Основы ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Термин «ораторское искусство» (лат. Oratoria) – античного происхождения. Его синонимами являются слова «риторика» (гр. rhetorike) «красноречие» (русск.).
Выражение «ораторское искусство» также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Файлы: 1 файл

Основы ораторского искусства.docx

— 25.27 Кб (Скачать файл)

Основы ораторского  искусства

 

 

           Термин «ораторское искусство» (лат. Oratoria) – античного происхождения. Его синонимами являются слова «риторика» (гр. rhetorike) «красноречие» (русск.).

Выражение «ораторское искусство» также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Оценивая деятельность того или иного оратора, необходимо учитывать  ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был. Нельзя забывать, что каждая историческая эпоха возлагает на оратора определенные обязанности, предъявляет к нему свои требования.

Еще одна особенность ораторского  искусства. Оно имеет сложный  синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности автора, психологию аудитории как социально – психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.

 

 

 Виды ораторского  искусства.

 

Ораторское искусство  никогда не было однородным. В зависимости  от конкретной сферы применения оно  исторически подразделялось на различные  формы.

Современная научная и  методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие  на эмоциональные и рациональные и т.д.

Ряд авторов выделяют следующие  основные роды красноречия:  социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное. За основу этой классификации принят социально-функциональный признак речи.

Каждый род объединяет определенные виды речи в зависимости  от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения:

к социально-политическому красноречию относятся доклады на социально-политические и политико-экономические темы, политическая, дипломатическая речь и др.;

к академическому красноречию – лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;

к судебному красноречию – прокурорскую, или обвинительную,  речь;

к социально-бытовому – юбилейную речь, поминальную речь и т.д.;

к богословско-церковному красноречию – проповедь, речь на соборе.

Данная классификация  в целом полно отражает современное  ораторское искусство, хотя она не охватывает всех видов красноречия. В частности, в ней не представлены дискуссионные  и полемические речи, такая эффективная  форма ораторской речи, как реплика, ответы на пресс-конференции, брифинге, а также виды красноречия, применяемые  на радио и телевидении.

 Наряду с социально-политическим, академическим, судебным, социально-бытовым,  церковно-богословским красноречием  выделяются:

парламентское красноречие как разновидность социально-политического;

дипломатическое красноречие (речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта);

военное красноречие (приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв);

торговое красноречие (реклама);

лекционно-пропагандистское красноречие (лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций);

диалогическое красноречие (формы реализации): спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов).

В академическое красноречие обычно включаются три основных вида: собственно академическое (в среде ученых – научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция и др.).

 

Краткие характеристики функциональных стилей.

 

Научный стиль – это  стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который  определяется их содержанием, и целями: по возможности точно и полно  объяснить факты окружающей нас  действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить  закономерности исторического развития, сообщить информацию и т.п.

Возникновение и развитие научного стиля связано с расширением, различных сфер деятельности людей. На первых порах он был близок к  стилю художественного повествования  и выделился в самостоятельный, когда стала создаваться научная терминология.

В России научный стиль  начал складываться в первые десятилетия  XVIII века, значительную роль в его формировании сыграл М.В.Ломоносов и его ученики. Но окончательно научный стиль сложился во второй половине XIX века.

Основные  стилевые черты:

  • логическая последовательность изложения;
  • однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности содержания
  • конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

Характерные особенности научного стиля:

  • насыщенность терминами, которые составляют 15-20% всей лексики;
  • научная фразеология (прямой угол, точка пересечения. и.т.п.);
  • преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор, деятельность и т.п.);
  • употребление формы единственного числа в значении множественного (вол – хищное животное из рода собак);
  • преимущественное употребление существительных вместо глаголов (имеет место повышение температуры /повышается температура);
  • распространение сложных предложений.

 

Официально-деловой  стиль – это стиль документов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т.п., которые  определяется их содержанием и целями – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции. Основные стилевые черты:

  • сжатость, компактность изложения, экономическое использование языковых средств;
  • стандартное расположение материала, обязательность формы;
  • конкретность, бесстрастность, официальность высказывания.

Характерные особенности официально-делового стиля:

  • широкое использование терминологии;
  • наличие особой фразеологии, а также многочисленных речевых стандартов – клише;
  • употребление отглагольных существительных (на основании, в отношении, в силу и т.п.);
  • использование номинативных предложений  с перечислением;
  • сложные синтаксические конструкции;
  • отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств.

Различают две разновидности: официально-документальный стиль и  обиходно-деловой стиль.

Публицистический стиль  – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т.д., который определяется содержанием текстов и основными  целями воздействовать на массы, призывать  их к действию, сообщать информацию и т.п.

 

Зарождение публицистического  стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве И.А.Крылова, Н.И.Новикова, А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина и др. Окончательно сформировался этот стиль в России в XIX веке, и немалую роль в нем сыграли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов.

 

Основные  стилевые черты публицистического  стиля:

  • лаконичность изложения при информативной насыщенности;
  • доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);
  • эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания.

Характерные особенности публицистического  стиля:

  • общественно-политическая лексика и фразеология;
  • использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники прилавка, дружественная атмосфера);
  • употребление коротких предложений – рубленная проза;
  • эллиптические предложения (безглагольные фразы) – (приватизационный чек каждому; банки – не только для банкиров);
  • совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей;
  • использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсии и др.).

Широкое распространение  получила газетно-журнальная разновидность публицистического стиля.

 

Художественный  стиль – это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями – передать свое отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать слова картину, описать событие и т.п.

 Основные черты художественного стиля:

  • образность, эмоциональность;
  • единство коммуникативной и эстетической функц

Характерные особенности художественного стиля:

  • широкое использование лексики и фразеологии других стилей;
  • использование изобразительно-выразительных средств;
  • проявлеие творческой индивидуальности автора (авторский стиль).

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям, он один выполняет функцию общения.

Основные  стилевые черты:

  • экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания;
  • эмоциональность, непринужденность, обобщенность.

Характерные особенности разговорного стиля:

  • широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии;
  • использование внелексических средств (интонация, ударение, паузы, темп речи и т.п.);
  • диалоговая форма высказывания, реже – монолог;
  • включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обращений;
  • преобладание простых предложений над сложными;
  • использование вставных и присоединительных конструкций;

лексические повторы, инверсии (обратный порядок слов

 

 

 

 

Литература:

  1.  
    Гетманова А. Д. Логика: Учебник для вузов.- М., 2002
  2.  
    Ипполитова Н.А. Педагогическая риторика. – М., 2002
  3.  
    Клюев Е.В. Риторика. – М., 2001
  4.  
    Леммерман Х. Учебник риторики. – М., 1997
  5.  
    Михайличенко Н.А. Риторика. – М., 1994

Информация о работе Основы ораторского искусства