Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:41, реферат
Ещё до напечатания поэма встретилась с цензурными мытарствами. Рукопись была отдана Гоголем цензору Снегирёву, а тот, прочитав поэму, передал её в цензурный комитет. Едва только председатель цензурного комитета Голохвастов услышал название «Мёртвые души», как закричал, по рассказу самого Гоголя, «голосом древнего римлянина: - Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна, мёртвой души не может быть, автор вооружается против бессмертия! Насилу удалось разъяснить ему, что в поэме речь идёт о ревизских, то есть крепостных, душах. Но, поняв это, Голохвастов и остальные цензоры перепугались ещё больше. – Нет, этого и подавно нельзя позволить…это значит против крепостного права!»
«Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль…»
Величайшей победой русской реалистической литературы, победой, которой во многом способствовал Белинский, была поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».
Ещё до напечатания поэма встретилась с цензурными мытарствами. Рукопись была отдана Гоголем цензору Снегирёву, а тот, прочитав поэму, передал её в цензурный комитет. Едва только председатель цензурного комитета Голохвастов услышал название «Мёртвые души», как закричал, по рассказу самого Гоголя, «голосом древнего римлянина: - Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна, мёртвой души не может быть, автор вооружается против бессмертия! Насилу удалось разъяснить ему, что в поэме речь идёт о ревизских, то есть крепостных, душах. Но, поняв это, Голохвастов и остальные цензоры перепугались ещё больше. – Нет, этого и подавно нельзя позволить…это значит против крепостного права!»
Московский цензурный комитет запретил печатать «Мёртвые души». Решение цензурного комитета было тяжким ударом для Гоголя. Он обратился за помощью к Белинскому, который, к счастью, в это время случайно находился в Москве. По просьбе Гоголя Белинский отвёз рукопись в Петербург и там при посредстве некоторых своих влиятельных знакомых добился разрешения напечатать поэму. При этом, однако, Гоголю пришлось переделать одно из значительных мест поэмы – «Повесть о капитане Копейкине», которой писатель придавал очень большое значение. Так, при помощи Белинского увидело свет гениальное создание Гоголя, которое, по словам Герцена, «потрясло всю Россию»…
Поэма Гоголя выводила на общественный суд вереницу социальных уродов, срывала маски с рабовладельцев-небокоптителей, считавших себя солью земли. Она заставляла задумываться над жгучими вопросами русской жизни и требовала на них ответа. Гоголь строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракурсах, изображая мертвую Россию, Россию помещиков и чиновников губернского города, и исследует приходящую ей на смену Россию Чичиковых.
В центре образов поэмы стоит Павел Иванович Чичиков – плут и обманщик, заключающий фальшивые сделки о купле несуществующих крепостных душ. Детство Чичикова имеет много неизвестных сторон: «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные — бог ведает; лицом он на них не походил. Жизнь в начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесённое снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве, вечная пропись перед глазами: «не лги, угождай старшим и носи добродетель в сердце» … Но в жизни всё меняется быстро и живо»…
Чичиков – своеобразное зеркало этого мира. Успех героя основан на виртуозном владении словом, на способности казаться кем угодно, подделаться под любой тон: «О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе, было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, о таможенных надсмотрщиках и чиновниках…» В речах Чичикова лошади, бильярдная игра, выделка вина и прочее поставлены в один ряд с добродетелью, как бы уравнены с ней по своей значимости. Понятия нравственного плана оказываются обесценены, за привычными словами уже не чувствуется их подлинного смысла. В дальнейшем выяснится, что предложение Чичикова продать мёртвые души никому из помещиков не покажется безнравственным: Манилов и Коробочка будут колебаться лишь в силу необычности предприятия, а Собакевич сформулирует свой ответ с кощунственной прямотой… Для Чичикова деньги - средство, а не цель. Он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, но в этом-то и ловушка: человек, лишенный нравственной основы, обманывает себя, считая деньги средством. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает и сила характера. Поставив себе цель, он проявляет для ее достижения громадную энергию, упорство и невероятную изобретательность. Автор говорит о нем: «Жаль только, что страсть эта была далеко не самая благородная. Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, в котором он оказывается». Даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», - все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Чичикову не откажешь в знании людей. С каждым из персонажей он говорит на его языке, на близкие собеседнику темы. Более того, именно Чичиков – «единственный персонаж, способный на проявление движений души», - говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а движение души послужило причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие - самые опасные. Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии.
Чичиков рассматривается как некто, предшествующий наступлению Страшного суда, то есть как Антихрист. Почему же именно Чичиков становится у Гоголя знамением «последних времен», символом грядущей катастрофы? Близкий приятель Гоголя критик С.П. Шевырёв определил порок Чичикова как «страсть к приобретению». « Страсть к приобретению ужасно как заразительна, - писал он, - на всех ступенях многосложной лестницы состояний человека в современном обществе едва ли не найдётся по нескольку Чичиковых. Словом, всматриваясь всё глубже и пристальнее, мы наконец заключим, что Чичиков в воздухе, что он развалит по всему современному человечеству, что на Чичиковых урожай, что они как грибы невидимо рождаются, - что Чичиков есть настоящий герой нашего времени, и следовательно, по всем правам может быть героем современной Поэмы». Таким образом, в прозаичном, благонамеренном Чичикове сконцентрировано, по мнению Гоголя, главное зло современности. «Гоголь неоднократно подчёркивал, - замечает Ю.М. Лотман, - что обыденное и ничтожное страшнее, чем литературное величественное зло. Чичиков антизлодей, антигерой, антиразбойник, человек, лишённый признаков ( «ни толстый, ни тонкий»), оказывается истинным антихристом, тем, кому предстоит завоевать весь мир. Он знаменует время, когда порок перестал быть героическим. А зло – величественным». Но Гоголь не устаёт подчёркивать, что духовный потенциал любого человека двойственен. Поэтому одновременно с параллелью Чичиков – Антихрист возникает тема возможности духовного преображения героя. Биография Чичикова заставляет вспомнить о грешниках, которые преодолели свою греховность и впоследствии стали святыми подвижниками. Предполагалось, что в следующих томах поэмы произойдет пробуждение души героя и его духовное воскрешение. Автор говорил, что пороки времени, не случайно так сгущены и усилены в Чичикове - воскрешение «героя времени» должно стать началом воскрешения всего общества.
Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России. Но история второго и третьего томов поэмы известна. Гениальный художник, Гоголь понял невозможность воплощения первоначального замысла. Чичиковы не могут, да и не хотят спасать Россию, их мир неизбежно замкнется на идее накопительства. Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека «новой формации».
Проследив путь Чичикова, я пришла
к выводу, что он опасен для
общества! Его злые намерения
и магнетическая сила