Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 14:15, контрольная работа
.В. Гоголь − самобытный, национальный писатель. Он создал пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни. Национальный колорит и фантастика, обращение к народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н.В. Гоголя национального, самобытного начала. Наиболее ярко эта особенность писателя отражена в его замечательных повестях, входящих в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эта книга об Украине, где в 1809 году родился сам Н.В. Гоголь, и где прошли его детские и юношеские годы. В повестях этой книги получила выражение восторженная любовь писателя к его родному краю, к его природе и людям, к его истории и народным преданиям.
ОБРАЗ УКРАИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА»)
Гоголь Николай Васильевич (1809–1852) родился в 1809 г. в селе Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии – местечке, которое затем навсегда войдет в русскую литературу и наше литературное сознание с одной из первых написанных им повестей, открывающих цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Н.В. Гоголь − самобытный, национальный писатель. Он создал пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни. Национальный колорит и фантастика, обращение к народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н.В. Гоголя национального, самобытного начала. Наиболее ярко эта особенность писателя отражена в его замечательных повестях, входящих в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эта книга об Украине, где в 1809 году родился сам Н.В. Гоголь, и где прошли его детские и юношеские годы. В повестях этой книги получила выражение восторженная любовь писателя к его родному краю, к его природе и людям, к его истории и народным преданиям.
Художественные тексты – виртуальный мир, образ которого эксплицирует концептуальные установки, цели и мотивы его автора, его субъективное видение объективной реальности. Несомненно, Украина является одним из концептов национальной картины Гоголя Н.В., имеющим два основных репрезентанта: официальное - в актах царской России Малороссия и полуофициальное - Украйна.
Тема чудесной, богатой и щедрой украинской природы, среди которой живут герои, играет в книге совершенно особую роль. Ярким примером презентации образа Украины в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» является повесть «Майская ночь, или утопленница».
Именно украинский мир, соединивший в себе как природно-материальное, так и культурно-духовное, нашел своеобразное отражение украинской земли – священной земли в писательской судьбе Гоголя. Этому способствовали изображение различных обертонов душевного состояния персонажей, что создает неповторимую психологическую глубину повести. Главная героиня Галя, с теплом и любовью говорит про родной край: «Посмотри: вон-вон далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третия, четвертая, пятая… Не правда ли, ведь это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас? Да, Левко? Ведь это они глядят на нашу землю?».
Гоголь, испытывая безусловное чувство любви к Украине, воспринимал ее как знак идеального пространства, в котором существует только красота, гармония и любовь: «Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены»
Украина перекликается с мягким, романтичным характером Н.В. Гоголя. Она и виделась ему в чарующих женственных красках: «…прекрасна была земля, в дивном серебряном блеске». Гоголь так описывает красоту украинского пейзажа: «Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешень пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит; все дивно, все торжественно».
Писатель романтически воспринимает красоты божественной природы страны, связывая ее роскошь с яркой и ни с чем не сравненной женской прелестью, что нашло свое отражение в ранней повести автора «Майская ночь или утопленница», где присутствует характерное и распространенное в западноевропейской литературе описание южной ночи: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!» Метафоры, используемые Гоголем при описании украинской ночи, характерны для художественного творчества писателя в целом, они раскрывают его впечатлительную и тонкую натуру истинного ценителя разлитой в мире божественной красоты.
Созвучны женственным картинам украинской природы и гоголевские выразительные и типически точные описания украинских женщин. Они романтичны по характеру, например: незабываемые черты Гали «моя ясноокая красавица!»; дочки сотника «ясная панночка, белая как снег», «прекрассная панночка».
В повести возникают мифологические образы, в воображении автора оживают нимфы-утопленницы, несущие вечную молодость, радостный смех и живое веселье, они источают первозданную красоту и мощь земного бытия: «В тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки, в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце. «−Давайте в ворона, давайте играть в ворона!» - зашумели все, будто приречный тростник, тронутый в тихий час сумерек воздушными устами ветра».
Украина устойчиво ассоциировалась у Гоголя с чудесно фантастическим
и гармоничным язычеством, являющимся неотъемлемой частью образа страны, в котором соединены в неповторимом единстве потоки высокой античности и ясного християнства: «А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед светлым празником». «- Нет, Галю; у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Ее становят перед светлым воскресением святые архангелы; и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле».
Концепт «Украины» презентуется в устойчивых сочетаниях слов с национально-культурным компонентом: украинский язык: «Сонце низенько, вечір близенько, Вийди до мене, мое серденько!»; украинский гопак: «- Да, гопак не так танцуется! То-то я гляжу, не клеится все. Что ж это рассказывает кум?.. А, ну: гоп трала! гоп трала! гоп, гоп, гоп! - Так разговаривал сам с собою подгулявший мужик средних лет, танцуя по улице. - Ей-богу, не так танцуется гопак! Что мне лгать! ей-богу не так! А, ну: гоп трала! гоп трала! гоп, гоп, гоп!»; украинские галушки: «Вздевши на длинные деревянные спички галушки, начали есть».
Украина Гоголя – это страна «земного рая», идеального природного и культурного пространства. Это родина души, потому что в ней он увидел и принял то вечное и великое, к чему человеческая душа стремится на протяжении земной жизни. В ней исчезали противоречия между духовным и материальным, в ней он постигал Бога, христианство, в Украине хорошо было бы умереть, не задаваясь вопросами над смыслом человеческой жизни, потому что о бессмертии души человеческой свидетельствовала сама эта вечная страна.
ЛІТЕРАТУРА