Образ дома в творчестве Булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

В статье рассматривается образ Дома как уменьшенной модели мироздания и человеческого бытия в художественном мире М. Булгакова. На примере романа «Белая гвардия» и пьесы «Дон Кихот» авторы работы исследует структурообразующее положение образа Дома в творчестве М. Булгакова и приходит к выводу, что Дом – это духовная составляющая феномена истины, а потеря Дома в виде опоры морально-нравственных правил и законов приводит к кризису личности. Дом относится к основополагающим архетипам человеческой культуры.

Файлы: 1 файл

Образ дома в творчестве Булгакова.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В статье рассматривается  образ Дома как уменьшенной модели мироздания и человеческого бытия в художественном мире М. Булгакова. На примере романа «Белая гвардия» и пьесы «Дон Кихот» авторы работы исследует структурообразующее положение образа Дома в творчестве М. Булгакова и приходит к выводу, что Дом – это духовная составляющая феномена истины, а потеря Дома в виде опоры морально-нравственных правил и законов приводит к кризису личности.

 

 

Дом относится к основополагающим архетипам человеческой культуры. Изначально предназначенное для защиты человека от природной стихии, жилище постепенно приобретает новые функции и начинает рассматриваться в контексте широкого круга понятий: кров, семья, народ, страна, нравственность, память, вера. Получив дополнительную нагрузку, Дом превращается в уменьшенную модель мироздания и человеческого бытия, в полной мере выражая особенности менталитета того или иного народа. Во всех исследованиях последних лет признается центральное, структурообразующее положение образа Дома в художественном мире М. Булгакова. Мучительная рефлексия по поводу крушения «старого» мира, ниспровержения «вечных» ценностей  бытия и неспособность нового политического строя поставить на их место что-то равноценное потерянному, была одним из основных вопросов, волновавших М. Булгакова на протяжении всей его жизни.

 

Так, например, Дом Турбинных  – это символ жизни. Анализ языковых средств позволяет считать, что  дом возведен в степень символа, а его образ используется в  качестве ключа для прочтения романа, поскольку этот образ несет самую главную смысловую и эмоционально-оценочную нагрузку, утверждая отчий дом в качестве незыблемой опоры и смысла жизни. Этот образ связан с образом войны отношениями контраста. Контраст служит средством разоблачения и отрицания гражданской войны как бессмысленной и страшной бойни. Результативными компонентами войны выступают боль, раны, увечья, потери, смерть, поражение, разруха, голод, несчастья, насилие, ужас, отчаяние.  Функциональный компонент дома прямо противоположен: это родной гнездо. Только на дом можно надеяться в трудную минуту. Он накормит, вылечит, согреет, успокоит, спасет, решит все проблемы. С домом связана масса приятных ассоциаций: свет, тепло, покой, чистота и порядок, а главное – стабильная и надежная любовь близких. Дом – это островок счастья среди чуждого жестокого мира, оплот и опора в любой ситуации. Дом – стабильные духовные связи, мораль целой цепочки поколений. Суть обоих базовых образов – войны и дома – становится более очевидной в глазах читателя именно благодаря их соотношению по эмоционально-оценочному компоненту. Перо великого художника слова М. А. Булгакова увековечила эти антиподы и дало им взаимоисключающие оценки.

 

Целью работы является изучение булгаковской модели мироустройства, воплощенной в прозе и драматургии писателя в образе дома.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

 

  1. Проанализировать существующие работы, посвященные феномену дома в творчестве М. Булгакова и определить возможные направления исследования.
  2. Рассмотреть типологию и символику образа дома в прозе и драматургии М. Булгакова в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя.
  3. Проследить эволюцию образа дома в произведениях М. Булгакова 30-х годов в контексте  проблемы искажения идеала человеческого бытия в пореволюционном мире.

 

Эти задачи решаются на материале  романа М. Булгакова «Белая гвардия», драмы «Дон Кихот».

Литературоведческой базой  являются теоретические положения  М.М. Бахтина, Е.М. Малетинского, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.М. Гаспарова. В исследовании использовались биографический, системно-целостный методы, элементы текстуального анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ Дома занимает одно из важных мест в произведениях М. Булгакова: в «Белой гвардии», «Собачьем сердце», «Жизни господина де Мольера», в пьесе «Дон Кихот» и пр.

В романе «Белая гвардия» в центре внимания автора семья Турбинных, проживающих в Городе на Алексеевском спуске, символизирующая те духовные, нравственные идеалы, которые в этих условиях сохранить очень непросто. После смерти матери в семье остаются два брата – Алексей, доктор, шестнадцатилетний юнкер Николай и сестра Елена. Автор заставляет читателя задуматься о том, разрушится ли этот Дом, исчезнут ли его устои, как рухнула Россия после отречения императора. Художник с большой любовью и теплотой описывает турбинский Дом как островок домашнего тепла, уюта, согласия и понимания вопреки бушующим вокруг него страшным, кровавым событиям, чтобы показать, во имя чего должен жить человек, и какие ценности для него важны. Гражданская война завертела, смяла и покорежила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского Дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, зеленую лампу над столом, мерный ход часов, голландскую изразцовую печь, цветы, музыку и книги. Излучает теплоту рыжеволосая Елена с головой «похожей на вычищенную театральную корону», Николка с вечным «вихром», нависшим на правую бровь, и постаревший с 25 октября 1917 года Алексей. Бешеный ураган революции не сумел нарушить добрых отношений этих искренних и честных людей, презирающих трусость, ложь и корысть. На вечеринке Турбинных решается вопрос: принимать или не принимать большевиков. И Турбины, и Мышлаевский, и Студзинский, и даже Лариосик колеблются, тем более что на горизонте появляется новая сила в лице Петлюры. Они видят, что любой захват власти приводит к разрушению мирной жизни,  семьи, Дома, к гибели людей. Решая проблему новой жизни, семья не отказывается от истины, которая выше всего временного, Турбины заставляют поверить в существование непреходящих нравственных ценностей. Дом в романе «Белая гвардия» рассматривается не как символ материального благополучия, а как бытийная и духовная составляющие феномена истины, веры в Россию. Дом как гармоничная модель мироздания будет сохранен, когда будут сохранены его традиции, когда не будет войны, которая разрушает эти традиции, поскольку не может быть оправданной войны, а есть война уничтожающая все живое.

 

В пьесе «Дон Кихот» именно в Доме берет свое начало развитие действия. В первой картине Дом  предстает обжитым, защищенным, прочным. Он окружен двором, огорожен и отдален  от «другого» мира, деревни, оградой. На нижнем этаже его обитает ключница, там находится кухня, где всегда полыхает огонь. Внизу люди живут простыми и обыденными заботами, пытаясь сохранить тепло и уют Дома, наверху располагается комната Дон Кихота. Но Дом Дона Кихота всегда открыт нараспашку, полон людей. В нем рыцарю невозможно уединиться и спрятаться от чужих глаз даже в своей комнате, он постоянно на виду, что рождает ощущение тесноты, нехватки пространства жизни. Существующий порядок вещей в реальном мире не согласуется с идеальными построениями и прожектами Дон Кихота. Это обстоятельство заставляет взять оружие в руки и с ним выйти в путь. Ему кажется, что люди разучились чувствовать и понимать друг друга, утратили былое единство. Однако, отправляясь в путь, по выбранной им «крутой дороге рыцарства», несмотря на высокую цель – «всем сделать добро, и никому не причинить зла», средства, которыми Дон Кихот хочет воплотить свою мечту, вовсе не идеальны, возвышенны и прекрасны. Дом перестает отныне быть пространством, защищающим человека от опасностей, наоборот, как только возникает мысль о насилии, в нем начинают преобладать силы, разрушающие естественные связи между людьми. В драме «Дон Кихот», так же как и в булгаковской мольериане («Кабала святош», «Жизнь господина де Мольера») отсутствие тесной, кровной связи приводит к тому, что смешиваются, путаются в своем значении образы Дома и театра. Театр становится местом настоящей жизни человека, а Дом – пространством, где приходится прятать свое истинное лицо и помыслы, играть, притворяться. Дом Дон Кихота во второй части драмы аналогичен уже не Дому Турбинных, а «Зойкиной квартире» или «нечистой» квартире № 50 в романе «Мастер и Маргарита». Все в Доме Дон Кихота охвачено вихрем превращений, там царит хаос и неразбериха. На каждом новом витке развития действия Дон Кихот возвращается к своему родному очагу, совершает круговое, циклическое, замкнутое по своей сути перемещение в пространстве. И само это движение и устремления Дон Кихота оказываются бесплодными. Это подтверждается и зрелым возрастом Дон Кихота, и его большим интересом к несуществующей «идеальной» женщине (Дульцинее), а не реальному человеку. В финале пьесы образ Дома получает еще одно значение – тюрьмы, места смерти. Атмосфера Дома и нравственные страдания Дон Кихота подавили сознание героя настолько, что даже смерть он воспринял как благо, освобождение. Кихот не имеет семьи, ни Дома в привычном понимании этого слова. Родной Дом, место рождения, материнский кров - театральная площадка – тюрьма – место смерти, могила для Дон Кихота и снова место рождения новой семьи для Антонии и Сансона Карраско – вот те функции, которые выполняет образ Дома в этом произведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

  1. Дом как идеальная модель мироустройства является в творчестве М. Булгакова залогом полноценной духовной жизни человека, творческой реализации личности.
  2. В произведениях писателя гармоничная модель дома как единство трех ипостасей (бытовой, бытийной и духовной) находит свое воплощение в романе «Белая гвардия» (квартира Турбиных). В целом же в творчестве М. Булгакова нашла отражение тенденция к разрушению традиционной нормы бытия и идеального образа дома.
  3. Потеря опоры в виде морально-нравственных правил и законов, религиозной веры приводит к онтологическому кризису личности и установлению новых, враждебных отношений человека и внешнего мира.
  4. В прозе М. Булгакова 30-х годов доминирует модель «мертвого» дома, представленная двумя своими разновидностями – коммуной и «роскошной квартирой»; она наиболее адекватно отражает ценности пореволюционного мира и воплощает тему «духовного пепелища».
  5. Лейтмотивом творчества М. Булгакова является стремление восстановить разрушенный идеал человеческого бытия. Возможность возрождения гармоничного мироустройства связана в произведениях писателя с образами героев-творцов и мотивом ученичества.

 

Теоретическая значимость  работы состоит в том, что целостное исследование феномена дома позволяет скорректировать представление о структуре художественного мира М. Булгакова, а также выявить мировоззренческие основы творчества этого писателя.

 

Таким образом, Дом как идеальная модель мироустройства является в прозе М. Булгакова залогом полноценной духовной жизни человека.


Информация о работе Образ дома в творчестве Булгакова