Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:32, реферат
Хотя при жизни он не был общепризнанным поэтом, в наше время он занимает важное место в русской литературе. Ну а среди большинства его современников стихи Тютчева считались далекими от духа времени, а по форме казались то слишком архаическими, то слишком смелыми. Да и сам он словно не дорожил славой поэта, проявляя удивительное равнодушие к изданию и редактированию своих произведений.
Введение ...................................................................................................................... 3
1. Сложность и противоречивость поэзии Тютчева................................................ 5
2. Драматическая направленность любовной лирики............................................. 9
Заключение................................................................................................................ 12
Список литературы........
Сила чувства необыкновенно выразительно передана в метафоре «душу оторвать не мог». Существует широко употребимая языковая метафора «не мог глаз оторвать». Это выражение синонимично слову «залюбоваться». Поэт разрушает привычное выражение, меняя «глаза» на «душу». Возникает эффект неожиданности, создающий сильное впечатление. Но если вдуматься, то дело не только в неожиданности, разрушении привычного. Любуются - глазами. Любят - душой. Значит, не только роковая красота привлекает героя. Душа предельно чувствительна. «Душу оторвать» можно только с кровью. Так с первой строфы стихотворения начинает развиваться мотив любви, в которой слиты неразрывно наслаждение и страдание. «Волнение» и «слезы» в последней строфе - итог развития этой темы.
Интересно, что в последней строфе стихотворения - осознанно или бесознательно? - у Тютчева возникает пушкинский образ: «чудные мгновения». Данный без кавычек, он все же не может осознаваться вне связи с пушкинской трактовкой. «Чудные мгновения» любви - по Пушкину это всегда «пробуждение» души, ее воскресение, «и Божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Любовь как катализатор души, пробуждающий ее, заставляющий страдать, болеть, но при этом острее чувствовать жизнь, ее неповторимость, ее красоту, ее наслаждение… Пушкинский образ в стихотворении Тютчева усиливает тему страстного чувства, в котором сливаются воедино боль и счастье.
Интересна композиция стихотворения. Она представляет собой словно два концентрических круга. Первый - внешний круг - первая и четвертая строфы - изображает переживания и чувства лирического героя. Второй круг - внутренний - вторая и третья строфы - рисуют героиню. Но оба круга связаны общим мотивом - мотивом переплетения, соединения наслаждения, радости и боли, страдания [7].
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, но в первом стихе четвертой строфы не хватает одного слога. Редактор «Собрания стихотворений» Ф.И. Тютчева Н. Сушков принял эту потерю слога за описку, небрежность и поторопился «исправить» поэта. Однако в издании «Большой серии» «Библиотеки поэта» стихотворение опубликовано точно по тютчевской рукописи, и в комментариях по этому поводу даны объяснения. «Опущенный» слог можно заменить паузой-вздохом. Такой достаточно редкий поэтический прием называется «липометрией». В рассматриваемом стихотворении он обладает особой выразительностью, поскольку словно обозначает переход от одного композиционного круга стихотворения к другому, от изображения возлюбленной к изображению переживаний лирического героя. Можно представить себе, что герой словно задохнулся от воспоминаний о возлюбленной, от глаз которой он «душу оторвать не мог».
В.И.Коровин в своей книге «Русская поэзия XIX века» пишет: «Тютчев мыслит категориями хаоса и космоса, его привлекают трагические состояния мира. Вечность он передает через мгновенное, общее - через особенное и исключительное. Специфика художественного мышления Тютчева состоит в том, что борьба вечного и тленного понята им как закон движения и равно приложима ко всем без исключения событиям и явлениям историческим, природным, общественным, психологическими. Это и придает лирике Тютчева высшее значение, поскольку в любом явлении открывается общебытийный философский смысл».
Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева складывается, прежде всего, в изображении природы. Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.
Тютчев в продолжение многих лет испытывал подлинную любовь к двум женщинам: Елене Денисьевой и Эрнестине Пфеффель. При этом он испытывал острое чувство вины перед обеими, в основном от мысли, что он не отдает себя каждой из них всецело. Это чувство запечатлено в целом ряде стихотворений. Стихотворение «О, как убийственно мы любим...» - одно из прекрасных стихотворений, посвященных Ф. Тютчевым Елене Александровне Денисьевой.
Незаконная, запретная любовь приносила Елене Александровне много страданий. Это хорошо видно в строках: «И на земле ей дико стало, очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». В этом стихотворении любовь поэта к Елене Денисьевой предстает как убитая, погубленная любовь. Тютчев страдал потому, что не мог сделать Елену Александровну счастливой в том положении, в какое он ее поставил. Сознание этой вины увеличивало его горе и выражалось в укорах себе.
Стихотворение представляет собой скрытый диалог, при этом один из собеседников присутствует молча. Стихотворение написано очень эмоционально, об этом свидетельствует неоднократное употребление вопросительных и восклицательных знаков. Интонация стихотворной речи помогает передать чувства автора, его взволнованность, его переживания, силу страданий.