Особенности русских народных сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 20:15, доклад

Описание работы

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Файлы: 1 файл

Особенности русских народных сказок.docx

— 23.98 Кб (Скачать файл)

Особенности русских народных сказок. 

    Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому. 

    Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской. Сказки имеют и определенную идейную направленность, и прежде всего гуманизм, в котором кроется ее долголетие и жизнеспособность в наши дни. Условно сказки подразделяются на: волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные); устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна-красна и др. 

     Сказки имеют традиционную композицию:

- зачин (запевка): «Жили-были... В некотором царстве, в некотором  государстве...»

- интересное, непредсказуемое  развитие сюжета, кульминацию, с  непременно торжествующим добром

-   развязку. 

    В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. В конце используются присказки: «и я там был»; «стали они жить-поживать и добра наживать».  

    Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В   ней присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Особенности литературной сказки.

В отличие от фольклорного произведения, литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:

- В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.

- Для литературной  сказки характерен не свойственный  фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.

- В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.

- Для литературной  сказки, как и для любого литературного  творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит.  

    Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. 

    Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.

Сравнение сказок.  

    Прочитав оба произведения, мы обращаем свое внимание на то, что Жуковский взял сюжет русской народной сказки. Поэтому и в том, и другом произведении мы видим общих героев: это и Иван-царевич,  и Серый волк, и Елена Прекрасная. Общность состоит и в развитии сюжета. Сказки начинаются с того, что у царей (в одном случае это царь Берендей, в другом царь Демьян Данилович) начинают красть золотые яблоки. Виновницей оказывается жар-птица. Смог обнаружить похитительницу яблок именно младший сын царей Иван. Далее мы видим расхождение в текстах. Если в русской народной сказке Берендей позвал своих трех сыновей и отправил на поиски жар-птицы, то в сказке же Жуковского младший сын Иван должен был остаться с отцом: «Еще ты молод, погоди; твоя 
Пора придет; теперь же ты меня 
Не покидай; я стар, уж мне недолго 
На свете жить; а если я один 
Умру, то на кого покину свой народ и царство…». Здесь мы видим авторское отношение к происходящему, согласитесь, что долг детей – ухаживать за родителями в старости.  Упрям оказался царевич, но самовольно не уехал. Попросил родительского благословения. Упрямство проявляется и в те моменты, когда  он не следует советам волка (нужно было оставить клетку жар- птицы, уздечку коня златогривого), и это тоже является одинаковым моментом в сказках.

Встреча с Серым волком происходит по -  разному:  «Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?

«Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего».

И пошел пеший.

Шел, шел, устал до смерточки.

Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.

Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:

Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил? —

Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня. —

Это я, Иван-царевич, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?» (русская народная сказка)

«Иван-царевич, 
Повесив голову, пошел тихонько 
Пешком; но шел недолго; перед ним 
По-прежнему явился Серый Волк 
И человечьим голосом сказал: 
«Мне жаль, Иван-царевич, мой сердечный, 
Что твоего я доброго коня 
Заел, но ты ведь сам, конечно, видел, 
Что на столбу написано; тому 
Так следовало быть; однако ж ты 
Свою печаль забудь и на меня 
Садись; тебе я верою и правдой 
Служить отныне буду. Ну, скажи же, 
Куда теперь ты едешь и зачем?» (сказка Жуковского).

Но и в той и другой сказке волк предлагает свою помощь.

Сюжет русской народной сказки повторяется  в те моменты, когда Серый волк помогает Ивану - царевичу добыть коня златогривого, жар-птицу и Елену Прекрасную, помог вернуться ему домой, а также возвращает его к жизни после того, как братья от зависти убивают Ивана. Далее в свое повествование В.А. Жуковский включает сюжеты  других сказок.  

                               

                                                  Заключение.

Жуковский за основу своей сказки взял сюжет русской народной сказки. В результате этого мы видим много схожего: пропажа яблок из царского сада, вором оказалась жар-птица. Сыновья отправляются на поиски жар-птицы. Иван-царевич трижды выполняет задания царей, помощь Серого волка, возвращение Ивана домой, гибель царевича от рук братьев, оживление с помощью живой и мертвой воды, счастливый конец сказок.

Но видим, что В.А. Жуковский вносит свою лепту в повествование, добавляя новые сказочные персонажи и сказочные предметы.

Что же дает В.А. Жуковскому и нам, читателям, введение новых сказочных персонажей в повествование сказки?

1. Новизна прочтения  более известного сюжета.

2. Увеличивается  количество преград, мешающих достижению  цели.

3. Иван-царевич с  честью преодолевает все трудности, тем самым вызывая у читателя  чувство гордости за героя.

4. Еще раз убеждаешься, что добро побеждает зло, несмотря  на количество преград. Наказан  и Кощей Бессмертный за то, что крадет красивых девушек. Наказаны и братья Ивана-царевича  за зависть, за самый большой  грех – они убивают человека, который не является их врагом, это их родной брат.

Несколько меняется и повествование сказки. У Жуковского Иван-царевич предстает нам в образе богатыря русского, стоящего на распутье у придорожного камня.

Нельзя утверждать, что сказка Жуковского лучше русской народной, но читать ее интереснее, потому Иван- царевич преодолевает больше трудностей, выходя из них победителем, правда с помощью Серого волка, без которого сказки и не было бы.

Вспоминая особенности сказок литературной и народной, обращаем свое внимание на то, что в русской сказке за основу берется жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле. Литературная сказка Жуковского опирается на эти народные представления о жизни, но здесь мы видим и авторское отношение к написанному, где мы видим, как он переживает за своего героя, моментами порицая его, когда не послушался волка. Видим и авторское негативное отношение к братьям царевича. 

Начала сказок (зачин) соответствуют традициям волшебных. В русской народной сказке начало - «жил-был», в литературной - «давным-давно в некотором царстве». Концовка сказки русской народной тоже традиционна: «стали они жить-поживать и добра наживать», у Жуковского же написана своя концовка:  

Но в его нашлись бумагах

Подробные записки обо всём,

Что на своём веку в лесу и свете

Заметил он, и мы из тех записок

Составили правдивый наш рассказ.

Сказка – дидактический жанр, который доносит до слушателя народное представление о добре и зле, о храбрости и трусости, коллективизме и т.п. 
Добро всегда одерживает победу над злом, каждый получает по заслугам, по делам своим. В финале сказки "Иван Царевич и серый волк" все счастливы, только два старших брата убиты. В этом и есть смысл назидания. Зло наказано, так будет всегда.

Материал нашей исследовательской работы пригодится на уроках литературы при изучении сказок, а также для проведении конкурсных программ по сказкам. 

                                           Приложение. 

Сходства и отличия русской народной сказки и сказки Жуковского

Общее

Отличие

   

 

1. В саду росла яблоня  с золотыми яблоками.

2. Царь посылает сторожить  свой сад сыновьям. 

  3. Царь перестал,  из-за этого несчастия есть, пить,  и стал плохо спать.

4. Два старших брата  не справились с поставленной  задачей.

5. Что после того, как  на дерево села Жар-птица весь  сад очень ярко осветило.

6. Иван-Царевич попытался  поймать Жар-птицу, но у него  ничего не получилось, и в руке  остался только одно перо.

7. После случившегося  царь снова начал есть, пить  и высыпаться.

8. У царя вызвалось  сильное желанье поймать воровку, и он отправляет на “охоту”  своих сыновей.

9. Волк помогает Ивану-Царевичу.

10. Нужно было достать  коня Златогрива, привезти Елену  Прекрасную.

11.Волк превращался в  царевну, в коня Златогрива. 

  12. Волк попросил принести ворона живой и мёртвой воды

1. Цари идут в другом  порядке.

2. В сказке у Жуковского, по дороге Иван-Царевич видит столб с надписью: “Кто поедет прямо, будет всю дорогу и голоден и холоден; кто вправо поедет,  будет жив, да конь его умрёт, а влево кто поедет сам умрёт, 
да конь его жив будет”.

3. Волк не пообещал  Ивану-Царевичу,  
что он ещё вернётся. ( Сказка Жуковского)

4.  По пути он вместе с Жар-птицей, и 
Еленой Прекрасной на Златогривом коне подъехали к границе царства Демьяна Даниловича, и увидели шатёр, в котором были его братья.

5. Кощей убил братьев  Ивана Царевича, и на всё царство  навёл сон, а Жар-птицу с конём  и Еленой заключил в волшебный  замок.

6. В сказке присутствует  Баба-Яга, и волшебный конь, который  помог Ивану-Царевичу.

7. По пути им встретились  два Лешая, которые дрались на дороге за драчун-дубинку, скатерть-самобранку и шапку-неведимку.

8. Иван-Царевич обманул  этих Лешаев, забрав с собой волшебные предметы.

9. Он отправился на  поиски смерти Кощея и встретил  змея с шестью головами.

10. В замке Кощея, в саду  он вдруг слышит гусли-самогуды, на которых играла сама Елена Прекрасная.

11. Кощей умер, а Иван-Царевич, забравши Елену Прекрасную, Жар-птицу, гусли-самогуды, сатерть-самобранку, драчун-дубинку, шапку-неведимку и коня Златогрива,  отправился в обратный путь. 

     12. Приехав домой, к царю, Иван- царевич пробудил всех от крепкого сна.


Народная сказка

Литературная сказка

“ Иван Царевич и серый волк “

В. А. Жуковский “Сказка об Иване Царевиче и сером волке”

Автор

 

Коллективный автор, народ

В. А Жуковский

Название

 

“ Иван - Царевич и Серый волк “

«Сказка об Иване- Царевиче и Сером волке”

Основа

 

Жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле.

За основу берётся народная сказка

Сюжет

 

Несколько сюжетных линий: истории сыновей Берендея, истории царей Афрона, Кусмана и Далмата, и ещё серого волка.

Сюжет повторяется, но добавляются новые персонажи

Образ героя

 

Ответственный, смелый, отважный.

Ответственный, смелый, отважный

Форма речи

 

Устная, близость к обычной разговорной речи.

Письменная, стихотворная.  Корни литературного языка  
Жуковского уходят в живую русскую речь.

Особенности композиции

 

1. зачин

 

Традиционный для фольклорной сказки “ Жил – был…”

“Давным – давно в некотором царстве…”

2. концовка

 

Иван Царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить – поживать да горя не знать.

“Но в его нашлись бумагах

Подробные записки обо всём,

Что на своём веку в лесу и свете

Заметил он, и мы из тех записок

Составили правдивый наш рассказ”

3. повторы

 

Трижды сыновья Берендея отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари.

Трижды сыновья Демьяна отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари.


Использование сказочных предметов и персонажей в сказке Жуковского В.А.

Персонаж/предмет

Сказка

Баба Яга

«Морозко»

Кощей Бессмертный

«Марья Моревна»

Леший

«Василиса Премудрая»

Скатерть -  самобранка

«Королевич и его дядька»

Шапка - невидимка

«Заколдованная королевна»

Гусли-самогуды

«Гусли-самогуды»

Змей шестиголовый

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Драчун - дубинка

«Королевич и его дядька»

Информация о работе Особенности русских народных сказок