Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 20:15, доклад
Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Особенности русских народных сказок.
Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому.
Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской. Сказки имеют и определенную идейную направленность, и прежде всего гуманизм, в котором кроется ее долголетие и жизнеспособность в наши дни. Условно сказки подразделяются на: волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные); устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна-красна и др.
Сказки имеют традиционную композицию:
- зачин (запевка): «Жили-были... В некотором царстве, в некотором государстве...»
- интересное, непредсказуемое
развитие сюжета, кульминацию, с
непременно торжествующим
- развязку.
В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. В конце используются присказки: «и я там был»; «стали они жить-поживать и добра наживать».
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Особенности литературной сказки.
В отличие от фольклорного произведения, литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
- В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
- Для литературной
сказки характерен не
- В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
- Для литературной
сказки, как и для любого
Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Сравнение сказок.
Прочитав оба произведения,
мы обращаем свое внимание на то, что Жуковский
взял сюжет русской народной сказки. Поэтому
и в том, и другом произведении мы видим
общих героев: это и Иван-царевич, и Серый
волк, и Елена Прекрасная. Общность состоит
и в развитии сюжета. Сказки начинаются
с того, что у царей (в одном случае
это царь Берендей, в другом царь Демьян
Данилович) начинают красть золотые яблоки.
Виновницей оказывается жар-птица. Смог обнаружить
похитительницу яблок именно младший
сын царей Иван. Далее мы видим расхождение
в текстах. Если в русской народной сказке
Берендей позвал своих трех сыновей и
отправил на поиски жар-птицы, то в сказке
же Жуковского младший
сын Иван должен был остаться с отцом:
«Еще ты молод, погоди; твоя
Пора придет; теперь же ты меня
Не покидай; я стар, уж мне недолго
На свете жить; а если я один
Умру, то на кого покину свой народ и царство…».
Здесь мы видим авторское отношение к
происходящему, согласитесь, что долг
детей – ухаживать за родителями в старости.
Упрям оказался царевич, но самовольно
не уехал. Попросил родительского благословения.
Упрямство проявляется и в те моменты,
когда он не следует советам волка (нужно
было оставить клетку жар- птицы, уздечку
коня златогривого), и это тоже является
одинаковым моментом в сказках.
Встреча с Серым волком происходит по - разному: «Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.
Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?
«Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего».
И пошел пеший.
Шел, шел, устал до смерточки.
Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.
Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил? —
Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня. —
Это я, Иван-царевич, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?» (русская народная сказка)
«Иван-царевич,
Повесив голову, пошел тихонько
Пешком; но шел недолго; перед ним
По-прежнему явился Серый Волк
И человечьим голосом сказал:
«Мне жаль, Иван-царевич, мой сердечный,
Что твоего я доброго коня
Заел, но ты ведь сам, конечно, видел,
Что на столбу написано; тому
Так следовало быть; однако ж ты
Свою печаль забудь и на меня
Садись; тебе я верою и правдой
Служить отныне буду. Ну, скажи же,
Куда теперь ты едешь и зачем?» (сказка
Жуковского).
Но и в той и другой сказке волк предлагает свою помощь.
Сюжет русской народной сказки повторяется в те моменты, когда Серый волк помогает Ивану - царевичу добыть коня златогривого, жар-птицу и Елену Прекрасную, помог вернуться ему домой, а также возвращает его к жизни после того, как братья от зависти убивают Ивана. Далее в свое повествование В.А. Жуковский включает сюжеты других сказок.
Заключение.
Жуковский за основу своей сказки взял сюжет русской народной сказки. В результате этого мы видим много схожего: пропажа яблок из царского сада, вором оказалась жар-птица. Сыновья отправляются на поиски жар-птицы. Иван-царевич трижды выполняет задания царей, помощь Серого волка, возвращение Ивана домой, гибель царевича от рук братьев, оживление с помощью живой и мертвой воды, счастливый конец сказок.
Но видим, что В.А. Жуковский вносит свою лепту в повествование, добавляя новые сказочные персонажи и сказочные предметы.
Что же дает В.А. Жуковскому и нам, читателям, введение новых сказочных персонажей в повествование сказки?
1. Новизна прочтения более известного сюжета.
2. Увеличивается количество преград, мешающих достижению цели.
3. Иван-царевич с
честью преодолевает все
4. Еще раз убеждаешься,
что добро побеждает зло, несмотря
на количество преград. Наказан
и Кощей Бессмертный за то,
что крадет красивых девушек.
Наказаны и братья Ивана-
Несколько меняется и повествование сказки. У Жуковского Иван-царевич предстает нам в образе богатыря русского, стоящего на распутье у придорожного камня.
Нельзя утверждать, что сказка Жуковского лучше русской народной, но читать ее интереснее, потому Иван- царевич преодолевает больше трудностей, выходя из них победителем, правда с помощью Серого волка, без которого сказки и не было бы.
Вспоминая особенности сказок литературной и народной, обращаем свое внимание на то, что в русской сказке за основу берется жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле. Литературная сказка Жуковского опирается на эти народные представления о жизни, но здесь мы видим и авторское отношение к написанному, где мы видим, как он переживает за своего героя, моментами порицая его, когда не послушался волка. Видим и авторское негативное отношение к братьям царевича.
Начала сказок (зачин) соответствуют традициям волшебных. В русской народной сказке начало - «жил-был», в литературной - «давным-давно в некотором царстве». Концовка сказки русской народной тоже традиционна: «стали они жить-поживать и добра наживать», у Жуковского же написана своя концовка:
Но в его нашлись бумагах
Подробные записки обо всём,
Что на своём веку в лесу и свете
Заметил он, и мы из тех записок
Составили правдивый наш рассказ.
Сказка – дидактический
жанр, который доносит до слушателя народное
представление о добре и зле, о храбрости
и трусости, коллективизме и т.п.
Добро всегда одерживает победу над злом,
каждый получает по заслугам, по делам
своим. В финале сказки "Иван Царевич
и серый волк" все счастливы, только два старших брата убиты.
В этом и есть смысл назидания. Зло наказано,
так будет всегда.
Материал нашей исследовательской работы пригодится на уроках литературы при изучении сказок, а также для проведении конкурсных программ по сказкам.
Приложение.
Сходства и отличия русской народной сказки и сказки Жуковского
Общее |
Отличие |
1. В саду росла яблоня с золотыми яблоками. 2. Царь посылает сторожить свой сад сыновьям. 3. Царь перестал, из-за этого несчастия есть, пить, и стал плохо спать. 4. Два старших брата не справились с поставленной задачей. 5. Что после того, как на дерево села Жар-птица весь сад очень ярко осветило. 6. Иван-Царевич попытался поймать Жар-птицу, но у него ничего не получилось, и в руке остался только одно перо. 7. После случившегося царь снова начал есть, пить и высыпаться. 8. У царя вызвалось
сильное желанье поймать 9. Волк помогает Ивану-Царевичу. 10. Нужно было достать коня Златогрива, привезти Елену Прекрасную. 11.Волк превращался в царевну, в коня Златогрива. 12. Волк попросил принести ворона живой и мёртвой воды |
1. Цари идут в другом порядке. 2. В сказке у Жуковского, по дороге Иван-Царевич
видит столб с надписью: “Кто поедет прямо,
будет всю дорогу и голоден и холоден;
кто вправо поедет, будет жив, да конь его
умрёт, а влево кто поедет сам умрёт, 3. Волк не пообещал
Ивану-Царевичу, 4. По пути он вместе с Жар-птицей,
и 5. Кощей убил братьев Ивана Царевича, и на всё царство навёл сон, а Жар-птицу с конём и Еленой заключил в волшебный замок. 6. В сказке присутствует Баба-Яга, и волшебный конь, который помог Ивану-Царевичу. 7. По пути им встретились два Лешая, которые дрались на дороге за драчун-дубинку, скатерть-самобранку и шапку-неведимку. 8. Иван-Царевич обманул этих Лешаев, забрав с собой волшебные предметы. 9. Он отправился на
поиски смерти Кощея и 10. В замке Кощея, в саду
он вдруг слышит гусли- 11. Кощей умер, а Иван-Царевич, забравши Елену Прекрасную, Жар-птицу, гусли-самогуды, сатерть-самобранку, драчун-дубинку, шапку-неведимку и коня Златогрива, отправился в обратный путь. 12. Приехав домой, к царю, Иван- царевич пробудил всех от крепкого сна. |
Народная сказка |
Литературная сказка |
“ Иван Царевич и серый волк “ |
В. А. Жуковский “Сказка об Иване Царевиче и сером волке” |
Автор |
|
Коллективный автор, народ |
В. А Жуковский |
Название |
|
“ Иван - Царевич и Серый волк “ |
«Сказка об Иване- Царевиче и Сером волке” |
Основа |
|
Жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле. |
За основу берётся народная сказка |
Сюжет |
|
Несколько сюжетных линий: истории сыновей Берендея, истории царей Афрона, Кусмана и Далмата, и ещё серого волка. |
Сюжет повторяется, но добавляются новые персонажи |
Образ героя |
|
Ответственный, смелый, отважный. |
Ответственный, смелый, отважный |
Форма речи |
|
Устная, близость к обычной разговорной речи. |
Письменная, стихотворная. Корни
литературного языка |
Особенности композиции |
|
1. зачин |
|
Традиционный для фольклорной сказки “ Жил – был…” |
“Давным – давно в некотором царстве…” |
2. концовка |
|
Иван Царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить – поживать да горя не знать. |
“Но в его нашлись бумагах Подробные записки обо всём, Что на своём веку в лесу и свете Заметил он, и мы из тех записок Составили правдивый наш рассказ” |
3. повторы |
|
Трижды сыновья Берендея отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари. |
Трижды сыновья Демьяна отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари. |
Использование сказочных предметов и персонажей в сказке Жуковского В.А.
Персонаж/предмет |
Сказка |
Баба Яга |
«Морозко» |
Кощей Бессмертный |
«Марья Моревна» |
Леший |
«Василиса Премудрая» |
Скатерть - самобранка |
«Королевич и его дядька» |
Шапка - невидимка |
«Заколдованная королевна» |
Гусли-самогуды |
«Гусли-самогуды» |
Змей шестиголовый |
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» |
Драчун - дубинка |
«Королевич и его дядька» |