Образ Гавроша в романе «Отверженные»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Задачи нашего исследования:
1. Определить место детских образов в художественном замысле произведения и дать им характеристику
2. Проанализировать какие социальные проблемы поднимает Гюго, изображая жизнь Козетты
3. Рассмотреть каково символическое наполнение образа Гавроша
4. Проанализировать воспитательное значение детских образов романа «Отвержанные»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…. 3
1. Образы детей в романе В. Гюго «Отверженные»……………………….. 4
1.1. Воспитательное значение детских образов в художественном
замысле произведения В. Гюго «Отверженные»………………………….. 4
1.2. Социальные проблемы в романе В. Гюго «Отверженные»………….... 5
2. Образ Козетты в романе «Отверженные»………………………………… 5
2.1. Как угнетение и эксплуатация ребенка сказывается
на духовном развитии девочки……………………………………………… 5
2.2. Фольклорные образы и мотивы при изображении истории Козетты… 6
3. Образ Гавроша в романе «Отверженные»………………………………... 7
3.1. Гаврош – душа Парижа………………………………………………….. 7
3.2. Символическое наполнение образа Гавроша…………………………… 8
Заключение…………………………………………………………………… 10
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

056-06-DOR-Otverzhennye-Gyugo---kopiya.doc.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение…………………………………………………………………..…. 3

1. Образы детей в романе В. Гюго «Отверженные»………………………..  4

1.1. Воспитательное значение детских образов в художественном

замысле произведения В. Гюго «Отверженные»…………………………..   4

1.2. Социальные проблемы в романе В. Гюго «Отверженные»…………....  5

2. Образ Козетты в романе «Отверженные»………………………………… 5

2.1. Как угнетение и эксплуатация ребенка  сказывается

на духовном развитии девочки………………………………………………  5

2.2. Фольклорные образы и мотивы при изображении истории Козетты…  6

3. Образ Гавроша в романе «Отверженные»………………………………...  7

3.1. Гаврош – душа Парижа…………………………………………………..   7

3.2. Символическое наполнение образа Гавроша……………………………  8

Заключение…………………………………………………………………… 10

Список литературы…………………………………………………………   11

Введение

Идея животворной  любви, милосердия, торжества добра  над злом — вот стержень его  романа «Отверженные». Среди «отверженных»  маленькая замарашка Козетта, и  дитя парижских улиц Гаврош...

Гюго не умеет  до конца объяснить социальное зло. Он не понимает того, что дело совсем не в добрых или злых людях, не в том, что Тенардье и Жавер бесчеловечны, а в том, что весь государственный порядок, основанный на частной собственности, порождает это зло и ведет к неисчислимым бедствиям. Но Гюго умеет страстно, взволнованно рассказывать о народных страданиях и вызвать в читателе горячую симпатию к обездоленным.

Задачи нашего исследования:

1. Определить место детских образов в художественном замысле произведения и дать им характеристику

2. Проанализировать какие социальные проблемы поднимает Гюго, изображая жизнь Козетты

3. Рассмотреть каково  символическое наполнение образа  Гавроша

4. Проанализировать воспитательное  значение детских образов романа  «Отвержанные»

Методологическая  основа.

Мы опирались на фундаментальные исследования, посвященные творчеству В.Гюго. Это работы К. маркса, Ф. Энгельса, Евниной, Муравьевой, Морца, Самарина, Трескунова.

При проведении исследования нами было использовано определенное количество разнообразных статей, сборники научных трудов, учебные пособия по литературе и истории русской и зарубежной литературы.

При написании это  работы нами были использованы критико-аналитический  метод.

1. Образы детей в романе В. Гюго «Отверженные»

1.1. Воспитательное значение детских образов в художественном замысле произведения В. Гюго «Отверженные»

Рассказ о Козетте переносит читателей во французскую провинцию, в мрачную харчевню Тенардье, где словно «муха в услужении у пауков» бьется измученная девочка. Козетта, дочка Фантины - ребенок в лохмотьях. Жалкое существо, попавшее в руки мелких хищников - семьи кабатчика Тенардье. «Несправедливость сделала ее угрюмой, а нищета некрасивой. От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые было больно смотреть, потому что, будь они меньше, в них, казалось, не могло - бы уместиться столько печали» [1, 299].

Обречь ребенка на страдания, допустить, чтобы дети увядали  от голода, холода и непосильного труда,- это для Гюго самая тяжелая  гиря в чаше обвинения бесчеловечного строя.

Прослеживая историю Гавроша, Гюго выступает не только как большой художник, но и как социолог, возлагающий ответственность на общество за то, что оно обрекает детей бедняков на бродяжничество и голод.

В картине общественной жизни Франции 30-х годов Гюго выделяет и социальное «дно» с его пороками, преступностью, воровским жаргоном, и нищету тружеников, и хищничество буржуазии, и высокие идеалы, и героические подвиги революционеров - борцов за республику. Образу Гавроша и Козетты Гюго придает особую выразительность и многогранность.

 Детская непосредственность сочетается в них с преждевременной, почти старческой опытностью, детская улыбка сменяется обезображивающей лицо гримасой.

 

1.2. Социальные проблемы в романе В. Гюго «Отверженные»

Беспризорные дети — Козетта, Гаврош — представляют собой мир «отверженных», мир людей, которых буржуазное общество выбрасывает за борт и по отношению к ним очень жестоко.

Положение ребенка  в семье и обществе, эксплуатация детского труда, безнадзорность и бродяжничество подростков — социальный вопрос, занимающий большое место не только в стихах и романах, но и в публицистике великого романтика. Он справедливо считал, что «по размеру покровительства, которым окружены два слабых существа — женщина и ребенок, можно измерить степень цивилизации вообще». «Каждый человек,— писал Гюго,— рождается добрым, чистым, справедливым и честным. Если он изуродован и ужасен, то потому, что его бросили в такую форму, из которой он вышел преступным и страшным» [1, 47] («Высшее милосердие»), следовательно, формирование человека и его будущие возможности зависят от того, в какие условия он поставлен с детства.

2. Образ Козетты в романе «отверженные»

2.1. Как угнетение и эксплуатация ребенка  сказывается на духовном развитии девочки

Её настоящее имя  Эфрази. Козетта была внебрачной дочерью  простолюдинки Фантины и Феликса  Толомьеса, ветреного человека из богатой  семьи. Для удовлетворения потребностей своего ребенка, Фантине приходится работать, а для этого ей приходится расстаться с Козеттой. Она наивно оставляет Козетту паре трактирщиков из деревни Монфермей, по фамилии Тенардье. Эти люди оказываются очень жестокими. Они ненавидят бедного ребенка, используя её в качестве прислуги, и требуя всё больше и больше денег на её содержание у матери Фантины, которая поселилась в Монрейле, своём родном городе.

Несмотря на то, что трактирщики  Тенардье жестокао до полусмерти избивали Козетту она не обозлилась на них. Она просто терпела и молчала.

«Козетта носилась вверх и вниз по лестнице, мыла, чистила, терла, мела, бегала, выбивалась из сил, задыхалась, передвигая тяжести, и, как ни была она слабосильна, выполняла самую тяжелую работу. И ни капли жалости к ней! Свирепая хозяйка, злобный хозяин! Харчевня Тенардье была словно паутина, в которой билась и запутывалась Козетта. В этой злосчастной маленькой служанке как бы воплотился образ рабства. Это была мушка в услужении у пауков» [2, 344 ]

Бедный ребенок все  терпел и молчал.  Гюго подробно описывает  страх Козетты пойти за водой  и от этого мурашки по коже пробегают. Настолько эмоционально рассказывает автор о страхе маленькой беззащитной девочки, что волей неволей начинаешь сочувствовать ей и ненавидеть ее «хозяев». Козетта жила в рабстве. Она мечтала о кукле, но довольствовалась тем, что было и даже радовалась этому.

2.2. Фольклорные образы и мотивы при изображении истории Козетты

Козетта – беспризорная девочка, представляет собой мир «отверженных», мир людей, которых буржуазное общество выбрасывает за борт и по отношению к которым оно особенно жестоко. Но, рисуя этот мир, Гюго не ставит перед собой цели раскрыть социальные противоречия во всем их многообразии. У него цель другая. Он исходит из морального принципа, показать поглощение детей мраком ночи,  увядание ребенка вследствие мрака невежества.

Несмотря на свой столь  юный возраст Козетта была не по годам взрослой. Иногда ей хотелось просто посидеть и подумать о том, сколько ей пришлось выстрадать и  за что ей это все?

«Козетту одолевали тяжкие думы; ей было только восемь лет, но она уже так много выстрадала, что в минуты горестной задумчивости казалась маленькой старушкой. Одно веко у нее почернело от тумака, которым наградила ее Тенардье, время от времени восклицавшая по этому поводу: "Ну и уродина же эта девчонка с фонарем под глазом!»[3, 422]

Поскольку история Жана Вальжана остается за рамками повествования  — он даже не назван по имени,— чудесное спасение ребенка таинственным незнакомцем  напоминает волшебную сказку, а сама Козетта походит на Золушку.

Резкий переход от мрака к свету, из бездны отчаяния, в которую была ввергнута Козетта, к неожиданному счастью как нельзя лучше характеризует поэтику  Гюго и в то же время усиливает  сказочный колорит повести, отсутствующий  в контексте романа, но в данном случае вполне уместный.

 Добрый старик, освобождающий  маленькую служанку от власти  жадного трактирщика и его  злой жены, не только восстанавливает  попранную справедливость, но и  становится как бы ее олицетворением. Обличительный пафос «Отверженных» чувствуется и в этом небольшом отрывке.

3. Образ Гавроша в романе «Отверженные»

3.1. Гаврош – душа Парижа

Совершенно иным колоритом проникнута повесть «Гаврош», скомпонованная из последующих эпизодов романа. Здесь нет никакой сказочности, каждая деталь дышит суровой жизненной правдой. Гаврош — один из самых впечатляющих детских образов в мировой литературе — изображен как типичный парижский гамен (бездомный ребенок). «Он постоянно был в движении: бродил, распевая песенки, по улицам, рылся в сточных канавах, воровал понемножку, но легко и весело, как воруют кошки или воробушки, смеялся, когда его называли шалопаем, и сердился, когда его обзывали бродягой. У него не было ни крова, ни хлеба, некому было пригреть и приласкать его, но он не тужил»[4, 434].

Исторически понимаемая судьба героев Гюго предполагает определенную зависимость героев от социальной среды, но часто она нарочито противопоставляется  ей. Так, Гаврош в «Отверженных», являясь  воплощением народного характера, наряду с этим остается героем с исключительными личными качествами, свойственными романтическому образу. Этот маленький ребенок воплощение храбрости, доблести, доброты, отваги и самопожертвования, он - душа Парижа.

3.2. Символическое наполнение образа Гавроша

Авторский замысел, воплощенный в образе Гавроша, в большой мере раскрывается в повести, но полностью он, разумеется, развит в романе. Жизнь гамена Гавроша прослеживается в романе как часть эпопеи народной жизни. Анализ социальных корней и характерных черт бродяжничества проникнут в «Отверженных» высоким обличительным пафосом.

 Наделяя своего  героя живыми индивидуальными  чертами, Гюго сохраняет в этом  образе типические особенности  парижского гамена. Гамен - это  один из «отверженных». Его  лохмотья не столь живописны,  сколь трагичны, за его беззаботностью скрывается жестокая действительность.

Хрестоматийной стала  сцена гибели Гавроша, само имя которого давно стало нарицательным. Добровольно  вызвавшись под обстрелом собирать патроны с убитых солдат, маленький  парижский герой сам погибает на глазах у повстанцев:

«Казалось, это  не ребенок, не человек, а какой-то маленький  чародей. Какой-то сказочный карлик, неуязвимый в бою. Пули гонялись за ним, но он был проворнее их. Он как  бы затеял страшную игру в прятки со смертью; всякий раз, как курносый призрак приближался к нему, мальчишка встречал его щелчком по носу. Но одна пуля, более меткая или более предательская, чем другие, в конце концов настигла этот блуждающий огонек. Все увидели, как Гаврош пошатнулся и потом упал наземь. На баррикаде все вскрикнули в один голос; но в этом пигмее таился Антей; коснуться мостовой для гамена значит то же самое, что великану коснуться земли; не успел Гаврош упасть, как поднялся снова. Он сидел на земле, струйка крови стекала по его лицу. «…» Вторая пуля того же стрелка оборвала [его жизнь] навеки. На этот раз он упал лицом на мостовую и больше не шевельнулся. Эта детская и великая душа отлетела» [5, 471].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из всего вышеперечисленного, подведем итоги.

«Нищета.. Чудесное и грозное испытание, из которого слабые выходят, потеряв честь, а сильные — обретя величие! Это горнило, куда судьба бросает человека всякий раз, когда ей нужен подлец или полубог» [5, 58].

Задачи поставленные в ведении были выполнены. Тема социальная переплетается в романе с темой нравственной. Место детских образов одно из главных в романе «Отверженные» и имеют огромное социальное значение.

Маленькая и беззащитная  Козетта  становятся «добычей» жестоких взрослых, становиться их рабыней. Ребенка  всячески унижают, оскорбляют и истязают. Гаврош напртив И некому ее защитить. Жизнь гамена Гавроша прослеживается в романе как часть эпопеи народной жизни. Родители, нищие и порочные, выбрасывают своих детей на улицу, как это было с Гаврошем, чтобы освободиться от лишних ртов. С болью говорит Гюго о том, что за каждым гаменом «видишь концы оборванных нитей, связывавших их с семьей» [6, 82].

 Гюго умел выявить трагическую зависимость человека от несправедливых социальных законов, но наряду с этим он всегда противопоставлял высшее нравственное начало в человеке социальному произволу, утверждая победу добра над злом, не умея преодолеть этот дуализм в художественной ткани своих произведений.

Информация о работе Образ Гавроша в романе «Отверженные»