Особенности чтения былин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:15, доклад

Описание работы

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой — по три, в третьей — по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.
Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности — по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям других народов.
Былины являются эпическими песнями о русских богатырях: именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли.

Файлы: 1 файл

Особенности чтения былин.docx

— 24.99 Кб (Скачать файл)

Были́ны (стáрины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веках; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

 

Чтение былин

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой — по три, в третьей — по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.

 

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности — по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям других народов.

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях: именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря. Таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся вокруг главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по нескольку вариантов, более или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются также единством изложения: они проникнуты элементами чудесного, чувством свободы и духом общины. Дух общины, воплощённый в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.

 

– Что придает былине напевность? (Неторопливость рассказчика и внимание его к перечислению всяких подробностей, например:            

 И как завтра позовут  тебя на почестный пир,            

 Много будет там  купцов новгородских;            

 Как и будут все  на пиру напиватися,            

 Будут все на пиру  да наедатися,            

 Как будут все  похвальбами да похвалятися,            

 Иной будет хвастати да несчетной золотой казной,            

 Иной будет хвастати добрым конем,            

 Иной будет хвастати силой-удачей молодецкою,            

 А как умный-разумный да будет хвастати            

 Старым батюшкой, старой  матушкой,            

 А и дурак-то да будет хвастати            

 Да своей он как  молодой женой...

Троекратные дословные повторы одного и того же эпизода. Русская былина как бы «пробуксовывает», возвращая действие на круги своя по три раза, чем своеобразно подчеркивается ценность того, о чем идет речь.

Троекратность повторов целых эпизодов в былине – одна из примет песенности: в песнях часто есть «припев», особенность которого в том, что он повторяется; песенность былины подчеркивается и повторами зачинов – слов, с которых начинаются строчки:                

 Как опять тут с ним да случилося:            

 Не зовут Садка  на почестен пир,               

 Как другой день не зовут и на третий день,            

 И опять Садку  да соскучилось,            

 И пошел Садко  да к Ильмень-озеру,               

 Как садился он на синь горюч камень,               

 Как он  начал играть во гусли во яровчаты,                

 Как опять он играл с утра до вечера,             

 А волна уж в  озере расходилася,            

 А вода с песком  да сомутилася!

Иногда это повторы глаголов:               

 Стал ездить Садко да по всем местам,             

 По другим городам  да он по дальним,               

 Стал получать барыши да он великие!

Но чаще всего это повторы союзов или союзных слов:               

 И так тут да после этого               

 И женился Садко, купец новгородский.             

 А еще Садко да  после этого               

 Как он выстроил палаты белокаменные,                

 Как он сделал все в своих палатушках,                

 Как он сделал в теремах все по-небесному:                

 Как на небе печет да красно солнышко...

Эта очень важная особенность русского эпоса, например, троекратную повторяемость слов внутри стиха:            

 А потом построил тридцать  кораблей –            

 Тридцать кораблей, тридцать червленых,            

 Как свалил он товары новгородские             

 На те на червленые кораблики,             

 И поехал торговать купец  богатый новгородский            

 На своих на червленых корабликах...)

– Почему отсутствие рифмы не лишает былину напевности? (Есть ритм, многие строки начинаются с союзов и, а.)

Интересно, что повторение предлога перед каждым словом – довольно часто используемый былиной прием. Предлог со позволяет подчеркнуть ценность и значительность каждого слова, выделить его особо с помощью предлога.

– Почему былина так любит использовать уменьшительно-ласкательную форму слов? Приведите примеры использования уменьшительно-ласкательной формы. (В этой форме проявляется доброе, хорошее отношение Садко к членам дружины: «дружинушка хоробрая, любезная» – так называет ее Садко, а также любовное отношение к предметному миру в целом: «гусельки яровчаты», «червленые кораблики», «столик дубовый», «именьице».)

Поскольку все предметы, названия которых даны в уменьшительно-ласкательной форме, так или иначе имеют отношение к Садко, можно сказать, что в использовании этих форм проявляется теплое отношение былины (народа-автора и певца-исполнителя) к самому Садко.

  • Из чтения былин в третьем классе нам знаком прием преувеличения. Найдите случаи явного преувеличения в тексте. (Например: «В теремах у него печет да красно / солнышко; / У него в теремах светят / звезды частые.)

 «Былина – это песня. Былина – это сказка». (Былины читают нараспев, подыгрывая на гуслях, их исполняют торжественно, так как о славных людях ведут разговор; в былине есть характерные особенности волшебных сказок; но былина сочетает в себе черты волшебной сказки и песенности исполнения.)


Информация о работе Особенности чтения былин