Для журналов чисто ученого содержания, журналов по какой-нибудь части наук или какому-нибудь одному особенному предмету также время не пришло». Он исключил возможность существования частного политического журнала: «Время политики для наших журналов еще не наступило. Публика довольствуется газетными известиями».
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования
Югорский государственный
Гуманитарный факультет
Кафедра журналистики
Контрольная работа на тему: «Н.Полевой и журнал «Московский телеграф». Новизна. Особенности издания».
Выполнила: студентка группы ЗБ-3290
Винокурова Д.С.
Проверил: старший преподаватель
Шевченко И.С.
Ханты-Мансийск 2012.
Журнал «Московский телеграф», издававшийся Николаем Алексеевичем Полевым, представил собой новое и очень значительное явление русской журналистики и культуры. Приступая к его изданию, Н.А.Полевой учитывал опыт европейской периодики, традиции отечественной печати и современные общественные потребности: «У нас не настало еще время для важных критических журналов, вроде английских Обозрений... Для журналов чисто ученого содержания, журналов по какой-нибудь части наук или какому-нибудь одному особенному предмету также время не пришло». Он исключил возможность существования частного политического журнала: «Время политики для наших журналов еще не наступило. Публика довольствуется газетными известиями».
Не повторяя ни одного
из существующих типов изданий,
Некоторые журналы
заимствовали эту структуру. Н.
Типологическое родство
«Московского телеграфа» с «
Структура «Московского
телеграфа» соответствовала
Просветительская по
своей сути программа была
обширной, разнообразной и
Журнал издавался раз в две недели, каждая его книжка имела объем от четырех до пяти печатных листов. В «Московском телеграфе» принимали участие писатели, историки, археологи, физиологи, географы, филологи, педагоги, в том числе П.Вяземский, С.Полторацкий, С.Соболевский, Е.Баратынский, В.Одоевский, А.Бестужев-Марлинский, И.Киреевский, М.Максимович, П.Кеппен, А.Вельтман, А.Галахов, эпизодически Пушкин, Жуковский. В последние три года существования «Московского телеграфа» ведущую роль в нем играл брат издателя К.А. Полевой, а сам Н.А. Полевой занимался преимущественно драматургией и историей. Первоначальный тираж журнала составлял 700 экземпляров, к третьей книжке он возрос до 1200 и продолжал увеличиваться.
«Московский телеграф»
выступал за преобразования
Полемизируя с М.
Погодиным, который восхищался
в «Молве» «русскими
В журнале прозвучала идея «русизма» Н.Полевого, его мнение о мессианической роли России, «обновительницы» Европы: «Мы победили Европу мечом, мы победим ее и умом: создадим свою философию, свою литературу, свою гражданственность под сению славного престола великих монархов наших». «Московский телеграф» проявил интерес к европейским событиям и прежде всего к буржуазной революции 1830 г. во Франции, увидел реализацию идеала конституционной монархии, близкого политическим взглядам самого издателя, в Июльской монархии. В обзорах международной жизни говорилось об освободительном движении в Греции, латиноамериканских странах, о личности Боливара. Эти материалы появлялись с цензурными купюрами, недомолвками и намеками. В некоторых случаях политическим бурям и «ослеплению страстей Западной Европы» противопоставлялась благоденствующая монархическая Россия, что, собственно, и позволяло состояться публикациям. Именно таким образом построено «Историческое обозрение 1830-го года», напечатанное в 1831 г. с обещанием продолжения, которое не появилось из-за вмешательства цензуры.
В освещении литературной
жизни России и зарубежья «
В течение первых
трех лет существования «
Полемика пронизывала критические статьи «Московского телеграфа», систематически присутствовала в отделе «Смесь» под рубрикой «Журналистика», введенной в 1827 г., заполняла страницы сатирического прибавления «Новый Живописец общества и литературы», появившегося в июле 1829 г. Объектом сатирических насмешек в прибавлении являлись дворяне-тунеядцы, столичные и провинциальные чиновники — взяточники и казнокрады, литераторы-аристократы, кичащиеся своим происхождением и не приносящие пользы обществу. Полевой заявил о продолжении традиций сатирической журналистики Новикова и использовал в «Новом Живописце» жанры и приемы его изданий (говорящие фамилии, сатирические портреты и объявления, стихотворные пародии, диалоги, письма к издателю с характеристикой позиций журнала и т. п.).
Литературная полемика,
сопровождавшая всю историю
Вместе с объективными
причинами для полемики «
В выступлениях «Литературной
газеты», и прежде всего
Увидев налет светскости
в критических статьях
Задетые в критических статьях Н. Полевого журнальные конкуренты «Московского телеграфа» обвиняли издателя в «невежестве», «шарлатанстве», издевались над его купеческим происхождением, фиксировали погрешности в языке и стиле его статей. Собрав воедино эти высказывания, Полевой составил книгу «Особенное прибавление к "Московскому телеграфу".
Главными антагонистами Н.Полевого являлись Ф.Булгарин и Н.Греч. Ведя борьбу со своим удачливым конкурентом, Булгарин не гнушался политическими доносами, в которых обвинял Н.Полевого и его журнал в распространении революционных идей, сочувствии декабристам, пропаганде материалистической философии и т. д. Министр народного просвещения С. Уваров поручил одному из чиновников выписать крамольные места из статей журнала и ждал удобного момента для принятия карательных мер. Такой случай представился в 1834 г. Н. Полевой опубликовал в журнале рецензию на пьесу Н.Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». Он критиковал художественный уровень драмы, заслужившей «много рукоплесканий на сцене», не подозревая, что в числе тех, кто аплодировал автору верноподданнической пьесы на премьере в бенефис В.Каратыгина, был Николай I. По приказу последнего Полевого доставили в столицу в сопровождении жандарма для дачи объяснений. После возвращения в Москву он получил уведомление о запрещении «Московского телеграфа».
Список литературы:
«История русской журналистики XVIII-XIX веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. – СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г.
Информация о работе Н.Полевой и журнал «Московский телеграф». Новизна. Особенности издания