Особенности древнерусской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Языческая Русь, различные слои населения и области русских земель X в. обладали достаточной культурой, наследием которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубин первобытности. До возникновения литературы словесное художественное творчество восточнославянских племен существовало в устной форме. Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства.

Содержание работы

Возникновение русской литературы………..………………………….3-4
Жанры в литературе. Первичные жанры..…………...………………..4-8
Объединяющие жанры……………..……..…………………………......8-11
Список используемой литературы……………………………………...12

Файлы: 1 файл

особенности др.лит-ры.docx

— 32.89 Кб (Скачать файл)

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

Содержание

Возникновение русской литературы………..………………………….3-4

Жанры в литературе. Первичные  жанры..…………...………………..4-8

Объединяющие жанры……………..……..…………………………......8-11

Список используемой литературы……………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение русской  литературы 

 

Языческая Русь, различные слои населения  и области русских земель X в. обладали достаточной культурой, наследием  которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубин первобытности. До возникновения литературы словесное художественное творчество восточнославянских племен существовало в устной форме. Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства. Но интенсивность ее развития неоспоримо свидетельствует о том, что и христианизация страны, и появление письменности определялись прежде всего государственными потребностями. Письменность была необходима во всех сферах государственной и общественной жизни, в междукняжеских и международных отношениях, в юридической практике. Появление письменности стимулировало деятельность переводчиков и переписчиков, а главное – создало возможности для появления оригинальной литературы, как обслуживающей нужды и потребности церкви (поучения, торжественные слова, жития), так и сугубо светской (летописи).

Знакомясь с древнерусскими рукописями XI–XIV вв., устанавливая источники, использованные русскими писателями – летописцами, агиографами (авторами житий), авторами торжественных слов или поучений, мы убеждаемся, что в летописи перед нами не отвлеченные декларации о пользе просвещения; в X и первой половине XI в. на Руси была проделана огромная по своим масштабам работа: была переписана с болгарских оригиналов или переведена с греческого огромная литература. В результате древнерусские книжники уже в течение первых двух веков существования своей письменности познакомились со всеми основными жанрами и основными памятниками византийской литературы.

То, что Древняя Русь начала читать чужое несколько раньше, чем писать свое, ни в коей мере не свидетельствует  о вторичности русской национальной культуры: речь идет лишь об одной области  художественного творчества и лишь об одной сфере искусства слова, а именно о литературе, то есть о создании письменных текстов. Если же говорить о словесном искусстве, то основную массу его памятников составляли в то время, фольклорные произведения. Об этом соотношении литературы и фольклора в духовной жизни общества того разумеется, незаписываемые времени нельзя забывать.

Чтобы понять особенность и самобытность оригинальной русской литературы, оценить  смелость, с которой русские книжники создавали произведения, «стоящие вне  жанровых систем», такие, как «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира  Мономаха, «Моление» Даниила Заточника  и подобные им, для всего этого  необходимо познакомиться хотя бы с  некоторыми образцами отдельных  жанров переводной литературы.

Жанром называют исторически сложившийся  тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров.  Специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

 

2. Первичные жанры

Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.

Первичные жанры:

– Житие

– Слово

– Поучение

– Повесть

К первичным жанрам также относят  погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную  легенду.

2.1 Житие

Жанр жития был заимствован  из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской  литературы. Житие было непременным  атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие  создавали люди, которые непосредственно  общались с человеком или могли  достоверно свидетельствовать о  его жизни. Житие создавалось  всегда после смерти человека. Оно  выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого  воспринимали как пример праведной  жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось  по определенным канонам, от которых  не отходили вплоть до 15–16 веков.

Каноны жития:

– Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.

– Святой рождался святым, а не становился им.

– Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.

– Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.

– Святой не боялся смерти.

– Заканчивалось житие прославлением святого.

Одним из первых произведений житийного  жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и  Глеба.

2.2 Древнерусское красноречие

Этот жанр был заимствован древнерусской  литературой из Византии, где красноречие  было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие  выступало в трех разновидностях:

– Дидактическое (поучительное)

– Политическое

– Торжественное

Поучение

Поучение – разновидность жанра  древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские  летописцы пытались представить  модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для  простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение  Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между  князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как  следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости  искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая  нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Проповедь

Проповедь – церковный ораторский жанр, имеющий свою весьма разработанную теорию, привлекаемый к историко-литературному изучению лишь в той мере, в какой он является в некоторые моменты своего исторического развития показательным для характеристики литого стиля данной эпохи и в той или иной степени его определяющим. Так, П. так наз. «отцов церкви» – Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Августина Блаженного, Амвросия, Григория Двоеслова и др. – дают очень яркие образцы стиля позднегреческой и латинской прозы.

2.3 Слово

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности  древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что  первоначальный текст «Слова о полку  Игореве» не сохранился. Он был уничтожен  пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в  моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном  походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории  в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку  Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого  произведения велись в частности  и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем  художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический  принцип повествования: автор переносится  в прошлое, затем возвращается в  настоящее (это было не характерно для  древнерусской литературы), автор  делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много  элементов традиционного устного  народного творчества, символов. Ощущается  явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в  борьбе с общим врагом русские  князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению.

В «Слове» соединены два фольклорных  жанра: «слава» и «плач» – прославление князей с оплакиванием печальных событий. В самом «Слове» и «плачи», и «славы» упоминаются неоднократно. И в других произведениях Древней Руси мы можем заметить то же соединение «слав» в честь князей и «плача» по погибшим. Так, например, близкое по ряду признаков к «Слову о полку Игореве» «Слово о погибели Русской земли» представляет собой соединение «плача» о гибнущей Русской земле со «славой» ее могущественному прошлому.

Образцом торжественной разновидности  древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита  Иллариона, которое создано в  первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания  строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия.

2.4 Повесть

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских  преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве  на реке Калке», «Повесть о разорении  Рязани ханом Батыем», «Повесть о  житии Александра Невского».

Жанр воинской повести – один из наиболее разработанных жанров древнерусской  литературы. Опубликованы различные  списки относящихся к нему произведений. Этому жанру посвящены исследования А.С. Орлова, Н.А. Мещерского, Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, В.Д. Кузьминой и других. Несмотря на то, что жанр воинской повести традиционно относится к светской словесности Древней Руси, он связан и с кругом церковной литературы. Богатство тематики воинской повести обусловлено соединением в ней нового христианского мировоззрения и наследия языческого прошлого. Эти две стихии не враждуют, но рождают развивающееся понимание воинского подвига, совмещающего в себе житийную и героическую традиции.

В древнерусской литературе категория  жертвенности наиболее полно и ярко реализуется в жанре воинской повести, развиваясь вместе с ним, раскрывая  все новые стороны своего содержания, являясь основополагающей для этого  жанра.

 

3. Объединяющие жанры

Первичные жанры выступали в  составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.

3.1 Летопись

Летопись – это повествование  об исторических событиях. Это самый  древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень  важную роль, т. к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Повествование в летописи было двух типов: собственно погодные записи –  сообщения о событиях, и летописные рассказы – описания событий, с конкретными  деталями, диалогами. Вторые, в свою очередь представлены двумя типами: одни рассказы повествуют о событиях современных летописцу, они обычно литературно обработаны и более  реалистичны; другие о событиях давно  прошедших: обычно это эпические  предания, легенды, лишь впоследствии внесенные в летописи; их отличают эпическая лаконичность описания, обобщенность образов героев, сюжетная занимательность  и эффект неожиданности.

Летописи относятся к числу  «объединяющих жанров» (термин Д.С. Лихачева), подчиняющих себе жанры своих компонентов: исторической, преимущественно, воинской повести, жития святого, поучения, похвального слова, различных документов. В составе летописей дошли до нас многие произведения древнерусской литературы: «Поучения» Владимира Мономаха, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др. Новые летописи составлялись обычно как своды предшествующих летописей и заключались записями о современных событиях. Продолжая труды своих предшественников, летописцы дополняли или сокращали их, стремясь создать единое повествование, подчиняя его определенной исторической концепции и политическим установкам.

3.2 Хронограф

Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15–16 веков.

История жанра хронографа на русской  почве началась, видимо, с составления  хронографической компиляции, которую  древнерусские книжники называли «Хронографом по великому изложению». Этот хронограф до нас не дошел и может быть лишь частично реконструирован с помощью восходящих к нему памятников: Хронографической палеи, Еллинского летописца второй редакции и Троицкого хронографа. Наблюдения над перечисленными памятниками позволяют предположить, что «Хронограф по великому изложению» представлял собой компиляцию, основанную на Хронике Георгия Амартола и, в меньшей степени, на Хронике Иоанна Малалы. Он содержал конспективное изложение «всемирной истории», по крайней мере от времени Навуходоносора (о начальной части Хронографа – если таковая вообще была – мы не можем судить по имеющимся у нас данным) и до времени правления императора Романа. В конце «Хронографа по великому изложению» содержались краткие сведения о крещении Руси.

Информация о работе Особенности древнерусской литературы