Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:02, сочинение
Образ Печорина является одним из центральных в романе М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени» Но для того, чтобы раскрыть его в своем сочинении, мне необходимо восстановить цепочку событий, связанных с этим героем в произведении. Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника.
Образ Печорина является одним из центральных в романе М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени» Но для того, чтобы раскрыть его в своем сочинении, мне необходимо восстановить цепочку событий, связанных с этим героем в произведении.
Роман состоит из нескольких частей,
хронологический порядок
Первая глава «Бэла» представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч (штабс-капитан лет пятидесяти), который рассказывает свою историю неназванному офицеру, на Кавказе. Он рассказывает о событиях, произошедших с его приятелем, Григорием Александровичем Печориным. Картина, нарисованная Максимом Максимычем, является первым ярким впечатлением о характере Печорина. В этой главе он рассказывает нам о том, как Печорин обманным путём заполучил понравившуюся ему девушку Бэлу. Он пообещал её брату за похищение хорошего коня. Как мне кажется, здесь проявляется одна из особенностей лермонтовской лирики. Вдумавшись в ситуацию, у нас возникает целый ряд вопросов, о наличии или отсутствии оправдания для главных героев, о правильности и движущих мотивах этих поступков, а главное, интригующий вопрос, что будет дальше? Не смотря на первоначальную симпатию со стороны Бэлы, их отношения с Печориным были натянутые. Он потерял возможность чувствовать искренние эмоции. Любовь столичных девушек давно надоела, и он приблизился к дикарке, в надежде, что это сможет заинтересовать затвердевшее сердце. Но добившись взаимности, его интерес постепенно начинает угасать. После её смерти он погружается в грусть, но не из-за того, что никогда больше не увидит дорогого и любимого человека. Как мне кажется, причина в жалости к себе, к ней, к сложившейся ситуации. Он снова стал причиной горя. Сломал жизнь целой семьи. В его душу проникает ощущение безысходности и горечи, которое он, забегая вперед, проносит в себе на протяжении всего романа.
В главе «Максим Максимыч» мы узнаём о встрече штабс-капитана и рассказчика на постоялом дворе. Внимание их привлекла пустая дорожная коляска щегольского вида. Сопровождавший ее лакей отвечал, что коляска принадлежит Печорину, а сам он остался ночевать у полковника. Максим Максимыч, считая Печорина своим другом, отправился ждать его за ворота, но за весь день так никто и не пришёл. На следующий день Печорин появился на постоялом дворе и засобирался в дорогу. В этот момент повествователь рисует нам его портрет, полностью состоящий из контрастов и противоположностей:«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок, ослепительно чистое белье, маленькие аристократические руки, худые бледные пальцы…» Вскоре прибегает и Максим Максимыч, но Печорин встречает его холодно. Всем видом показывая, что спешит, он уходит от разговора со старым приятелем. На вопрос Максима Максимыча о каких-то бумагах, тот отвечает, что их судьба ему безразлична, и с ними можно делать все, что угодно. Путь его лежит в Персию. Расстроенный Максим Максимыч отдаёт бумаги Печорина рассказчику. Как мне кажется, эта глава является связующим звеном между первой и второй частями романа. Мы не можем судить о том, насколько не прав был Печорин, когда так холодно встретил своего товарища, но имел ли он право так обидеть его? Снова доставить боль человеку, для которого являешься хотя бы маленькой частью жизни?
С концом второй главы мы открываем для себя журнал Печорина. Теперь все события представляются глазами Печорина. Его мысли, отношение к происходящему, людям,- всё это он описывает в режиме реального времени, без каких-либо преувеличений. Я думаю, эти главы дают ещё более полное представление о герое.
В главе Тамань Печорину приходится преодолеть множество трудностей. Там он чуть не умер с голода, и, вдобавок, его еще хотели утопить. Он становится свидетелем разговора контрабандистов. Не выясненные обстоятельства той встречи заинтересовывают Печорина, и он пытается «достать ключ от этой загадки». Вскоре он рассказывает об увиденном девушке, живущей в той хате и грозится рассказать обо всем коменданту. Девушка, отвечая загадками, предложила прокатиться на лодке и попыталась утопить Печорина. Затем к берегу причаливает Янко. Девушка говорит ему, что все пропало. Приходит слепой с каким-то узлом. Янко наказывает слепому беречь то место, где лежат богатые товары, говорит, что теперь стало опасно, и он едет искать работу в другом месте, а девушку забирает с собой. Слепой же ему не нужен, и, оставшись один, мальчик долго плачет. Печорину становится грустно: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!». Он возвращается домой и решает немедленно уехать. Вновь Печорин влез и сломал жизнь нескольких людей. Вновь он погрузился в атмосферу вечных душевных страданий и гонений. Такой человек уже не способен был чувствовать что-то кроме боли. Все его мысли отныне образуют сплошной самоанализ и выливаются на страницы журнала.
Как и в предыдущих главах, в главе «Княжна Мери» Печорин причиняет вред девушке, в которую был мимолётно влюблён. Добившись её взаимности, как и от Бэлы, он поступает с ней не порядочно, бросает её. Княжна возненавидела его за это. Но это далеко не все аспекты, предложенные в этой главе. В ней присутствует, как мне кажется, самая важная женщина в жизни Печорина-Вера. Она оставила в ней огромный след, дав, наконец, понять закоренелому эгоисту, что значит терять близкого человека. Она уехала со своим мужем, пообещав, что будет любить Печорина вечно. Здесь мы видим слабого, беззащитного человека, потерявшего самую нужную ему вещь, без которой он не прожил бы и дня. Пока эта вещь была в его руках и принадлежала только ему, он был спокоен, но теперь и без того обессиленный организм наполнила тревога. Он больше никогда не увидел бы ту, которая дальше всех остальных проникла в его сердце. Мы понимаем, что Печорин живёт, чувствует, «болеет человеком», но он слишком глубоко ушёл в себя, чтобы думать об этом долго. Эпизод с Грушницким мне не совсем понятен. Как может показаться сначала, причина дуэли в клевете Грушницкого (точнее в обнародовании фактов того, что Печорин посещает княжну ночью), но не слишком ли это «просто» для Печорина? Со временем приходит понимание того, что для него не так важно мнение о нём в обществе, его честь, задетое достоинство…Быть может причиной этой дуэли послужили неприязненные отношения, внутреннее сравнение себя и Грушницкого, опороченная честь княжны Мери? Эта глава, как и все главы романа, оставляет нам право для размышлений над многими проблемами.
Таким образом, я не согласна с тем, что образ Печорина- собирательный образ всех пороков общества того времени. Я думаю, это скорее единичный образ конкретного человека, со своей индивидуальностью, внутренними переживаниями и невероятными способностями к осознанию своей деятельности. Такой самоанализ убивал в нём всё живое. Общество не принимало какую-либо его черту, и он менял себя. Переломив в себе любыми способами хорошее начало, он стал эгоистом. Его не слушали, не понимали. Он стал скрытен и самовлюблён. Женщины служили лишь развлечением. Всем, кого он любил, к кому испытывал что-то искреннее, он причинял боль. А разве может быть счастлив такой человек? Я не ищу ему оправданий, но многие поступки даже не требуют этого. Жизнь полная противоречий. Образ, наполненный презрением и любовью к себе. Таким я вижу Печорина.