Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 21:02, доклад
В ходе работы Туркевич Ольга приходит к выводу, что в своём творчестве Э. Успенский, знакомит детей младшего возраста с эпистолярным жанром, его видами, структурными особенностями, правилами написания. Писатель помогает сформировать у ребят правильное представление о письме, культуре письма и его роли в жизни человека. В произведении "Дядя Фёдор, пёс и кот" автор не допускает нарушение композиционного строения текстов писем, представляет юному читателю образец, основу для самостоятельного творчества.
Название работы: "О некоторых особенностях эпистолярного жанра в повести-сказке
Э. Успенского "Дядя Федор, пёс и кот".
Вид работы: доклад
Работу выполнила: Туркевич Ольга Станиславовна............
Руководитель: Головачева Елена Александровна
Аннотация
В докладе "О некоторых особенностях эпистолярного жанра в повести-сказке Э. Успенского "Дядя Фёдор, пес и кот" Туркевич Ольгой исследуется актуальная в современной филологии проблема изучения эпистолярного жанра. Автор работы анализирует тексты писем, представленных в произведении Э. Успенского "Дядя Федор, пёс и кот", классифицирует их по видам, рассматривает композицию текстов, приводит убедительные примеры.
В ходе работы Туркевич Ольга приходит к выводу, что в своём творчестве Э. Успенский, знакомит детей младшего возраста с эпистолярным жанром, его видами, структурными особенностями, правилами написания. Писатель помогает сформировать у ребят правильное представление о письме, культуре письма и его роли в жизни человека. В произведении "Дядя Фёдор, пёс и кот" автор не допускает нарушение композиционного строения текстов писем, представляет юному читателю образец, основу для самостоятельного творчества.
Литература —прекрасное средство познания мира, сила, участвующая в развитии и преобразовании жизни. Она влияет на культурное и духовное развитие человека и общества в целом. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного и языкового развития личности.
Детские писатели в своём творчестве часто обращаются к эпистолярному жанру.
Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки1. Под эпистолярным жанром (от греческого epistole – письмо, послание) в современной науке понимается текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемых для сообщения каких-либо сведений.
Письмо в художественных произведениях активно использовали Э. Успенский в повести-сказке "Дядя Фёдор, пёс и кот", А. Гайдар в повести "Чук и Гек", В. Каверин в романе "Два капитана" и другие. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном литературоведении не снижается интерес к эпистолярному жанру.
Сталкиваясь с письмами в художественной литературе, ребенок усваивает правила и законы построения данных текстов. А всегда ли они написаны грамотно? Нашей целью в данном случае является изучение композиционных особенностей текстов писем, использованных в произведении Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот". В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) собрать материал по теме исследования;
2)классифицировать письма, представленные в повести-сказке Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот";
3) исследовать структуру текстов писем в произведении Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот";
Основной метод исследования – описательный, реализуется в приемах:
осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярной литературы, отличающий её от записок и дневника2.
Существует несколько видов писем:
1) официально-деловые (в русле официально-делового
стиля; письма как деловые документы,
отражающие не личные, а официальные
отношения); 2) профессионально-
Жанр письма имеет жесткую структуру. Компонентами которой являются:
1. Отправитель информации (или адресант) – пишущий человек.
2. Получатель информации (или адресат) – читающий человек.
3. Текст письма.
Среди важнейших структурно-стилистических признаков письма, можно отметить следующие: устойчивая композиция текста (обращение, основное содержание и авторизация или подпись); точное обозначение отправителя и получателя; соблюдение речевого этикета; проявление авторского «Я». Подобная структура позволяет реализовать основные функции жанра: коммуникативную (общение), информативную (сообщение), прагматическую (воздействие), экспрессивную (самовыражение).
В повести-сказке "Дядя Фёдор, пёс и кот" Э. Успенский 8 раз обращается к жанру письма. В произведении употреблены 2 вида писем: частные неофициальные и официально-деловые. Приведем примеры:
"Дорогие мои родители! Папа и мама!
Я вас очень люблю. И зверей я очень люблю. И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите из дома прогнать. А это неправильно. Я уезжаю в деревню и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. я не пропаду. Я всё умею делать и буду вам писать, а в школу мне ещё не скоро. Только на будущий год.
До свидания. ваш сын - дядя Фёдор" (частное неофициальное письмо).
"Дорогие учёные!
У вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.
Уважающий вас кот Матроскин" (официально-деловое).
Следует отметить, что количество частных неофициальных писем превалирует.
В анализируемом произведении все письма имеют чёткое структурное строение и состоят из трёх элементов:
1) обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращено письмо: "Дорогие учёные!" "Дорогие мои родители! Папа и мама!" "Дорогой кот" "Здравствуйте, папа и мама!"
2) основная часть - описание ситуации, послужившей поводом для написания письма: "Вы спрашиваете, нет ли в нашей деревне мальчика дяди Фёдора. Отвечаем: такого мальчика у нас нет.
Есть один человек, которого зовут Фёдор Фёдорович. Но это дедушка, а не мальчик. И он вам, наверное, не нужен.
Края у нас хорошие и много разных просторов. Приезжайте к нам жить и работать. Поклон вам от всех простоквашинцев" .
3) авторизация - самоименование: "С большим приветом - почтальон Вилкин"; Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин"; Ваш сын- дядя Шарик.
В ходе исследования нам удалось придти к следующим выводам:
1. В произведении Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот" автор использовал 8 писем.
2. Среди писем встречаются частны
3. В количественном отношении
более частотны частные
4. Тексты писем имеют чёткую структурную организацию: обращение, основная часть, авторизация.
5. В произведении "Дядя Фёдор, пёс и кот" автор не допускает нарушение композиционного строения текстов писем, представляет юному читателю образец, основу для самостоятельного творчества.
Таким образом, в своём творчестве Э. Успенский, знакомит детей младшего возраста с эпистолярным жанром, его видами, структурными особенностями. Автор помогает сформировать у ребят правильное представление о письме, культуре письма и его роли в жизни человека.
буду там жить. Вы за меня не
беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать буду вам писать, а в
школу мне еще не скоро. Только на будущий год.
До свиданья.
1 http://www.ymniki.ru/
2 otvety.google.ru/