Образ Вия в повести Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:23, доклад

Описание работы

Вий - в славянской мифологии - злой дух, убийца и разрушитель. Образ Вия преимущественно распространен в Восточных регионах Руси. Выглядел Вий весьма неприглядно: страшного вида старик, высокий и крепкий, имеет огромные глаза, закрытые еще более огромными веками, весь покрыть корнями деревьев и кусками земли. Вий способен убивать взглядом - хотя он не может видеть сам, если ему помогут поднять веки, своим взглядом Вий сможет не только убить человека, но даже испепелить целые деревни и города.

Файлы: 1 файл

образ вия.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки в РФФедеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение                                                                                                                            Высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия»

Филологический факультет

Образ Вия в повести Н.В.Гоголя

 

Устное народное творчество

 

 



 

 
 





                   Вий

Вий - в славянской мифологии - злой дух, убийца и разрушитель. Образ Вия преимущественно распространен в Восточных регионах Руси. Выглядел Вий весьма неприглядно: страшного вида старик, высокий и крепкий, имеет огромные глаза, закрытые еще более огромными веками, весь покрыть корнями деревьев и кусками земли. Вий способен убивать взглядом - хотя он не может видеть сам, если ему помогут поднять веки, своим взглядом Вий сможет не только убить человека, но даже испепелить целые деревни и города.

Существо, как  видим довольно опасное. Что, собственно, означает слово "Вий?" Согласно наиболее распространенной версии, имя Вия происходит от "вii", что означает "ресницы". Возможно также связь имени Вия с именем древнего славянского бога Ния - властелина ада, бича всех грешников. 
 
Вий также был известен как насылатель ночных кошмаров и как существо, от взгляда которого не укроет ни один антимагический оберег. Наверное все знакомы с произведением Николая Гоголя "Вий", после выхода которого, монстр и получил широкую известность. Согласно Гоголю, Вий выступал неким командиром армии нечистых, сам не убивающий, но указывающий, где находится несчастная жертва.

 

 

 

 

 

 

            Образ Вия в повести Н.В.Гоголя

Одним из самых  загадочных и необычных произведений Н.Гоголя является повесть «Вий». Она входит во вторую часть цикла «Миргород», хотя за изложением материала и проблематикой ближе к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вий» можно поставить в ряд с такими произведениями как «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть» и «Заколдованное место». Все указанные сочинения написаны на богатом фольклорно-этнографическом материале и относятся к жанру мистического романтизма. Однако, изображение страшных событий во всех повестях разное.

О природе  фантастического в «Вии»  
 
В изучении замысла повести Гоголя «Вий» наибольшее внимание было уделено установлению ее фольклорных источников. Плодотворным в этом отношении оказалось сличение сюжета повести и отдельных черт образа Вия с сюжетами и образами народных сказок и преданий – русских, украинских, белорусских, польских, румынских, кельтских, английских. Немецких, французских и др.

Сюжет повести «Вий»

Три студента киевской бурсы отправились на каникулы. По дороге заплутали в темноте и попросили ночлега на отдаленном хуторе. Один из студентов, Хома Брут, во сне увидел ведьму, которая вскочила на него верхом и скакала по полям и буеракам. Измученный Хома сотворил молитву, которая ему помогла освободится от чар ведьмы. Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять ее, охаживая поленом. К утру чары развеялись — старуха превратилась в прекрасную панночку.

Хома Брут возвратился в Киев и приступил к занятиям. Однако через несколько дней получил приказ от ректора бурсы - отправиться к некому богатому сотнику, читать молитвы над умирающей дочерью-красавицей. Хома, подозревая свое недавнее приключение, пытался всячески отвертеться от поручения, но у него ничего не вышло. Люди сотника заперли его на ночь в церкви вместе с успевшей помереть дочерью сотника и Хома приступил к молитвам. Бурсак посмотрел в лицо покойной и убедился, что эта та самая панночка, которая скакала на нем.

Три ночи Хома читал молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу — и нечистая сила ничего не могла с ним сделать. Вторую ночь дело пошло страшнее: ведьма призвала на помошь уйму всякой нечисти, которая искала Хому, но не могла увидеть его из-за магического круга. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший. На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ. Все искали бурсака. Для того, чтобы увидеть его, привели Вия — некого гнома с железным лицом и веками до земли. Для того, чтобы Вий мог глянуть, нечисти пришлось поднимать ему веки. Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал, и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, а нечисть накинулась. Хома Брут погиб в тот же миг. Тут раздалось второе пение петуха и нечисть, кинувшись вон из церкви, застряла в окнах и дверях.

Другие два  бурсака, обсуждая смерть Хомы, утверждают, что если бы он не испугался и не посмотрел в глаза Вию, то спасся бы.

Исследователи не раз обращались к анализу сюжета и образов повести Гоголя и  находили им соответствия в фольклоре  восточнославянских народов, но образ  самого Вия оставался необъяснимым. Более того, было высказано мнение, что он вымышлен писателем. Между  тем Н.Гоголь, прекрасно знакомый с украинской народной традицией, утверждал, что ей принадлежит и образ, Вия, и его имя, и вся повесть: «Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Однако, ни в одном украинском народном предании нет такого сюжета с гномами и их «начальником» Вием. А потому Гоголь не мог слышать такое предание. 

 Описание  «гномов» Гоголем в 1842 г. при переиздании повести в его «Сочинениях»: «И философ услышал, что стены церкви как будто заныли. Странный ропот и пронзительный визг раздался над глухими сводами; в стенах окон слышалось какое-то отвратительное царапанье, и вдруг сквозь окна и двери посыпалось с шумом множество гномов, в таких чудовищных образах, в каких еще не представлялось ему ничто, даже во сне. Он увидел вдруг такое множество отвратительных крыл, ног и членов, каких не в силах бы был разобрать обхваченный ужасом наблюдатель! Выше всех возвышалось странное существо в виде правильной пирамиды, покрытое слизью. Вместо ног у него было внизу с одной стороны половина челюсти, с другой другая; вверху, на самой верхушке этой пирамиды, высовывался беспрестанно длинный язык и беспрерывно ломался на все стороны. На противоположном крылосе уселось белое, широкое, с какими-то отвисшими до полу белыми мешками вместо ног; вместо рук, ушей, глаз висели такие же белые мешки. Немного далее возвышалось какое-то черное, все покрытое чешуею, со множеством тонких рук, сложенных на груди, и вместо головы вверху у него была синяя человеческая рука. Огромный, величиною почти со слона, таракан остановился у дверей и просунул свои усы. С вершины самого купола со стуком грянулось на средину церкви какое-то черное, всё состоявшее из одних ног; эти ноги бились по полу и выгибались, как будто бы чудовище желало подняться. Одно какое-то красновато-синее, без рук, без ног протягивало на далекое пространство два своих хобота и как будто искало кого-то. Множество других, которых уже не мог различить испуганный глаз, ходили, лежали и ползали в разных направлениях: одно состояло только из головы, другое из отвратительного крыла, летавшего с каким-то нестерпимым шипеньем. Хома зажмурил глаза и не имел духу уже взглянуть. Он слышал только, что весь этот сонм ищет его и прерывающимся голосом, собрав все, что только знал, читал свои заклинания. Пот ужаса выступил на его лице. Ему казалось, что он умрет от одного только страха, когда нога какого-нибудь из этих чудовищ прикоснется до него отвратительною своею наружностью. Уже он видел, как одно из чудовищ протянуло свои длинные хоботы и уже один из них проникнул за черту... Боже... Но крикнул петух: всё вдруг поднялось и полетело сквозь двери и окна».  
Таким образом, мы видим, что речь идет о гномах в понимании Гоголя, а вовсе не в обычном их понимании.

В современном  варианте окончания повести также  используется термин «гномы»: «Раздался  петушиный крик. Это был уже  второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились. Кто как  попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было; так и  остались они там, завязнувши в дверях и окнах».  
Исходя из указанных цитат, особенно последней, становится понятной, что Н.Гоголь подразумевает под словом «гном» духов и вообще нечисть (жителей потустороннего мира). Таким образом, Вий является «начальником» нечисти, известной в магической и мистической практиках восточных славян. 

Гномы Гоголя имеют  совершенно иную природу и совершенно иной облик и не имеют ничего общего с образами гномов в западноевропейской мифологической традиции. 

Вообще по Н.Гоголю, предание – это «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг четко обособившихся жанров: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. «Предание» - термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения литературы (памятники древней письменности, излагающие малодостоверные события). Цель народного предания - закрепить прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие, например от сказки и анекдота, которым чаще всего вообще не верят). Понятие «предание» понимается достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь наших предков. 
Таким образом, Гоголь понимает под преданием все то, что связано с магическими и мистическими действиями, т.е. «Вий» может восприниматься как предание. 

Весьма важным является употребления термина «гном», хотя гномы в славянской мифологии  не встречаются. Употребление слова  «гном» в «Вии» оказывается отражением определенных воззрений Гоголя на языческую мифологию в целом, а также исторических представлений писателя о миграции древних народов. То, что в образах Вия и сопутствующих ему гномов Гоголем подчеркнута «их близость к земле, к природе», ещё не может служить свидетельством близости писателя к немецкому романтизму. Скорее, в именовании демонических существ не русским и не украинским, а немецким словом «гном» подчеркивается высказанная позднее Гоголем мысль о том, что все бесы, как и все греховные страсти, независимо от национальной к ним «предрасположенности», одинаково являются для души «чужеземными врагами»

На повесть  и сам образ Вия в определенной мере повлияла европейская романтическая  традиция, с которой был знаком автор. С немецким романтизмом связаны  образы бестиальных существ, наполняющих церковь, – ущербных, разорванных тел. Описывая их, а также Вия, Гоголь предвосхищает сюрреалистическую идею телесного, как и современную идею эстетики уродливого. 
 
Внешне придерживаясь фольклорной схемы, Гоголь развивает тему, свойственную европейскому литературно-мистическому сознанию XVIII-XIX веков, тему рокового визуально-акустического контакта с потусторонней сферой.

Образ Вия

В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем. Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страх..  

Своеобразным  продолжением авторской теории можно  считать лингвистическую концепцию, которая базируется на том же постулате, что Н.Гоголь придумал Вия. И объясняет  возможные варианты происхождения  термина «Вий». Целый ряд ученых отмечали связь имени гоголевского «начальника гномов» Вия с украинским словом «вія» - ресница, верхнее веко с ресницами. Условно говоря, если принимать за установленный факт это предполагаемое происхождение имени гоголевского персонажа от украинского «вія», то своеобразным центром-глазом этих «вий»-ресниц и будет их всевидящий «начальник» Вий – обладатель длинных «до самой земли» век.

Наблюдение Х.Ящуржинского, а также свидетельства о том, что в конце 1820-х – начале 1830-х годов Гоголь внимательно изучал народные свадебные обряды, позволяют установить тесную связь между именем демонического Вия и изображением в повести мертвой панночки-ведьмы. 

Весьма значимо  и то, что мертвая панночка все  время как бы смотрит на Хому Брута из своего «тесного жилища». На этот «взгляд» ведьмы рассказчик обращает внимание уже в описании первой ночи: «…философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из -под ресницы правого глаза ее покатилась слеза…» . Этот взгляд с закрытыми глазами как бы подготавливает описание последней ночи Хомы Брута у гроба панночки, где месть философу мертвой красавицы изображается как внезапное, происходящее от внутреннего усилия, открытие железного «віка» - крышки гроба панночки: «Вдруг…среди тишины… с треском хлопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец» . Силящаяся увидеть Хому мертвая ведьма являет себя в этом эпизоде как некое воплощение «угнетенных» сил падшей природы, а внезапное поднятие ее гробового «віка»-«вія» прямо соответствует последующему поднятию век самого Вия.

Фольклорная теория происхождения Вия 

Существует и  так называемая фольклорная теория происхождения Вия, которая также  близка к теории отождествления, согласно которой были обнаружены восточнославянские фольклорные соответствия Вию. А.Назаревским указаны черты, за которыми Вий похож с Касьяном в украинских народных преданиях (губительный взгляд, веки до земли, близость к земле и подземной жизни). Христианская церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (V век) 28 февраля по старому стилю, а в високосные годы - 29 февраля. Он известен как талантливый духовный писатель и устроитель монастырей. В народном сознании существовал иной образ Касьяна, не имеющий ничего общего с каноническим. Он неожиданно превратился из реального человека в некое почти демоническое существо, которое наделяют эпитетами - немилостивый, грозный, злопамятный. Согласно одним поверьям Касьян - падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за свое отступничество был закован в цепи и заключен под землю. Приставленный к нему ангел три года подряд бьет предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвертый выпускает на волю, и тогда гибнет все, на что бы он ни глянул. В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир - на что упадет его взгляд, то погибает. На Полтавщине Касьяна представляют черным существом, покрытым шерстью, с кожей, подобной коре дуба. Живет он в пещере, засыпанный землей. Его огромные веки 29 февраля поднимает разная нечисть, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, случаются мор и неурожай. Практически во всех легендах о Касьяне подчеркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием. 

Информация о работе Образ Вия в повести Гоголя