Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании личности главного героя, его поступков и поведения на протяжении всей трагедии.
Достижение поставленной цели предполагает решение некоторых задач:
- изучить произведение У. Шекспира «Гамлет».
- проанализировать образ главного героя трагедии.
- выявить противоречия главного героя, как гуманиста.
Введение ………………………..….…………………………………..3
Основная часть…….………………………………………………….5
Образ Гамлета……………….……………………………………5
Внутренняя драма Гамлета………………………………….….10
Месть Гамлета и противоречие в поведение героя……….…..12
Центральный монолог трагедии «Быть или не быть»…..…….14
Заключение…………………………………………………….……..17
Список литературы……………………………………………….....20
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Курсовая
По дисциплине: «История литературы стран изучаемого языка»
на тему:
«Образ Гамлета и его противоречия как гуманиста»
Москва, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………..….……………………
Основная часть…….…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
На сегодняшний день прекрасные произведения, написанные мастерами прошлого, доступны всем читателям. Но для того, чтобы оценить главное художественное благородство, нам не достаточно их просто прочитать. Всякое произведение искусства имеет свои приемы и средства. Тот, кто считает, что впечатление, производимое «Гамлетом» и другими похожими творениями, есть что-то обыкновенное и само собой разумеющиеся - ошибается. Создатель трагедии воздействует на читателя с помощью искусства.
Перед нами представлено не просто литературное произведение, а его определенный вид - драма. "Гамлет" представляет собой определенную разновидность драмы - трагедию, причем эта трагедия - поэтическая. Изучая данную пьесу нельзя обращаться к вопросам драматургии.
Постигая идеальный смысл, духовную значимость и художественную силу «Гамлета», невозможно оторвать сюжет трагедии от ее идеи, изолировать действующие лица и рассматривать их отдельно друг от друга. Особенно неправильно было бы анализировать героя индивидуально, не связывая с действием трагедии. "Гамлет" - это не монодрама, а сложная драматическая картина жизни, где взаимодействуют различные характеры. Но безоговорочно, действие трагедии основано на личности героя.
Трагедия Шекспира "Гамлет - принц датский", одна из самых знаменитых пьес драматурга. Многие высокоавторитетные ценители искусства уверены, что это наиболее проблематичная, философская и глубокомысленная трагедия среди созданий умов человеческих. Не зря люди на разных ступенях развития человеческой мысли обращались к «Гамлету», пытаясь найти в нем доказательство взглядов на жизнь и мировой порядок. Однако "Гамлет" привлекает не только тех, кто склонен размышлять о смысле жизни вообще. Произведения Шекспира ставят острые, моральные проблемы, имеющие отнюдь не отвлеченный характер.
Образ Гамлета
У. Шекспир проник в новый XVII век как опытный и овеянный славой писатель. Этот век ознаменовал последнее десятилетие его творчества. Художник с большим рвением передает мысли и настроение народа своей эпохи, он создает цикл своих великих трагедий.
Внешний сюжет «Гамлета» У. Шекспир заимствовал у Бельфоре из произведения "Трагическая история", который в свою очередь перенял его у Саксона Грамматика.
Действие трагедии автор переносит в прошлое. Множество фактов указывают на то, что трагедия должна была восприниматься, как рассказ о прошлом, хотя бы и близком. Возникает вопрос, почему Гамлет живет и действует в несовременной для У. Шекспира обстановке? Гегель в своей лекции по «Эстетике» предоставляет полный ответ на заданный вопрос.
"...Не только
в старом, но и в новом искусстве
время, в которое вставлены
идеалы, суть былые времена. Такие
времена устанавливают
В трагедии У. Шекспира главному герою 30 лет. Почему автор так точно установил возраст Гамлета? Возможно, возраст главного героя обусловлен обыкновенным стечением обстоятельств, но все же в таких вопросах у Шекспира не бывало случайностей. Можно предположить, что Шекспир выбрал именно тридцатилетнего Гамлета только потому, что будь он моложе, перед ним нельзя было бы поставить такие трудные проблемы, которые поднимаются в трагедии. На протяжении всей трагедии нет ни единой сцены, где бы Гамлет с презрением отнесся к кому-либо ниже по положению. Актеры для него такие же уважаемые гости, как и все другие.
Добро пожаловать, господа; добро пожаловать всем.
- Я рад тебя видеть благополучным.
- Добро пожаловать, дорогие друзья!1
Гамлет – это не повседневный образ, а характер, который наполнен большим философским и жизненным опытом. Личность Гамлета однозначно выражает состояние, характерное для многих людей шекспировских времен.
Исходя из логики драмы, можно понять самого героя драмы. Многие утверждают, что надо задуматься о том, не каким Гамлет был в Виттенберге, а что его сделало таким сосредоточенным будучи далеко от житейских проблем. Недаром же остальные персонажи трагедии сравнивают сегодняшнего Гамлета с Гамлетом вчерашним. Вот таким вспоминает прежнего Гамлета Офелия:
"Взор вельможи, меч солдата, язык ученого".2
Не стоит сомневаться в том, что, Гамлет – яркий представитель тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения. Это было то время, когда ведущие умы стремились восстановить утраченные за тысячелетия средневековья понимание древнего искусства и поэзии, а так же взглядов греков и римлян на политическую жизнь, но и доверие человека к собственным силам, не прибегая к помощи неба.
Итак, Гамлет принадлежит к тому периоду Возрождения, когда природу и жизнь высоко возвышали философы, воспевали поэты, увлеченно изображали художники.
Поговорка гласит: философия начинается с удивления. Чтобы целиком и полностью понять образ Гамлета, к его необычайной впечатлительности стоит добавить, что он все воспринимает близко к сердцу.
Гамлет, не зная иного способа, как открыть лживую действительность, не разрушая ее обманчивую оболочку, считает это задачей поэтического слова. Вообще не отличаясь направленностью, Гамлет, к нашему удивлению, поверил слухам, будто правдивое исполнение преступления на сцене обладает волшебной силой и способно не только встревожить зрителя, имеющего отношения к провинности, но и принудить его к раскаянию.
Для принца пороки двора - смесь нравов всей парадной, официальной жизни государства, и его самого. Он настолько измучен и раздражен, что едва ли боковым зрением улавливает другую сторону происходящего во дворе. Как принц, Гамлет хорошо знает, чего стоят так называемые "высокие" звания и почести, за которыми всегда скрываются случайности рождения или прихоти короля.
Вне себя ото лжи, коварства и низости света, Гамлет ни за что не хочет предоставить мир самому себе.
Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется все, что ни есть на свете!
О мерзость! Это буйный сад, плодящий
Одно лишь семя; дикое и злое
В нем властвует.3
У Гамлета сложный и глубокий и подвижный склад ума – он все схватывает на лету, его "вещая" душа - мембрана чуткости, орган предугадывания. В аристократической среде Гамлет держится легко и непринужденно. Он отлично знает весь механизм этого общества и его этикета, у него нет пренебрежительного и надменного отношения к простым людям, с ними он ведет себя, как и со всеми остальными. Как серьезные речи, так шутки, каламбуры и остроты он всегда совмещает с глубокими мыслями, вследствие чего одни одновременно кажутся доходчивыми и замысловатыми. Оставаясь наедине с самим собой, Гамлет как бы фантазирует. Его раздумья – это не повторы общих истин житейского уклада, а самобытные, давно выстраданные и вот здесь, сейчас родившиеся, не успевшие остыть, превратиться в сухие умозаключения. В нем много благочестия, хотя по старинке он верит, что "душа бессмертна", что существуют овеянные небом "благочестивые духи" и "дышащие гиеной проклятые" духи. Он далек от самодовольства, не считает, что все им уже познано - напротив, он уверен, что в мире еще много неразгаданных тайн. Гамлет доверяет людям, ждет от них откровенности и прямоты.
Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях. Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некого Бога! Венец всего живущего!4
Но, к сожалению, он сталкивается с губительной реальностью и понимает, что такие люди встречаются в мире очень редко. Иногда он пользуется своим остроумием, умело парадирует наигранный образ своих собеседников и делает это так, что их настоящая сущность сразу выплывает наружу.
Думает Гамлет не по чужой указке. Физически он - как в железных тисках, во дворце ему - как в тюрьме, единственная его опора против всего света - независимость суждений.
"Вялодушный дурень"! Гамлет многократно укоряет сам себя, что также показывает симптомы разобщенности его мысли и воли.
Непреклонность, целостность, пластичность - черты подлинно героического характера Гамлета, на котором движется действие с его критериями, и как раз эти черты в нем полностью отсутствуют.
Внутренняя драма Гамлета
В трагедии У. Шекспира «Гамлет» под гибелью человека понимается не смерть, а моральный, нравственный исход, то, что привело главного героя к безысходности, которая завершилась уже смертью.
В таком случае истинная трагедия Гамлета заключается в том, что он, человек благороднейших душевных качеств, надломился. Столкнувшись с ужасными жизненными пороками – коварством, изменой, убийством близких, он потерял веру в людей, любовь, жизнь утратила для него всю ценность. Притворяясь сумасшедшим, он на самом деле находился на грани безумия от сознания того, насколько чудовищны люди - предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы, льстецы и лицемеры. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.5
Честность, чувствительность, ум, вера в идеалы - все эти качества послужили причиной душевной трагедии Гамлета. Если бы он был на месте Клавдия, Лаэрта или Полония, он легко бы приспособился к миру, где царит зло. Обманывая и притворяясь, Гамлет был бы таким же жестоким, как они.
Он не мог с этим мириться, но и как бороться, а главное, как победить, он тоже не знал. Таким образом, причина внутренних колебаний Гамлета таится в его благородной натуре.
Трагедия Гамлета – это трагедия человека, познавшего зло. До определенного времени, существование датского принца протекало спокойно и безмятежно он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей, сам полюбил и пользовался взаимностью прелестной девушки, имел приятных друзей, с увлечением занимался науками, любил театр, писал стихи; впереди его ждало великое будущее - стать государем и править целым народом.6 Но вдруг все началось рушиться. В рассвете лет умер отец. Не успел Гамлет пережить горе, как его постиг второй удар: мать, казалось, так любившего его отца, меньше чем через два месяца вышла замуж за брата покойного и разделила с ни трон. И третий удар: Гамлет узнал, что отца убил собственный брат, чтобы завладеть короной и женой.7
Неудивительно, что Гамлет испытал серьезный удар: ведь на его глазах рухнули все ценности, которые делали его жизнь осмысленной. Он никогда не был настолько наивным, чтобы думать, что в жизни не бывает несчастий. И все же его разум и представления о действительности находились порой где-то в утопическом мире.
Информация о работе Образ Гамлета и его противоречия как гуманиста