Одиночество в поэзии Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:49, доклад

Описание работы

Михаил Юрьевич Лермонтов жил и творил в так называемую «эпоху безвременья». В эпоху ссылок, казней, запретов, социального неравноправия «рабов» и «господ». Этот мир был глубоко отвратителен Лермонтову, а потому поэт был обречен на отверженное одиночество. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятость окружающими и одиночество.

Файлы: 1 файл

лит ра милана.docx

— 28.56 Кб (Скачать файл)

Введение

 

«Он исповедовался в своих стихах, невольно увлеченный восторгом поэзии.»

( А.С. Пушкин)

 

Михаил Юрьевич Лермонтов  жил и творил в так называемую «эпоху безвременья». В эпоху ссылок, казней, запретов, социального неравноправия  «рабов» и «господ». Этот мир был  глубоко отвратителен Лермонтову, а  потому поэт был обречен на отверженное  одиночество. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятость окружающими и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении “Стансы” появляется новое осмысление этой темы:

 Я к одиночеству  привык,

Я б не умел ужиться с  другом

 Одиночество лирического  героя принято им самим добровольно  как естественное состояние души. Тема одиночества приобретает  у Лермонтова оттенок изгнания, странничества. Мир отвергает  героя, но и герой уходит  от мира; ни дом, ни отчизна  не дают ему успокоения: Изгнаньем  из страны родной Хвалюсь повсюду,  как свободой . Тема изгнанничества является центральной в стихотворении “Тучи”. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники. Поэт иронично называет их тоже “изгнанниками”. Обращение к тучам нежное — “тучки”, а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — “Тучи”. Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это “милый север”. Такой резкий переход от сопоставления к противопоставлению делает стихотворение динамичнее. Большое количество риторических вопросов выражают сомнения, тоску лирического героя, его бесконечное одиночество.

 

Одиночество, воплощенное  в поэме Лермонтова в различных  формах, составляет суть духовного  бытия поэта, основу его внутреннего  мира, поэтому тема эта носит для  него глобальный характер, приобретает  в лермонтовских произведениях космические, вселенские масштабы, нередко реализуется с помощью излюбленного Лермонтовым образа Демона, гонимого, отверженного Богом ангела, который “остался < .>, надменный один, как прежде, во вселенной без упованья, без любви .”. Для поэта образ одинокого властелина, изгнанного с небес, с которым Лермонтов и себя отождествляет в некоторой степени, является апофеозом одиночества: “царства дивного всесильный господин” < .> “ .давно в пустыне без приюта отверженный блуждал < .>, ничтожной властвуя землей .”.

 

 

 

«Одинок я — нет отрады: стены голые кругом .»

 М.Ю.Лермонтов.

Особенно ярко одиночество в свете отразилось в стихотворении "Дума". Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений. Тема одиночества очень характерна для всего творчества М, Ю. Лермонтова. “И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: “Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть”.

Лирический герой  Лермонтова, анализируя свои чувства  и состояние, в стихотворении  “Дума” приходит к выводу, что эти  настроения характерны для его времени: “Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее — иль пусто, иль  темно”.

Размышляет, хоть и несколько  иначе, Лермонтов о судьбах своего поколения и в “Герое нашего времени”. Например, Грушницкий принадлежит к  светскому обществу, характерной  чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там “мелькают образы бездушных людей, приличьем стянутые маски”.

Мотив неразделенной, несчастной любви звучит как в “Герое нашего времени”, так и в лирике поэта:

“Любить? Но кого же? На время — не стоит труда. А вечно  любить невозможно”.

Или стихотворение “Я не унижусь пред тобой...”:

 

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как  я любил,

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

 

Не то ли же самое случилось однажды с Печориным, сделало его жестоким и по отношению к княжне Мери и к Бэле? Лишь намек на разгадку видим мы в истории его отношений с Верой...

И лирический герой Лермонтова, и Печорин в своем одиночестве  тянутся к природе, умеют видеть ее красоту. И здесь тема одиночества  звучит с необыкновенной силой. Природа  словно подчеркивает его:

 

Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит,

Ночь тиха. Пустыня  внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

 

Одиноко растет “на севере диком” сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан из стихотворения “Утес”.

Одинок был сам  поэт и в жизни, и в своем  творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:

 

Нет, я не Байрон, я  другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром  странник,

Но только с русстихотворении, которое, по сути, стало программным:

 

Нет, я не Байрон, я  другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром  странник,

Но только с русскою  душой.

 

Первоначально, в ранний период, тема одиночества раскрывается им традиционно. Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического  героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в стихотворении  “Стансы” появляется неожиданная  нота:

 

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться  с другом;

Я б с ним препровожденный  миг 

Прочел потерянным досугом...

На светлый запад  удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет.

Ни с кем в отчизне  не прощусь — 

Никто о мне не пожалеет!..

 

Оказывается, одиночество  лирического героя не навязано ему  миром, но избрано им добровольно  как единственно возможное состояние  души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя — ему мученье, но и его единственный путь!

Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания — странничества. Одиночество странника — особое, ибо оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества в стихотворении “О, полно извинять разврат!”. К поэту, певшему “...о вольности, когда Тиран гремел, грозили казни”, автор обращает удивительный призыв:

 

Изгнаньем из страны родной

Хвались повсюду, как  свободой...

 

Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает  этот мир, уходит от него.

 

 

 

Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова

 

Я думал: "Жалкий человек.

Чего он хочет!., небо ясно,

Под небом места много  всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он — зачем?"

М. Ю. Лермонтов. "Валерик"

Лирика никогда не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас совершенно по-новому взглянуть  на мир, на те или иные явления действительности.

Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые горькие впечатления детства  поэта. Необходимо было иметь большой  запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем  из противоборства с ними. Лермонтов  хочет рассказать людям о своей  боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет  его. Чем старше он становится, тем  сложнее представляется ему мир.

Почти у каждого поэта  есть стихотворение, выражающее его  творческое кредо. Для понимания  сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая "Дума". Лирический герой "Думы" одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным  к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него. Бездействие  примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество  и стремление жить в замкнутом  мире собственного "я". И самое  страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя. В "Думе" поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников. Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые "зарисовки". Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме.

В стихотворении "Гляжу  на будущность с боязнью..." он будто  прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ  о личном:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед  казнью,

Ищу кругом души родной...

Теперь смотрите, как развертывается строка "Гляжу на будущность с  боязнью" в трагическую думу всего  поколения: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль  пусто, иль темно... Читаем дальше:

Земле я отдал дань земную.

Любви, надежд, добра и  зла...

И сразу возникают в  памяти "алмазной крепости" строки: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без  борьбы... Какой горечью наполнены  эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:

Я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя...

…Толпой угрюмою и скоро  позабытой

Над миром мы пройдем без  шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли  плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический  голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта. Таким  образом, тема одиночества обусловлена  не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской  общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и  занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с "небом  и землей", борющийся за свободу  человеческой личности, предчувствующий  собственную преждевременную гибель.

Чувством одиночества  наполнены стихи о природе. Одиноко  растут сосна и пальма. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна... ...Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. Вот старый утес... Одиноко Он стоит, задумался глубоко. И тихонько плачет он в пустыне. В лирическом, глубоко взволнованном монологе "Выхо-жу один я на дорогу...", написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:

Что же мне так больно и  так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о  чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и  заснуть!

Страшная духовная разобщенность  с другими людьми — прямое следствие  тех условий, в которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как "о ровном пути без цели" рождает ощущение бесполезности желаний — "что пользы напрасно и вечно желать?.." Строка: "И ненавидим мы, и любим мы случайно" логически приводит к горькому выводу: "На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно".

Стихотворение "И скучно и грустно...", названное В. Г. Белинским "похоронной песнью всей жизни", перекликается  с романом "Герой нашего времени". Печорин томится жизнью, презирает  ее и самого себя и в то же время  гонится за жизнью, жадно ловит  ее радости. В стихотворении "И  скучно и грустно..." и в романе "Герой нашего времени" поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности  своим назначением. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там "мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски". Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.

Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли. Мы не ошибемся, если скажем, что "Парус" у Лермонтова символизирует сильную  и независимую личность, ее одиночество  и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус  предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:

Увы! — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Тема одиночества у  Лермонтова соприкасается с темой  любви. Вот и в стихотворении "Я  не унижусь пред тобой..." он говорит:

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я  любил,

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем "я", страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С. Пушкина.

Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной  по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я  вновь задумываюсь о его судьбе. Мне становится очень грустно  от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу: Нет, я  не Байрон, я другой Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.

Информация о работе Одиночество в поэзии Лермонтова