Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова "Обломов"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 20:02, сочинение
Описание работы
В романе “Обломов” И.А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову
Файлы: 1 файл
Обломов
и Захар в романе
И.А. Гончарова "Обломов"
В романе “Обломов” И.А. Гончаров
представил на суд читателей совершенно
новые литературные образы, новую концепцию
романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано,
это относится и к двум образам романа:
Захару и Обломову.
Захар связан с Обломовым неразрывными
узами, его жизнь немыслима без доброго
барина. Этот образ довольно значим в романе.
Захар — слуга Ильи Ильича Обломова, крайне
консервативен, носит такой же костюм,
что носил в деревне — серый сюртук. “Дом
Обломовых, был когда-то богат и знаменит
в своей стороне, но потом, бог знает отчего,
все беднел, мельчал и, наконец, незаметно
потерялся между нестарыми дворянскими
домами. Только поседевшие слуги дома
хранили и передавали друг другу верную
память о минувшем, дорожа ею, как святынею”.
Захар представлял собой “пожилого человека,
в сером сюртуке, с прорехою под мышкой...
в сером же жилете, с медными пуговицами...
и густыми, русыми с проседью бакенбардами,
из которых каждой стало бы на три бороды”.
Портрет Захара, изображающий смешную
и нелепую внешность, дополняется и особым
голосом: герой не говорит, а ворчит, как
собака, или хрипит. Голос же, данный Богом,
по словам Захара, “он потерял на охоте
с собаками, когда ездил со старым барином
и когда ему дунуло будто сильным ветром
в горло”. Этому типу Гончаров посвятил
специальный очерк, озаглавленный “Слуги
старого века”, в котором вспоминает хорошо
известных представителей этого сословия,
людей старой закалки, с трудом вживающихся
в новые жизненные условия.
Литературная родословная Захара
идет от пушкинского Савельича (“Капитанская
дочка”).
При всей разности характеров
первого, развращенного жизнью в Петербурге
и патологической ленью своего барина,
и второго — вечного дядьки, для которого
питомец остается малым, неразумным ребенком
едва ли не на всю жизнь, сближает их одержимая
верность не только своему барину, но и
всему его роду. Верность Захара своему
барину и всем давно забытым устоям родной
Обломовки воплощена ярче всего в эпизоде,
когда Обломов наставляет своего слугу
привычным и самым действенным способом
— прибегая к “жалким словам” и называя
Захара “ядовитым человеком”. В минуту
раздражения Захар позволил себе сравнить
Обломова с другими, которые и с квартиры
на квартиру легко переезжают, и за границу
отправляются. Это вдохновляет Илью Ильича
на грозную и гордую отповедь о невозможности
сравнивать его, Обломова, с кем бы то ни
было. И это пробирает Захара больше, нежели
ругательства: он и сам чувствует, что
переступил какую-то запретную границу,
уподобив своего барина другим людям.
Захар является пародией на своего барина.
У него те же привычки, что и у хозяина,
только доведенные до абсурда, показанные
в смешном, комическом свете. С первых
же страниц романа Захар не может не вызвать
улыбки своей внешностью, своей ленью
и неопрятностью. Он чем-то даже напоминает
гоголевские типажи: Осипа — слугу Хлестакова,
Селифана и Петрушку из “Мертвых душ”.
Но Захар — лишь уродливое отражение образа
жизни барина Ильи Ильича. Обломов упрекает
Захара за неряшливость и день, за то, что
он не убирает пыли и грязи. Захар возражает,
что “чего ее убирать, если она снова наберется”.
Полное равнодушие к пыли, сору, грязи
отличает этого слугу от других слуг —
персонажей отечественной литературы.
Захар на этот счет составил собственную
философию, не позволяющую бороться ни
с грязью, ни с тараканами и клопами, раз
они выдуманы самим Господом. Когда Обломов
приводит своему слуге в пример живущее
напротив семейство настройщика, Захар
приводит в ответ следующие аргументы,
в которых видна незаурядная наблюдательность:
“А где немцы сору возьмут? Вы поглядите-ка,
как они живут! Вся семья целую неделю
кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит
на сына, а с сына опять на отца. На жене
и дочерях платьишки коротенькие: все
поджимают под себя ноги, как гусыни...
Где им сору взять? У них нет этого вот
как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам
куча старого изношенного платья или набрался
целый угол корок хлеба за зиму... У них
и корка зря не валяется: наделают сухариков
да с пивом и выпьют”. При внешней разболтанности
Захар, однако, довольно собран. Извечная
привычка слуг старого века не дает ему
разбазаривать барское добро — когда
земляк Обломова, жулик Тарантьев просит
Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар
немедленно отказывает: пока не будут
возвращены рубашка и жилет, ничего больше
Тарантьев не получит. И Обломов теряется
перед его твердостью.Захар не лишен и
недостатков. Гончаров видит его как “рыцаря
со страхом и упреком”, который “принадлежал
двум эпохам, и обе положили на него печать
свою. От одной перешла к нему по наследству
безграничная преданность к дому Обломовых,
а от другой, позднейшей, утонченность
и развращение нравов”. И еще черта, характерная
для смешения двух эпох, на которые указал
Гончаров: “Захар умер бы вместо барина,
считая это своим неизбежным и природным
долгом, и даже не считая ничем, а просто
бросился бы на смерть, точно так же, как
собака, которая при встрече со зверем
в лесу бросается на него, не рассуждая,
отчего должна броситься она, а не ее господин.
Но зато, если б понадобилось, например,
просидеть всю ночь подле постели барина,
не смыкая глаз, и от этого бы зависело
здоровье или даже жизнь барина, Захар
непременно бы заснул”. С годами все больше
и отчетливее вырисовывается нерасторжимая
связь между Ильей Ильичом и Захаром —
последними представителями Обломовки,
являющейся лишь прекрасным сном. Они
каждый по-своему свято хранят в душе те
“преданья старины глубокой”, что сформировали
их жизни, характеры и взаимоотношения.
Они давно знали друг друга и давно жили
вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова
на руках, а Обломов помнит его “молодым,
проворным, прожорливым и лукавым парнем”.
“Как Илья Ильич не умел ни встать, ни
лечь спать, ни быть причесанным и обутым,
ни отобедать без помощи Захара, так Захар
не умел представить себе другого барина,
кроме Ильи Ильича, другого существования,
как одевать, кормить его, грубить ему,
лукавить, лгать и в то же время внутренне
благоговеть перед ним”.
Информация о работе Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова "Обломов"