Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:17, доклад
1. Понятие детектива в литературе. Название жанра.
2. Родоначальник детективного жанра – Эдгар По.
3. Самый известный сыщик – Шерлок Хомс.
4. Детективы сегодня.
Образ Сыщика в зарубежной литературе 19 века.
Баландина Яна, ученица 10В класса
МБОУ «Гимназия 125»
г. Казань
План.
1. Понятие детектива в литературе. Название жанра.
2. Родоначальник детективного жанра – Эдгар По.
3. Самый известный сыщик – Шерлок Хомс.
4. Детективы сегодня.
Мы не раз убеждались в том, что, как бы далеко не уносилось воображение, оно всегда отталкивается от чего-то известного. Для гомеровского эпоса понадобилась Троя, для рыцарского романа — рыцари, для научной фантастики — прогресс знания.
Детектив. Смысл этого каламбура вот в чём: на английском языке от глагола to detect — “расследовать” было образовано слово “детектив”, обозначающее профессию — сыщик. По этой профессии и был назван литературный жанр.
К сожалению, сколько существует человечество, столько существует и преступность И общество всегда пыталось найти человека, совершившего преступление, чтобы наказать. Но далеко не всегда для этой цели существовали специальные учреждения и люди. Профессия сыщика не принадлежит к числу древнейших. Она сравнительно нова. Первые сыскные агентства появляются в Лондоне около двухсот пятидесяти лет тому назад.
Причем парадоксально, но руку к их созданию приложили известные писатели. Для них розыск преступника был частью борьбы с ужасающей проблемой — преступностью. Вот почему, когда в 1842году возник знаменитый Скотленд Ярд — центральное полицейское управление, писатели проявили к его деятельности не праздный интерес. Сюда не раз захаживал великий Чарлз Диккенс, первым выведший образ сыщика на страницах своих романов.
Ты не читал романов Уилки Коллинза “Женщина в белом” и “Лунный камень”? Если нет, то прочтите. Вот уже почти полтора века они остаются мировыми бестселлерами.
Во Франции детектив начинается с Бальзака. В России — с Достоевского (“Преступление и наказание”) и Чехова (“Драма на охоте”)… Во всех этих произведениях одной из сюжетных линий, а иногда и главной, оказываются события, требующие детективного расследования. И всё-таки…
И всё-таки это не совсем то, что мы сегодня имеем в виду, говоря о детективе. Расследование у названных писателей никогда не бывает важно само по себе. Главный интерес не сосредоточен на процессе расследования. Преступление раскрывается, но в фокусе внимания — либо проблема преступности, либо личность преступника.
Для того чтобы возник современный детектив, нужно было сменить главного героя. Им должен был стать сыщик. И он стал им у Эдгара По.
Эдгар Аллан По (1809–1849) — американский поэт, прозаик, эссеист. Его рассказ “Убийство на улице Морг” (1841) считают первым произведением детективного жанра. В нём появляется сыщик Огюст Дюпен, “потомок знатного и даже прославленного рода”. Он обладает острой наблюдательностью, которую соединяет с привычкой прослеживать “забавы ради шаг за шагом всё, что привело его к известному выводу. Это — преувлекательное подчас занятие, и кто впервые к нему обратится, будет поражен, какое неизмеримое на первый взгляд расстояние отделяет исходный пункт от конечного вывода и как мало они друг другу соответствуют”.
Известный американский автор детективов так объяснял читательский успех жанра: “Думать — это головокружительное занятие. Стараться ухватить как можно больше неясных случайностей и как можно лучше соединить их друг с другом”.
Сегодня особенно ценится скорость и оперативность мышления.
Так что не будем путать классический детектив с бесчисленными современными боевиками, где раскрыть преступление означает поймать преступника, где “головокружительное занятие” — не мыслительный процесс, а драка, бесконечная перестрелка и автогонки.
Артур Конан Дойл (Дойль; 1859–1930) надеялся, что его литературную славу сохранят написанные им исторические и приключенческие романы, по крайней мере, один из которых — “Затерянный мир” — действительно очень известен. Но писатель ошибся. Как у современников, так и у потомков неизменным предпочтением пользуются рассказы и повести о Шерлоке Холмсе. Конан Дойл пытался даже отделаться от своего героя, но, убив Холмса, должен был вновь воскрешать его по требованию читающей публики. Первым произведением о Шерлоке Холмсе была повесть “Этюд в багровых тонах” (1887). Едва ли не самой известной — “Собака Баскервилей” (1902).
Шерлок Холмс — величайший и самый известный из всех сыщиков мирового детектива. Как и Дюпен у Эдгара По, он — аналитический гений, своими умозаключениями не раз ставящий в тупик своего друга доктора Уотсона (Ватсона).
Каждый раз, когда Холмс решает задачу, она оказывается очень простой. Уотсон отчаивается от того, что он сам не смог догадаться: “Ведь вот я слышал то же самое, что слышал он, видел то же самое, что видел он, однако он знает, очевидно, не только, что случилось, но и то, что должно случиться, тогда как мне всё это дело по-прежнему представлялось сплошной нелепостью”.
Не раз и не два Холмс объясняет другу, как он это делает. Вот он предлагает ему случайно попавшую в руки чью-то старую шляпу. Что по ней можно сказать о её владельце? Уотсон крутит шляпу в руках и возвращает Холмсу: “Я ничего в ней не вижу”. Тогда Холмс даёт очередной урок считывания информации с обыкновенного предмета.
Детектив родился в мире, где всё ещё устойчиво, подчинено обычаю и традиции. Впоследствии жизненная ситуация усложнится, но тем не менее Конан Дойл создал не только образ идеального сыщика, он создал модель всего жанра.
Мы уже говорили об аналитической способности Шерлока Холмса. Ею должен обладать каждый, кто берётся за расследование. Однако обладает далеко не каждый. Кто ею не обладает? Ты скажешь — Уотсон. И будешь прав. Но в данном случае я имею в виду не его. Он ведь и не обязан уметь расследовать. У него иная роль: сопровождать своего великого друга, иногда прихватив с собой армейский пистолет, восхищаться им и записывать его подвиги.
Вывод: образ сыщика в зарубежной литературе намного шире, нежели то, о чем я сегодня рассказала. И эта тема не будет оставлена, исследование будет продолжено, мне , безусловно, она интересна ещё и потому, что в будущем я планирую связать свою судьбу с этой профессией.
Информация о работе Образ Сыщика в зарубежной литературе 19 века