Олимпийский период развития древнегреческой мифологии. Олимпийский пантеон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:09, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной тематики работы обусловлена тем фактом, что мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

Содержание работы

1.Введение
2. Олимпийский период развития древнегреческой мифологии.
3. Олимпийский пантеон.
4.Заключение
5. Литература

Файлы: 1 файл

зарубежная литература.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Христианский  гуманитарно-экономический  открытый университет

 
 
 

Реферат 
 

Студентки 2 курса факультета журналистики

заочного  отделения

Химченко  Евгении Васильевны

Дисциплина:  «История зарубежной литературы»

Тема:  «Олимпийский период развития древнегреческой мифологии.                         Олимпийский пантеон. » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«___» ________________ 2011 г.    Оценка «______________»

Одесса 2011 г. 
 
 

Содержание: 
 

1.Введение

2. Олимпийский период развития древнегреческой мифологии.                        

3. Олимпийский пантеон.

4.Заключение

5. Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

      Актуальность  выбранной тематики работы обусловлена  тем фактом, что мифология Древней  Греции оказала огромное влияние  на развитие культуры и искусства  всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

      Сущность  греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь  одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады - воительницы, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими периодами являются: древнейший хтонический, или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве. 

    2. Олимпийский период  развития древнегреческой  мифологии. 

    Периоды развития древнегреческой  мифологии:

    І - Древнейший (доолимпийский, связанный  с эпохой матриархата - вспомним: Земля  породила детей, и не было у них  отца).

    ІІ - Олимпийский (связанный с патриархатом (Зевс - мужчина) и примитивными формами раннего рабства, переходом к так называемому художественному героизму (герои-полубоги) и далее - окончательный упадок первобытнообщинных формаций, упадок ранних форм рабовладения в формах крито-микенской культуры. Из мифологии вырастают утонченные формы героизма в поэмах Гомера).

    В мифологии олимпийского периода (либо ранешняя классика), связанного с переходом к патриархату, возникает герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшие воображение человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой. К примеру Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте своё святилище. Вместо маленьких богов и бесов возникает один основной, верховный бог Зевс, которому поклоняются все другие боги и бесы. Патриархальная община водворяется сейчас на небе либо на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с чудовищами, побеждает циклопов и заклинает их под землю, в тартар. Возникают боги нового типа. Дамские божества, оформившиеся из многогранного старого вида богини – матери, получили новейшие функции в эру героизма. Гера, стала покровительницей браков и моногамной семьи, Афина Паллада стала покровительницей честной, открытой и организованной войны, а Афродита стала богиней любви и красы. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно – конструктивной деятельностью. Гермес превратился в покровителя всякого человеческого компании, включая скотоводство, искусство и торговлю. Не лишь боги и герои, но и вся жизнь получила в легендах совсем новое оформление. До этого всего преображается природа, которая ранее была заполнена непонятными и ужасными для человека силами. Власть человека над природой существенно возросла, он уже умеет находить в ней красоту, употреблять природу для собственных надобностей. Но всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. До этого он был и страшным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратится за помощью против него. Сейчас же гром и молния стали больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса, зависит, когда и для каких целей он пользуется своим перуном. К олимпийскому периоду миографы относят и подвиги Геракла, загадка Сфинкса, которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, что способствовало смерти сирен и др.

    Поздний героизм

    Поздний героизм это процесс разложения родовых отношений, формирование раннеклассовых стран в Греции нанеся отражение в Греческой мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе. В нём отразилась переходная ступень меж старым, жестоким героизмом и новым, уточенным. Герои в данной мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами. Лирический Царь Тантал, который был отпрыском Зевса и воспользовался всяческим благоволением богов, возгордился собственной властью, большими богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну посреди людей). Для той героической эры характерны легенды о родовом проклятии которое приводит к смерти нескольких поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребёнка и был за это проклят папой этого дитя. Проклятие лежало на всём роде Лая: сам он умер от руки собственного отпрыска Эдипа. Покончила с собой Иокаста супруга поначалу Лая и т. д. и это проклятие лежало на данной семье до тех пор пока она вся не была исправлена. 

3. Олимпийский пантеон. 

    Олимпийский Пантеон (от греч. pan - все и theos - бог) - в древнегреческой религии 12 главных богов во главе с Зевсом, которые пребывали на горе Олимп.

    Состав  пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12:

    1. Аид — греч.Плутон, Гадес; рим. Орк, Дит. Владыка подземного царства мертвых. Атрибуты: трехглавый пес Цербер (Кербер), двузубец.

    Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

    2. Аполлон — греч. Феб. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами.

    Сын Зевса и Лето, многофункциональный  бог, чью идею божественности можно выразить как блюститель мировой гармонии. В частности он - покровитель наук и искусств.

    3. Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит.

    Родословная неясна, происхождение, очевидно, негреческое, возможно, фригийское. Бог войны ради войны, буйный, неистовый, грубый. Жалуются - пьяница.

    Его не любили ни боги (ну, кроме Афродиты...), ни люди. Ему, между прочим, даже храмов не строили!

    4. Артемида — рим. Диана. Атрибуты: колчан со стрелами, лань.

    Артемида - богиня-девственница, богиня-охотница, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Культовое имя - Феба: не следует путать с Фебой, бабушкой Артемиды! Еще в трехлетнем возрасте она взяла у отца обещание, что останется девственной. За нескромность Артемида превратила Актеона в оленя, которого загрызли затем собственные собаки.

    5. Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.

    6. Афродита — греч. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза.

    Существуют  две версии происхождения Афродиты, богини "с ресницами гнутыми", обе хорошо разработанные. Первая: Афродита - дочь Зевса и Дионы. Вторая - Афродита самопроизвольно рождена из семени Урана, оскопленного Кроном, который отрезал серпом гениталии отца и бросил их море. Потому Афродита и носит имя пенорожденная: собственно, aphros - пена по-гречески.

    7. Гера — рим. Юнона. Атрибуты: однозубец, диадема.

    Дочь  Кроноса и Реи, жена Зевса. Богиня семьи, брака и моногамных отношений. Ревнива настолько, что эпитет "ревнивая" стал ее непременным атрибутом. Последовательно  преследовала Геракла да и других незаконных детей Зевса, например, Диониса.

    8. Гермес — рим. Меркурий. бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).

    9. Гестия — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня - девственница.

    Старшая дочь Кроноса и Реи, покровительница  домашнего очага и огня. Оставаясь безбрачной и целомудренной, пребывала на Олимпе в бездеятельности, формально входя в совет богов, но тяготилось, видно, и этой ролью, потому что, по мнению некоторых, с радостью отдала свои права Дионису.

    10. Гефест — рим. Вулкан. Хром. Жена - Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового).

    Сын Зевса и Геры, не очень-то любимый. Родители по разу сгоряча сбрасывали сыночка с Олимпа и поломали ему  обе ножки. Гефест был хром, но ловок: он был богом кузнечного дела и, вообще, ремесла и прикладного искусства, и никто не мог превзойти его в ковке оружия и доспехов или выделке корон из золота и драгоценных камней.

    11. Деметра — рим. Церера. Атрибуты: посох в виде стебля.

    Дочь  Кроноса и Реи, богиня плодородия и земледелия, мать Персефоны.

    12. Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином.

    13. Зевс — рим. Юпитер. бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец, орел, молния.

    Кроме того, он распределяет добро и зло  на земле, иногда его ассоциируют  с судьбой, иногда — сам выступает  как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а  также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев.

    14. Посейдон — рим. Нептун. Атрибуты: трезубец, дельфин, жена - Амфитрита.

    Посейдон, брат Зевса, владыка морей, второй по могуществу бог греков, Черновласый, быть может, запечатлен на небе в виде созвездия Возничий - как покровитель  коней и как закулисное действующее  лицо Персеиды, мифа, многочисленные созвездия  которого располагаются совсем рядом от Возничего. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Заключение 

    Вся Греческая Мифология пронизана  прекращением и вдохновенной красотой, обладавшей колдовской силой. Представления  о красе прошло в Греческой  Мифологии долгий путь развития от глубинных функций к благодетельным, от совмещения с безобразным к воплощению ее в чистейшем виде, от фетишистской магии до малых и мудрых олимпийских муз. Греческая Мифология в историческом развитии – неисчерпаемый источник для освоения в плане эстетическом и раскрытия ее художественного действия в литературе и искусстве.

Информация о работе Олимпийский период развития древнегреческой мифологии. Олимпийский пантеон