Ознакомление детей с поэзией в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3

Требования к отбору поэтических произведений для детей……….4

Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах………………………………………………………………...6

Приемы обучения выразительному чтению стихов………………..8

Заключение…………………………………………………………...10

Список литературы…………………………………………………..11

Файлы: 1 файл

контр по развитию речи.docx

— 44.91 Кб (Скачать файл)

 

  1. Приемы обучения выразительному чтению стихов

 

 

 

Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н.А.[5], можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду:

1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);

2. Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности

3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы, раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы, помогающие понять поэтическую форму и средства выражения);

4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;

5. Воспроизведение стихотворения детьми.

Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором!

6. Закрепление произведения на  следующих занятиях, в подходящих  по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций  к произведению, прослушивание музыки.

Жуковская Р. И. в своей работе  описывает некоторые приемы для лучшего запоминания стихов:

-игровые (стихотворение А. Барто "Мячик" читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

-досказывание детьми рифмующегося слова;

-чтение по ролям стихов, написанных  в диалогической форме

-частичное воспроизведение текста  всей группой, если речь идет от лица коллектива;

Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского "Мойдодыр" один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: "Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист". Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;

-драматизация с игрушками, если  стихотворение дает возможность  использовать игрушку;

-воспроизведение игровых стихов  методом игры ("Телефон" К. Чуковского, "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака) [7]

На формирование выразительности направлены и такие приемы:

-образец выразительного чтения,

- пример выразительного чтения  ребенка,

-оценка чтения,

- подсказ нужной интонации.

-напоминание о похожем случае  из жизни ребенка, оживляющее  пережитые чувства;

-объяснения и указания по  поводу выразительной формы чтения; -характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

 

 

Таким образом из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это таки задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи. Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду, не дезориентирует воспитателя, а наоборот, при выявлении общих, главных позиций позволяет придерживаться главных правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата.

Подвести итог данной работы можно словами В. Г. Белинского "Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка".

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы

 

 

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. – М., 1998.
  2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. – 1991. – №4.
  3. Бабунова Т.М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, 2002.
  4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960.
  5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
  6. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1981.
  7. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004.
  8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.
  9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М., Просвещение, 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заучивание стихотворения М. Познанской "Снег идет" в старшей группе

 

Программное содержание:

Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.

Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.

Воспитывать интерес к художественным произведениям.

 

Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.

Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.

Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги.

 

Ход занятия

Перед занятием провожу речевую игру «Выдели слово в предложении»

- На кормушку прилетели  снегири.

- На кормушку прилетели  снегири.

- На кормушку прилетели  снегири.

- Ребятки, послушайте загадку. «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой).

Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее?» (Заяц). Почему?

- Скажите, а какой бывает  снег? (белый, мохнатый, холодный и  т.д.).

- Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей; сдуйте их. (Музыка).

Вдох носом, выдох через рот.

Кратковременный.

Долгий (губы трубочкой).

- Давайте скажем слово  «снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.

(Дети садятся на стулья).

- А сейчас, ребята, я расскажу  вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова  я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие). Стихотворение называется  «Снег идет», написала М.Познанская.

Тихо-тихо снег идет.

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К нам дорожку проведем.

Выйдет мама на порог

Спросит: «Кто бы это мог,

Провести дорожку к нашему порожку?»

 

(Задаю вопросы по содержанию  стихотворения).

- Как называется стихотворение?

- Как же идет снег?

- Какой снег?

- Что мы сделаем во  дворе?

- От чего мы дорожку  проведем?

- Кто выйдет на порог?

- Что она спросит?

- Сегодня, ребята, мы будем  заучивать стихотворение. Я буду  читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом  за мной повторяйте (читаю стих, выставляю схемы – рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4 (приложение 1)).

- А сейчас, вставайте, подвигаемся  и не только расскажем, но и  покажем это стихотворение (читаю  еще раз и показываю движения).

- Запомнили? Кто смелый, и  расскажет нам выразительно? (индивидуальные  ответы детей 5-6 человек.).

- какие вы молодцы, ребята! Скажите, кто написал это стихотворение? (М.Познанская).

- А сейчас, дети, предлагаю  нарисовать зиму и снег. (Музыка). А может быть, кто-то нарисует  стихотворение. Ваши рисунки мы  покажем папам и мамам.

 

Опорные схемы к стихотворению «Снег идет» М. Познанской

 


 


Информация о работе Ознакомление детей с поэзией в детском саду