Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:09, сочинение
Впервые мы встречаемся с Петербургом на улицах беднейших кварталов, на одной из которых "посчастливилось" жить Раскольникову. Это город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста в воду, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. В таких условиях рождалась бесчеловечная теория. Городской пейзаж в романе органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев.
“Преступление и наказание”
- социальный, психологический и философский
роман, написанный Достоевским в 1866 году.
Это смутное время и наложило отпечаток
“ духа неволи”, упомянутый еще Пушкиным,
на Петербург. Таким образом, самый красивый
и благородный город России выступает
наравне с гоголевским и некрасовским
образами.
Тема “маленького человека” снова
звучит с небывалой силой. Но Достоевский
идет в своих размышлениях еще
дальше. Он с философской точки зрения
не только углубляется в душу и разум подобного
героя, но и пытается найти причину всего
этого. Но именно Петербург, город, который
автор любил своеобразной горькой и мучительной
любовью, стал ответом на все вопросы.
Впервые мы встречаемся с Петербургом
на улицах беднейших кварталов, на одной
из которых "посчастливилось" жить
Раскольникову. Это город, в котором на
каждом углу распивочные, зазывающие бедняков
залить горе, пьяные толпы на улицах, женщины,
бросающиеся с моста в воду, это страшное
царство нищеты, бесправия, болезней. В
таких условиях рождалась бесчеловечная
теория. Городской пейзаж в романе органически
связан с душевным состоянием автора,
с внутренним миром его героев. Он соответствует
больным, диким мыслям Раскольникова,
замышляющего убийство. Блуждая вместе
с ним по Петербургу, мы остро ощущаем,
прежде всего, невыносимую духоту. Это
ощущение духоты становится лейтмотивом
романа и приобретает всеобъемлющий смысл.
Не случайно одни и те же слова автор вкладывает
в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича
- слова, передающие главную потребность
смятенной души: «Всем людям надобно воздуху,
воздуху, воздуху прежде всего! » Человек
задыхается в городе «под тяжелым петербургским
небом». Покидая шумные, нелепые улицы,
писатель ведет нас в дома, где живут его
герои. Мы входим в “грязные и вонючие”
дворы, поднимаемся по темным, облитыми
помоями лестницам, заглядываем в крошечные
убогие "квартиры". Жутко становится
оттого, что герои живут то в “гробу”,
как Раскольников, то в уродливом “сарае”,
как Соня, то в “прохладном углу”, где
обитает Мармеладов. Свою последнюю ночь
перед самоубийством Свидригайлов проводит
хоть и в отдельном номере, но “душном
и тесном”. Но все они ощущают не только
пространственное стеснение. Самое страшное
- эти безобразные помещения являются
причиной психического разлада с самим
собой. Понятно, почему в таком пространстве
вынашиваются смелые и дерзкие идеи Раскольникова,
проявляется в полной мере сущность Мармеладова,
преступает все нравственные каноны Соня,
медленно умирает Катерина Ивановна.
Характерной чертой для окружающего
пространства, по которой мы узнаем обстановку
и людей, затронутых болезнью, является
раздражающий, навязчивый, нездоровый
желтый цвет. Это цвет и обоев, и мебели
в комнатке процентщицы, и одновременно
определяющий цвет столицы, так как именно
в желтый красили все казенные учреждения.
Желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова,
желтая “похожая на шкаф или на сундук”
каморка Раскольникова, женщина - самоубийца
с желтым испитым лицом, перстень с желтым
камнем на руке Лужина. Этот тягостный,
болезненный столичный пейзаж становится
фоном, конкретной бытовой средой, в которой
разворачивается действие романа, придает
ему особо напряженный и мрачный колорит.
Почти в каждом романе Ф. М. Достоевского
присутствуют дети. Но в Петербурге нет
места счастливому детству: “Там нельзя
детьми оставаться. Там семилетний развратен
и вор”. А Миколка признается, что в этом
городе можно найти все, кроме отца и матери.
Автор подчеркивает этим, что город потерял
все, ради чего можно существовать.
Эти детали отражают напряженную,
безысходную атмосферу существования
главных действующих лиц произведения,
являются предвестниками недобрых событий.
Через весь роман проходят жуткие сцены,
раскрывающие повседневную трагическую
жизнь горожан. Петербург-это город, в
котором невозможно быть здоровым, бодрым,
полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник
преступлений, соучастник безумных идей
и теорий. Он — свидетель кошмарных снов
и человеческих несчастий. В Петербурге
Достоевского жизнь приобретает фантастически
уродливые очертания и реальное кажется
нередко кошмарным видением, а бред и сон
- реальностью. Атмосфера этого Петербурга
— атмосфера тупика и безысходности.
Образ Петербурга в романе Ф. М.
Достоевского “Преступление и наказание”
глубоко символичен. Он является, с одной
стороны, социальным фоном, на котором
разворачиваются события произведения,
с другой — сам выступает действующим
лицом, соучастником страшного преступления
Раскольникова, а также и его раскаяния,
возвращения в мир людей. В этом фантастическом
образе города, враждебного человеку и
природе, воплощен протест писателя-гуманиста
против господствующего зла, против ненормально
устроенного современного ему общества
его. Автор пытается понять жизнь столичного
“дна”, мир “униженных и оскорбленных”,
мир “бедных людей”.
Информация о работе Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"