Ораторская речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:12, реферат

Описание работы

Ораторская речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, это речь, адресованная определенной аудитории, публичная речь.

Файлы: 1 файл

Ораторская речь.doc

— 29.50 Кб (Скачать файл)


Ораторская речь

Ораторская речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, это речь, адресованная определенной аудитории, публичная речь.

Такая речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия. По своему характеру она представляет собой монологическую речь, т. е. рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающее ответной словесной реакции. Однако если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не монолог, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний (диалог). Взаимодействие между говорящим и слушателями носит характер субъектно-субъектных отношений. Обе стороны являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:

1) наличием обратной связи (реакции на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать речь;

 

2) устной формой общения. Публичная речь представляет собой непосредственный разговор со слушателем. В ней реализуется устная форма литературного языка. Такая речь воспринимается на слух, поэтому важно правильно построить и организовать свое выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателем;

3) сложной взаимосвязью между книжной речью и ее устным воплощением. В процессе обдумывания, разработки, написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники, поэтому подготовленный текст – это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен именно произнести речь, чтобы ее поняли и приняли. В этот момент появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать, опираясь на реакцию слушателей;

 

4) использованием различных средств общения. Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Важную роль в процессе выступления играют паралингвистические, невербальные средства коммуникации.

Таким образом, актуализируются слова крупнейшего ученого-лингвиста В. В. Виноградова: «Ораторская речь – особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского “действа”».

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5этапов:

1.   Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;

2.   Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

3.   Словесное выражение, литературная обработка речи;

4.   Заучивание, запоминание текста;

5.   Произнесение.

Как видно из выше написанного,   4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи.  Греки говорили,  что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил:  "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать,  что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".

Функции публичной речи не претерпели каких-либо значимых изменений к настоящему времени. Она также используется для одновременного информирования и оказания воздействия на публику. Отсутствует разве что диалогический характер, подразумевающий более или менее осмысленную реакцию слушателей, а также трансформировался аспект произнесения речей: сейчас они не произносятся в прямом смысле слова, а зачитываются, что исключает возможность импровизации, использования разговорных оборотов и более тесного контакта с аудиторией. По сути, отсутствие этого контакта и исключает диалогичность, включённость слушателей в процесс. Нынешние речи создаются не для убеждения посредством обсуждения, а просто ставят слушателя перед фактом, неоспоримым, убеждают агрессивно, лишая человека возможности возразить. Таковы речи нынешних политических лидеров.



Информация о работе Ораторская речь