Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:23, доклад
Вий - в славянской мифологии - злой дух, убийца и разрушитель. Образ Вия преимущественно распространен в Восточных регионах Руси. Выглядел Вий весьма неприглядно: страшного вида старик, высокий и крепкий, имеет огромные глаза, закрытые еще более огромными веками, весь покрыть корнями деревьев и кусками земли. Вий способен убивать взглядом - хотя он не может видеть сам, если ему помогут поднять веки, своим взглядом Вий сможет не только убить человека, но даже испепелить целые деревни и города.
Министерство образования
и науки в РФФедеральное |
Филологический факультет |
Образ Вия в повести Н.В.Гоголя |
Устное народное творчество |
|
Вий
Вий - в славянской мифологии - злой дух, убийца и разрушитель. Образ Вия преимущественно распространен в Восточных регионах Руси. Выглядел Вий весьма неприглядно: страшного вида старик, высокий и крепкий, имеет огромные глаза, закрытые еще более огромными веками, весь покрыть корнями деревьев и кусками земли. Вий способен убивать взглядом - хотя он не может видеть сам, если ему помогут поднять веки, своим взглядом Вий сможет не только убить человека, но даже испепелить целые деревни и города.
Существо, как
видим довольно опасное. Что, собственно,
означает слово "Вий?" Согласно наиболее
распространенной версии, имя Вия происходит
от "вii", что означает "ресницы".
Возможно также связь имени Вия с именем
древнего славянского бога Ния - властелина
ада, бича всех грешников.
Вий также был известен как насылатель
ночных кошмаров и как существо, от взгляда
которого не укроет ни один антимагический
оберег. Наверное все знакомы с произведением
Николая Гоголя "Вий", после выхода
которого, монстр и получил широкую известность.
Согласно Гоголю, Вий выступал неким командиром
армии нечистых, сам не убивающий, но указывающий,
где находится несчастная жертва.
Образ Вия в повести Н.В.Гоголя
Одним из самых загадочных и необычных произведений Н.Гоголя является повесть «Вий». Она входит во вторую часть цикла «Миргород», хотя за изложением материала и проблематикой ближе к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вий» можно поставить в ряд с такими произведениями как «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть» и «Заколдованное место». Все указанные сочинения написаны на богатом фольклорно-этнографическом материале и относятся к жанру мистического романтизма. Однако, изображение страшных событий во всех повестях разное.
О природе
фантастического в «Вии»
В изучении замысла повести Гоголя «Вий»
наибольшее внимание было уделено установлению
ее фольклорных источников. Плодотворным
в этом отношении оказалось сличение сюжета
повести и отдельных черт образа Вия с
сюжетами и образами народных сказок и
преданий – русских, украинских, белорусских,
польских, румынских, кельтских, английских.
Немецких, французских и др.
Сюжет повести «Вий»
Три студента киевской бурсы отправились на каникулы. По дороге заплутали в темноте и попросили ночлега на отдаленном хуторе. Один из студентов, Хома Брут, во сне увидел ведьму, которая вскочила на него верхом и скакала по полям и буеракам. Измученный Хома сотворил молитву, которая ему помогла освободится от чар ведьмы. Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять ее, охаживая поленом. К утру чары развеялись — старуха превратилась в прекрасную панночку.
Хома Брут возвратился в Киев и приступил к занятиям. Однако через несколько дней получил приказ от ректора бурсы - отправиться к некому богатому сотнику, читать молитвы над умирающей дочерью-красавицей. Хома, подозревая свое недавнее приключение, пытался всячески отвертеться от поручения, но у него ничего не вышло. Люди сотника заперли его на ночь в церкви вместе с успевшей помереть дочерью сотника и Хома приступил к молитвам. Бурсак посмотрел в лицо покойной и убедился, что эта та самая панночка, которая скакала на нем.
Три ночи Хома читал молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу — и нечистая сила ничего не могла с ним сделать. Вторую ночь дело пошло страшнее: ведьма призвала на помошь уйму всякой нечисти, которая искала Хому, но не могла увидеть его из-за магического круга. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший. На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ. Все искали бурсака. Для того, чтобы увидеть его, привели Вия — некого гнома с железным лицом и веками до земли. Для того, чтобы Вий мог глянуть, нечисти пришлось поднимать ему веки. Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал, и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, а нечисть накинулась. Хома Брут погиб в тот же миг. Тут раздалось второе пение петуха и нечисть, кинувшись вон из церкви, застряла в окнах и дверях.
Другие два бурсака, обсуждая смерть Хомы, утверждают, что если бы он не испугался и не посмотрел в глаза Вию, то спасся бы.
Исследователи не раз обращались к анализу сюжета и образов повести Гоголя и находили им соответствия в фольклоре восточнославянских народов, но образ самого Вия оставался необъяснимым. Более того, было высказано мнение, что он вымышлен писателем. Между тем Н.Гоголь, прекрасно знакомый с украинской народной традицией, утверждал, что ей принадлежит и образ, Вия, и его имя, и вся повесть: «Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Однако, ни в одном украинском народном предании нет такого сюжета с гномами и их «начальником» Вием. А потому Гоголь не мог слышать такое предание.
Описание
«гномов» Гоголем в 1842 г. при переиздании
повести в его «Сочинениях»: «И философ
услышал, что стены церкви как будто заныли.
Странный ропот и пронзительный визг раздался
над глухими сводами; в стенах окон слышалось
какое-то отвратительное царапанье, и
вдруг сквозь окна и двери посыпалось
с шумом множество гномов, в таких чудовищных
образах, в каких еще не представлялось
ему ничто, даже во сне. Он увидел вдруг
такое множество отвратительных крыл,
ног и членов, каких не в силах бы был разобрать
обхваченный ужасом наблюдатель! Выше
всех возвышалось странное существо в
виде правильной пирамиды, покрытое слизью.
Вместо ног у него было внизу с одной стороны
половина челюсти, с другой другая; вверху,
на самой верхушке этой пирамиды, высовывался
беспрестанно длинный язык и беспрерывно
ломался на все стороны. На противоположном
крылосе уселось белое, широкое, с какими-то
отвисшими до полу белыми мешками вместо
ног; вместо рук, ушей, глаз висели такие
же белые мешки. Немного далее возвышалось
какое-то черное, все покрытое чешуею,
со множеством тонких рук, сложенных на
груди, и вместо головы вверху у него была
синяя человеческая рука. Огромный, величиною
почти со слона, таракан остановился у
дверей и просунул свои усы. С вершины
самого купола со стуком грянулось на
средину церкви какое-то черное, всё состоявшее
из одних ног; эти ноги бились по полу и
выгибались, как будто бы чудовище желало
подняться. Одно какое-то красновато-синее,
без рук, без ног протягивало на далекое
пространство два своих хобота и как будто
искало кого-то. Множество других, которых
уже не мог различить испуганный глаз,
ходили, лежали и ползали в разных направлениях:
одно состояло только из головы, другое
из отвратительного крыла, летавшего с
каким-то нестерпимым шипеньем. Хома зажмурил
глаза и не имел духу уже взглянуть. Он
слышал только, что весь этот сонм ищет
его и прерывающимся голосом, собрав все,
что только знал, читал свои заклинания.
Пот ужаса выступил на его лице. Ему казалось,
что он умрет от одного только страха,
когда нога какого-нибудь из этих чудовищ
прикоснется до него отвратительною своею
наружностью. Уже он видел, как одно из
чудовищ протянуло свои длинные хоботы
и уже один из них проникнул за черту...
Боже... Но крикнул петух: всё вдруг поднялось
и полетело сквозь двери и окна».
Таким образом, мы видим, что речь идет
о гномах в понимании Гоголя, а вовсе не
в обычном их понимании.
В современном
варианте окончания повести также
используется термин «гномы»: «Раздался
петушиный крик. Это был уже
второй крик; первый прослышали гномы.
Испуганные духи бросились. Кто как
попало, в окна и двери, чтобы поскорее
вылететь, но не тут-то было; так и
остались они там, завязнувши в дверях
и окнах».
Исходя из указанных цитат, особенно последней,
становится понятной, что Н.Гоголь подразумевает
под словом «гном» духов и вообще нечисть
(жителей потустороннего мира). Таким образом,
Вий является «начальником» нечисти, известной
в магической и мистической практиках
восточных славян.
Гномы Гоголя имеют совершенно иную природу и совершенно иной облик и не имеют ничего общего с образами гномов в западноевропейской мифологической традиции.
Вообще по Н.Гоголю,
предание – это «народное сказание», точнее
те рассказы и воспоминания, которые не
входят в круг четко обособившихся жанров:
былин, исторических песен, духовных стихов,
сказок, легенд и анекдотов. «Предание»
- термин, применяемый к произведениям
устного творчества и по аналогии переносимый
на соответственные произведения литературы
(памятники древней письменности, излагающие
малодостоверные события). Цель народного
предания - закрепить прошлое, поэтому
в соответствующей среде к нему относятся
обычно с известным доверием (в отличие,
например от сказки и анекдота, которым
чаще всего вообще не верят). Понятие «предание»
понимается достаточно широко: не только
имена богов и героев, но и все чудесное,
магическое, с чем была связана жизнь наших
предков.
Таким образом, Гоголь понимает под преданием
все то, что связано с магическими и мистическими
действиями, т.е. «Вий» может восприниматься
как предание.
Весьма важным является употребления термина «гном», хотя гномы в славянской мифологии не встречаются. Употребление слова «гном» в «Вии» оказывается отражением определенных воззрений Гоголя на языческую мифологию в целом, а также исторических представлений писателя о миграции древних народов. То, что в образах Вия и сопутствующих ему гномов Гоголем подчеркнута «их близость к земле, к природе», ещё не может служить свидетельством близости писателя к немецкому романтизму. Скорее, в именовании демонических существ не русским и не украинским, а немецким словом «гном» подчеркивается высказанная позднее Гоголем мысль о том, что все бесы, как и все греховные страсти, независимо от национальной к ним «предрасположенности», одинаково являются для души «чужеземными врагами»
На повесть
и сам образ Вия в определенной
мере повлияла европейская романтическая
традиция, с которой был знаком
автор. С немецким романтизмом связаны
образы бестиальных существ, наполняющих
церковь, – ущербных, разорванных тел.
Описывая их, а также Вия, Гоголь предвосхищает
сюрреалистическую идею телесного, как
и современную идею эстетики уродливого.
Внешне придерживаясь фольклорной схемы,
Гоголь развивает тему, свойственную европейскому
литературно-мистическому сознанию XVIII-XIX
веков, тему рокового визуально-акустического
контакта с потусторонней сферой.
Образ Вия
В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем. Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страх..
Своеобразным
продолжением авторской теории можно
считать лингвистическую
Наблюдение Х.Ящуржинского, а также свидетельства о том, что в конце 1820-х – начале 1830-х годов Гоголь внимательно изучал народные свадебные обряды, позволяют установить тесную связь между именем демонического Вия и изображением в повести мертвой панночки-ведьмы.
Весьма значимо и то, что мертвая панночка все время как бы смотрит на Хому Брута из своего «тесного жилища». На этот «взгляд» ведьмы рассказчик обращает внимание уже в описании первой ночи: «…философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из -под ресницы правого глаза ее покатилась слеза…» . Этот взгляд с закрытыми глазами как бы подготавливает описание последней ночи Хомы Брута у гроба панночки, где месть философу мертвой красавицы изображается как внезапное, происходящее от внутреннего усилия, открытие железного «віка» - крышки гроба панночки: «Вдруг…среди тишины… с треском хлопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец» . Силящаяся увидеть Хому мертвая ведьма являет себя в этом эпизоде как некое воплощение «угнетенных» сил падшей природы, а внезапное поднятие ее гробового «віка»-«вія» прямо соответствует последующему поднятию век самого Вия.
Фольклорная теория происхождения Вия
Существует и так называемая фольклорная теория происхождения Вия, которая также близка к теории отождествления, согласно которой были обнаружены восточнославянские фольклорные соответствия Вию. А.Назаревским указаны черты, за которыми Вий похож с Касьяном в украинских народных преданиях (губительный взгляд, веки до земли, близость к земле и подземной жизни). Христианская церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (V век) 28 февраля по старому стилю, а в високосные годы - 29 февраля. Он известен как талантливый духовный писатель и устроитель монастырей. В народном сознании существовал иной образ Касьяна, не имеющий ничего общего с каноническим. Он неожиданно превратился из реального человека в некое почти демоническое существо, которое наделяют эпитетами - немилостивый, грозный, злопамятный. Согласно одним поверьям Касьян - падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за свое отступничество был закован в цепи и заключен под землю. Приставленный к нему ангел три года подряд бьет предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвертый выпускает на волю, и тогда гибнет все, на что бы он ни глянул. В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир - на что упадет его взгляд, то погибает. На Полтавщине Касьяна представляют черным существом, покрытым шерстью, с кожей, подобной коре дуба. Живет он в пещере, засыпанный землей. Его огромные веки 29 февраля поднимает разная нечисть, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, случаются мор и неурожай. Практически во всех легендах о Касьяне подчеркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием.