Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 17:49, доклад
Носительницей «ростовского духа», самым ярким лицом в семье, бесспорно, является любимица всех Наташа, центр притяжения к дому Ростовых всего лучшего, что есть в обществе.Наташа— натура щедро одаренная. Поступки ее оригинальны. Над нею не тяготеют никакие предрассудки. Руководит ею сердце. Это пленительный образ русской женщины. Строй чувств и мыслей, характер и темперамент — все в ней ярко выраженное, национальное.Впервые появляется Наташа подростком, с тоненькими руками, с большим ртом, некрасивой и в то же время очаровательной. Писатель как бы подчерки вает, что вся ее прелесть заключена во внутреннем своеобразии. В детстве это своеобразие проявлялось в бурном весель , в чуткости, в горячей реакции на все окружающее. Ни единый фальшивый звук не ускользал от ее внимания. Наташа, по выражению знающих ее, «порох», «казак», «волшебница».
Носительницей «ростовского духа», самым ярким лицом в семье, бесспорно, является любимица всех Наташа, центр притяжения к дому Ростовых всего лучшего, что есть в обществе.Наташа— натура щедро одаренная. Поступки ее оригинальны. Над нею не тяготеют никакие предрассудки. Руководит ею сердце. Это пленительный образ русской женщины. Строй чувств и мыслей, характер и темперамент — все в ней ярко выраженное, национальное.Впервые появляется Наташа подростком, с тоненькими руками, с большим ртом, некрасивой и в то же время очаровательной. Писатель как бы подчерки вает, что вся ее прелесть заключена во внутреннем своеобразии. В детстве это своеобразие проявлялось в бурном весель , в чуткости, в горячей реакции на все окружающее. Ни единый фальшивый звук не ускользал от ее внимания. Наташа, по выражению знающих ее, «порох», «казак», «волшебница». Мир, в котором она растет,— поэтический мир семьи с своеобразным строем с дружбой и детской влюбленностью. Мир этот являет собой резкий контраст обществу. Словно инородное тело появляется на именинном вечере среди милой молодежи Ростовых чопорная Жюли Карагина. Резким контрастом русской речи звучит французский говор.Сколько задора, энергии в своевольно-шаловливой Наташе! Она не боится нарушить светски-приличное течение именинного обеда.(ИМЕНИНЫ) Ее шутки, детское упрямство, смелые нападки на взрослых — это игра сверкающего всеми гранями таланта. Наташа даже бравирует нежеланием признавать общепринятые условности. Ее юный мир полон поэтической фантастики, у нее даже язык свой, понятный только молодежи Ростовых.Развитие Наташи идет бурно. На первых порах богатство ее души находит выход в пении. Ее обучает итальянец, но все очарование таланта идет из самых глубин ее темперамента, строя ее души. Гусар Денисов, первый по-настоящему обвороженный Наташей, называет ее «Волшебница!». Впервые встревоженная, близостью любви Наташа мучается жалостью к Денисову. Сцена объяснения ее с Денисовым одна из поэтических страниц романа.Пора детства Наташи кончается рано. Совсем девочкой ее вывозят в «свет». Среди блеска огней, нарядов, в громе музыки, после поэтической тишины ростовского дома, Наташа чувствует себя потрясенной. Что может значить она, худенькая девушка, перед ослепительной красотой графини _Элен?Выезд в «большой свет» оказался концом безоблачного её счастья. Началась новая пора. Пришла любовь. Так же, как и Денисов, князь Андрей испытал на себе очарование Наташи. Со свойственной ей чуткостью и она увидела в нем человека, не похожего на других. «Неужели это я, та девочка-ребенок (вес так говорили обо мне),— думала Наташа,—неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим».Новая пора — это время сложной внутренней работы, духовного роста. Наташа оказывается в Отрадном, среди деревенской жизни, среди природы, в окружении нянек, дворовых. Это они были ее первыми воспитателями, они передали ей все своеобразие народного духа.Время, проведенное в Отрадном, оставляет глубокий след в ее душе. Детские грезы переплетаются с чувством все возрастающей любви. В эту пору счастья с особой силой звучат все струны ее богатой натуры. Еще ни одна из них не оборвана, еще ни одного удара не нанесла ей судьба.Наташа словно ищет, куда употребить переполняющую ее энергию. С братом и отцом она скачет на охоту, с увлечением отдается святочному веселью, поет, танцует, грезит наяву(ОХОТА). А в глубине, души идет непрекращающаяся работа. Счастье так велико, что рядом с ним поднимается и тревога. Внутреннее беспокойство придает поступкам Наташи оттенок странности. Она то сосредоточена, то вся отдается переполняющим ее чувствам.Замечательно ярко написана сцена пения Наташи в кругу семьи. В пении она нашла выход тому чувству, которое переполняло ее. «...она давно, прежде и долго после не пела так, как она пела в этот вечер». Граф Илья Андреевич оставил дела и слушал ее. Николай, сидя за клавикордами, не отрывал взгляда от сестры, графиня-мать, слушая, думала, о Наташе: «Ах! Как я боюсь за нее, как я боюсь...» Ее материнское чутье говорило ей, что чего-то слишком много в, Наташе, и что от этого она не будет счастлива».(ПЕНИЕ НАТАШИ). Огромной силы достигает Толстой, рисуя Наташу в гостях у дядюшки: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?... (ТАНЕЦ У ДЯДИ) Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка» .И в скачках на тройках святочной морозной ночью, и в плясках с ряжеными, и в играх, и в пении Наташа предстает во всей прелести своего самобытного характера. Захватывает, чарует во всех этих отрадненских сценах не то, что делается, а то, как делается. А делается это во всю русскую удаль, со всей широтой и страстностью, во всем блеске русской поэзии. Чарует колорит национальной жизни, нравственное здоровье, огромный запас душевных сил. И не случайно В. И. Ленин с таким удовольствием перечитывал сцены охоты. И спрашивая, кого из писателей Европы можно поставить рядом с Толстым, заключал — «Некого!» -В блестящем изображении национального русского народного характера, в звучании самых дорогих и глубинных струн русского сердца заключено не увядающее очарование отрадненских сцен. Так понятна и близка жизнь Ростовых, несмотря на отдаленность эпохи, на совершенную чуждость среды, в которой действуют герои. Они близки и понятны нам, подобно тому,, как близки и понятны были Анисье Федоровне (экономке дядюшки), которая «сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела, понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке» .Одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа после Отрадного в театре, среди столичных аристократов. Ненатуральна их жизнь, фальшивы чувства, далеко и непонятно все то, что разыгрывается на сцене!Вечер в театре оказался роковым 'для Наташи. Она, замеченная светом, понравилась своей «свежестью», «нетронутостью» Анатолю Курагину, оказалась предметом интриги.Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлек ее. В кратковременном увлечении и в постигшем ее горе Наташа осталась все той же волевой и решительной- натурой, способной, и на отчаянные поступки и умеющей стойко встретить беду.- После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не одержал над нею победы.События двенадцатого года возвращают Наташе энергию. С какой искренностью сожалеет она о том, что не может остаться в. Москве. Как горячо требует она от отца и матери отдать подводы раненым, оставив имущество!Старый граф со слезами говорит о ней: «Яйца... яйца курицу учат...» К Оставление Москвы совпадает с наступающей зрелостью Наташи. Суровым испытаниям подвергаются в эти дни многие и многие русские люди.(УХАЖИВАЕТ ЗА РАНЕНЫМ АНДРЕЕМ, ОТДАЕТ ПОДВОДЫ РАНЕНЫМ) Для Наташи тоже приходит пора больших испытаний. С какой решительностью идет она к раненому Андрею! Он не только любимый ею человек, он раненый воин. Что лучше могло врачевать раны героя, чем самоотверженная любовь женщины-патриотки! Во всей красоте своего женственного и безусловно героического характера появляется здесь Наташа. Она руководствуется только велением' сердца. За неопытность она тяжело поплатилась. Но то, что дается другим годами и годами опыта, Наташей усвоено сразу. Она вернулась к жизни способной противостоять обществу, не потеряла веры в себя. Она не спрашивала других, как следует поступать в том или ином случае, а поступала так, как велело ей сердце. Ночью Наташа пробирается к больному Андрею и просит у него прощения, потому что знает, что любила и любит только его, что не может он не понять ее. Самоотверженно, не считаясь с «приличиями», ухаживает Наташа за умирающим.Болезнь и смерть князя Андрея как бы перерождают Наташу. Смолкли ее песни. Развеялись иллюзии, угасли волшебные грезы. Наташа смотрит на жизнь открытыми глазами. (ЭПИЛОГ,ЖИЗНЬ С ПЬЕРОМ) С той духовной высоты, которой она достигла, среди сотен людей она отметила замечательного «чудака» Пьера, оценив не только его «золотое сердце», но и ум. всю его сложную и глубокую натуру. Любовь к Пьеру явилась победой Наташи. Эта русская девушка, не связанная путами традиций, не побежденная «светом», избрала то единственное, что могла в тех условиях найти такая женщина, как она – семью. Наташа- жена-друг, жена- спутник, взявшая на свои плечи часть дела мужа. В ее характере угадывается духовный мир русских женщин – жен декабристов, последовавших за мужьями на каторгу и ссылку.
В мировой литературе много Женских образов, отмеченных яркими национальными чертами. Среди них образ Наташи Ростовой занимает свое, совершенно особое место. Широта, независимость, смелость, поэтическое мироощущение, страстное отношение ко всем явлениям жизни — таковы черты, наполняющие этот образ.