О некоторых особенностях эпистолярного жанра в повести-сказке Э. Успенского "Дядя Федор, пёс и кот"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 21:02, доклад

Описание работы

В ходе работы Туркевич Ольга приходит к выводу, что в своём творчестве Э. Успенский, знакомит детей младшего возраста с эпистолярным жанром, его видами, структурными особенностями, правилами написания. Писатель помогает сформировать у ребят правильное представление о письме, культуре письма и его роли в жизни человека. В произведении "Дядя Фёдор, пёс и кот" автор не допускает нарушение композиционного строения текстов писем, представляет юному читателю образец, основу для самостоятельного творчества.

Файлы: 1 файл

дядя фёдор пёс и кот.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Название работы: "О некоторых особенностях эпистолярного жанра в повести-сказке

Э. Успенского "Дядя Федор, пёс и кот".

Вид работы: доклад

Работу выполнила: Туркевич Ольга Станиславовна............

Руководитель: Головачева Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

В докладе "О некоторых особенностях эпистолярного жанра в повести-сказке Э. Успенского "Дядя Фёдор, пес и кот" Туркевич Ольгой исследуется актуальная в современной филологии проблема изучения эпистолярного жанра. Автор работы анализирует тексты писем, представленных в произведении Э. Успенского "Дядя Федор, пёс и кот", классифицирует их по видам, рассматривает композицию текстов, приводит убедительные примеры.

В ходе работы Туркевич Ольга приходит к выводу, что в своём творчестве Э. Успенский, знакомит детей младшего возраста с эпистолярным жанром, его видами, структурными особенностями, правилами написания. Писатель помогает сформировать у ребят правильное представление о письме, культуре письма и его роли в жизни человека. В произведении "Дядя Фёдор, пёс и кот" автор не допускает нарушение композиционного строения текстов писем, представляет юному читателю образец, основу для самостоятельного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

Литература —прекрасное средство познания мира, сила, участвующая в развитии и преобразовании жизни. Она влияет на культурное и духовное развитие человека и общества в целом. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного и языкового развития личности. 

Детские писатели в своём творчестве часто обращаются к эпистолярному жанру.

Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки1. Под эпистолярным жанром (от греческого epistole – письмо, послание) в современной науке понимается текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемых для сообщения каких-либо сведений.     

Письмо в художественных произведениях активно использовали           Э. Успенский в повести-сказке "Дядя Фёдор, пёс и кот",  А. Гайдар в повести "Чук и Гек", В. Каверин в романе "Два капитана" и другие.  Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном литературоведении не снижается интерес к эпистолярному жанру.

Сталкиваясь с письмами в художественной литературе, ребенок усваивает правила и законы построения данных текстов. А всегда ли они написаны грамотно? Нашей целью в данном случае является изучение композиционных особенностей текстов писем, использованных в произведении    Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот". В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) собрать материал по теме исследования;

2)классифицировать письма, представленные в повести-сказке Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот";

3) исследовать структуру текстов писем в произведении Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот";

          Основной метод исследования – описательный, реализуется в приемах:

  1. Лингвистическое наблюдение.
  2. Лингвистический эксперимент.                                               Эпистолярная форма - переписка, изначально задуманная или позднее

осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярной  литературы, отличающий её от записок и дневника2.

           Существует несколько видов писем:

1) официально-деловые (в русле официально-делового  стиля; письма как деловые документы, отражающие не личные, а официальные  отношения);     2) профессионально-ориентированные (в русле научного стиля, например, переписка ученых);                                                                                                 3) публицистические (в русле публицистического стиля, например, письма в газету);                                                                                                                       4) частные неофициальные письма, не предназначенные для публикации; этот вид в стилистическом отношении представляет собой синтез элементов различных функциональных стилей.

Жанр письма имеет жесткую структуру. Компонентами которой являются:

1. Отправитель информации (или адресант) – пишущий человек.

2. Получатель информации (или адресат) – читающий человек.

     3. Текст письма.

Среди важнейших структурно-стилистических признаков письма, можно отметить следующие: устойчивая композиция текста (обращение, основное содержание и авторизация или подпись); точное обозначение отправителя и получателя; соблюдение речевого этикета; проявление авторского «Я». Подобная структура позволяет реализовать основные функции жанра: коммуникативную (общение), информативную (сообщение), прагматическую (воздействие), экспрессивную (самовыражение).

 В повести-сказке "Дядя Фёдор, пёс и кот" Э. Успенский 8 раз обращается к жанру письма. В произведении употреблены  2 вида писем: частные неофициальные и  официально-деловые. Приведем примеры:

"Дорогие мои родители! Папа и мама!

Я вас очень люблю.  И зверей я очень люблю.  И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите из дома прогнать. А это неправильно. Я уезжаю в деревню и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. я не пропаду. Я всё умею делать и буду вам писать, а в школу мне ещё не скоро. Только на будущий год.

До свидания. ваш сын - дядя Фёдор" (частное неофициальное письмо).

 

 

 

"Дорогие учёные!

У вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.

Уважающий вас кот Матроскин" (официально-деловое).

Следует отметить, что количество частных неофициальных писем превалирует.

В анализируемом произведении все письма имеют чёткое структурное строение и состоят из трёх элементов:

1) обращение  -  слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращено письмо: "Дорогие учёные!" "Дорогие мои родители! Папа и мама!" "Дорогой кот" "Здравствуйте, папа и мама!"

2) основная часть - описание ситуации, послужившей поводом для написания письма: "Вы спрашиваете, нет ли в нашей деревне мальчика дяди Фёдора. Отвечаем: такого мальчика у нас нет.

Есть один человек, которого зовут Фёдор Фёдорович. Но это дедушка, а не мальчик. И он вам, наверное, не нужен.

Края у нас хорошие и много разных просторов. Приезжайте к нам жить и работать. Поклон вам от всех простоквашинцев" .

3) авторизация - самоименование: "С большим приветом - почтальон Вилкин"; Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин"; Ваш сын- дядя Шарик.

В ходе исследования нам удалось придти к следующим выводам:

1. В произведении Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот" автор  использовал 8 писем.

2. Среди писем встречаются частные неофициальные и  официально-деловые виды писем.

3. В количественном отношении  более частотны частные неофициальные  письма;

4. Тексты писем имеют чёткую  структурную организацию: обращение, основная часть, авторизация.

5. В произведении "Дядя Фёдор, пёс и кот" автор не допускает  нарушение композиционного строения текстов писем, представляет юному читателю образец, основу для самостоятельного творчества.

Таким образом, в своём творчестве Э. Успенский, знакомит детей младшего возраста с эпистолярным жанром, его видами, структурными особенностями. Автор помогает сформировать у ребят правильное представление о письме, культуре письма и его роли в жизни человека.

 

 

 

 

 

буду там жить. Вы за меня не

беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать буду вам писать, а в

школу мне еще не скоро. Только на будущий год.

До свиданья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 http://www.ymniki.ru/epistolyarni-zhanr.html.

2 otvety.google.ru/


Информация о работе О некоторых особенностях эпистолярного жанра в повести-сказке Э. Успенского "Дядя Федор, пёс и кот"