Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:46, реферат
“Из всех писателей 20-х 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых “Мастер и Маргарита”.
Введение 3
Основные этапы жизни М.А.Булгакова 5
Жизнь и творчество М.А.Булгакова 9
Роман всей жизни Булгакова - «Мастер и Маргарита» 11
Заключение 23
Список литературы 26
Как заявляет Воланд, этот рыцарь просто неудачно пошутил.
Что имел в виду Булгаков? Что такое “лишнее” сказал некогда фиолетовый рыцарь, за что был так жестоко наказан? “Мастер и Маргарита” все-таки незавершенный роман, его автор умер, так и не написав последнего слова, и это место, по-видимому, относится к строкам, оставшимся конспективными.
Вряд ли Воланд наказывает своего верного рыцаря, чье место непосредственно рядом с ним, за неудачу каламбура. Темно-фиолетовый рыцарь явно наказан за то, что неудачный его каламбур относился к “свету” и “тьме”. Воланд не позволяет шуток по поводу “света”.
Да, такого дьявола в мировой литературе до Булгакова действительно не было.
Воланд с его холодным всеведением и жестокой справедливостью порою кажется покровителем беспощадной сатиры, что вечно обращена к злу и вечно совершает благо. Он жесток, как бывает жестокой сатира, и дьявольские шутки его приближенных тоже воплощение каких-то сторон этого удивительнейшего из видов искусств: издевательские провокации и глумливое фиглярство Коровьева, неистощимые штуки “лучшего из шутов” Бегемота, “разбойничья” прямота Азазелло… Сатирическое вскипает вокруг Волапда. На три дня (всего лишь в три дня укладывается действие романа) Воланд со своей свитой появляется в Москве и неистовством сатиры взрезается будничная повседневность. И вот уже стремительно, сплетаясь, как в вихре Дантова ада, несутся вереницы сатирических персонажей литераторы из МАССОЛИТа, администрация театра Варьете, мастаки из жилтоварищества, театральный деятель Аркадий Аполлонович Семплеяров, гений домовых склок Аннушка, скучный “нижний жилец” Николай Иванович и другие.
Сатирическое расходится вокруг Воланда кругами. Выливается в фантасмагорию сеанса черной магии. Буйствует в “сне Никанора Ивановича”, не иначе как пожалованном Никанору на прощанье неугомонным Коровьевым. В пересекающихся пластах фантастической сатиры этого “сна”, ни на йоту не реального и вместе с тем реального до последней крупиночки, насмешливо, иронично, оглушающе саркастично всеи самое воплощение метафоры “сиденья за валюту” ; и проникновенные речи голубоглазого “артиста” о том, что деньги, необходимые стране, должны храниться в госбанке, а “отнюдь не в теткином погребе, где их могут, в частности, попортить крысы” ; и фигуры стяжателей, ни за что не желающих расставаться со своим добром; и ошалелый Никанор, на которого обрушилась вся эта фантасмагория и у которого валюты нет (а впрочем, подлинно ли нет?).
Очистительным огнем, “с которого все началось и которым мы все заканчиваем”, пожаром “Грибоедова” довершается литературная сатира в романе с этим самым “Грибоедовым”, в котором уютнейше разместился МАССОЛИТ, с его рестораном, “самым лучшим в Москве”, с его кассами, путевками и дачами в Перелыгине, с членами МАССОЛИТа, от которых не случайно, надо думать, в воображении читателя останется только перечет странных имен: Желдыбин, Двубратский, Бескудников, Квант...
Огонь идет по пятам за дьявольскими помощниками Воланда: горит дом на Садовой, горит Торгсин, в котором побывали Коровьев и Бегемот, облюбованный Алоизием Могарычом дом с подвальчиком Мастера, горит Грибоедов...
Гётевский Мефистофель тоже называет своей стихией огонь единственную стихию, противостоящую жизни.. В романе “Мастер и Маргарита” огонь не противостоит жизни и добру. В романе Булгакова в огне горят страдания и боль (“Гори, гори, прежняя жизнь!” кричит Мастер. “Гори, страдание!” вторит ему Маргарита). Горят пошлость, стяжательство, бездуховность и ложь, расчищая дорогу надежде на лучшее. Горит всё, кроме бесценных творений. Не даром становиться афоризмом реплика Воланда: “Рукописи не горят”.
“Мастер и Маргарита сложное произведение. О нём еще долго будут спорить, много думать, много писать. Книга в чем-то противоречива, не со всеми идеями согласен читатель. Но то, что он никогда не останется равнодушным, можно сказать наверняка. Он будет читать ее плача и смеясь, сочувствуя и проявляя равнодушие, но скорее всего книга пробудит в его душе силы, о которых он раньше и не подозревал. Вот почему после того как перевернута последняя страница, возникает непреодолимое чувство легкой грусти, которое всегда остается после общения с чем-то великим… – [4, стр. 32-45].
Заключение
До сих пор точно никто не смог определить, что представляет собой сатирический, философский, психологический, а в ершалаимских главах - эпический роман “Мастер и Маргарита”. Его рассматривали и как результат мирового литературного развития, и как исторический отклик на конкретные события жизни 20-х и 30-х гг. и как концентрацию идей предыдущих произведений писателя. Но самое главное, Булгаков, предчувствуя свою смерть, осознавал “Мастера и Маргариту” как “последний закатный роман”, как завещание, как свое главное послание человечеству (что самое удивительное, писал он это произведение “в стол”, для себя, совсем не уверенный в перспективе публикации шедевра).
История отблагодарила писателя за труд: роман все-таки вышел в свет из глубины ящика булгаковского стола (впервые - в 1966 году в одиннадцатом номере журнала “Москва” ), когда остались позади безнадежные сталинские времена. А теперь скажем несколько слов о самом М. А. Булгакове… 1.
Личность М. А. Булгакова
Булгаков-писатель и Булгаков-человек
до сих пор во многом загадка. Неясны
его политические взгляды, отношение
к религии, эстетическая программа.
Его жизнь состояла как бы из трех
частей, каждая из которых чем-то примечательна.
До 1919 года он врач, только изредка пробующий
себя в литературе. В 20-е годы Булгаков
уже профессиональный писатель и
драматург, зарабатывающий на жизнь
литературным трудом и осененный
громкой, но скандальной славой “Дней
Турбиных”. Наконец, в 30-е годы Михаил
Афанасьевич театральный служащий, поскольку
существовать на публикации прозы и постановки
пьес уже не может не дают (в это время
он пишет свой нетленный и главный шедевр
“Мастера и Маргариту” ). Надо сказать,
что Булгаков феноменальное явление советских
времен. Он с детства ненавидел писать
на “социальный заказ”, в то время как
в стране конъюнктурщина и страх губили
таланты и выдающиеся умы. Сам Михаил Афанасьевич
был твердо уверен, что никогда не станет
“илотом, панегиристом и запуганным услужающим”.
В своем письме правительству в 1930 г. он
признавался: “Попыток же сочинить коммунистическую
пьесу я даже не производил, зная заведомо,
что такая пьеса у меня не выйдет”. Эта
невероятная смелость была, очевидно,
вызвана тем, что Булгаков никогда не отступался
от своих творческих позиций, идей и оставался
самим собой в самые тяжелые моменты жизни.
А их у него было немало. Ему полной мерой
довелось испытать на себе давление мощной
административно-
Тогда выходит, что мой главный враг я сам” … А не цензура, не бюрократы, не Сталин… С последним у Булгакова были особые отношения. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза, унаследованного от отца). Булгаков знал, что в Советском Союзе его вряд ли ждет блестящее литературное будущее (его произведения постоянно подвергались чудовищной критике), доведенный до нервного расстройства, открыто писал Сталину (письмо это приобрело широкую известность) : “…я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЮ МОЕЙ Л. Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к прошению этому присоединяется”. На самом деле, Булгаков по-своему любил Родину, не представлял себе жизни без советского театра, но… Однажды он сказал: “Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был ненастоящий. А если настоящий замолчал погибнет”. Почему же Вождь не ликвидировал “антисоветчика”, “буржуазного писателя” Булгакова? Говорят, писатель “сразил” его необыкновенным обаянием и чувством юмора. А Сталин еще и ценил его как драматурга: смотрел пьесу “Дни Турбиных” 15 раз! Л. Е. Белозерская (жена Михаила Афанасьевича) так описывает Булгакова при первой встрече с ним: “Нельзя было не обратить внимание на необыкновенно свежий его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор… Передо мной стоял человек лет 30 32-х; волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор. Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри грубо вырезаны; когда говорит, морщит лоб. Но лицо, в общем, привлекательное, лицо больших возможностей. Это значит способно выражать самые разнообразные чувства. Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил Булгаков. И вдруг меня осенило на Шаляпина!” Таким был М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом), гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире. Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто гением, и посвятила памяти его стихотворение:
Вот это я тебе, взамен могильных роз, Взамен кадильного куренья; Ты так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил И в душных стенах задыхался, И гостью страшную ты сам к себе впустил И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне, Мне, плакальщице дней не бывших, Мне, тлеющей на медленном огне, Всех потерявшей, всех забывшей, - Придется поминать того, кто, полный сил, И светлых замыслов, и воли, Как будто бы вчера со мною говорил, Скрывая дрожь смертельной боли – [2, стр. 37-39].
Список литературы
1. М. А. Булгаков. Записки на манжетах. М., “Художественная Литература”, 1988.
2. В. Г. Боборыкин. Литература в школе. М., “Просвещение”, 1991.
3. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. М., Аст “Олимп”, 1996.
4. Э. Л. Безносов. Принадлежит вечности // М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. М., Аст “Олимп”, 1996.
Информация о работе Общая характеристика творчества М.А.Булгакова