1. Папаша Горио и Растиньяк в
романе О. де Бальзака «Отец Горио».
Введение
Бальзак - один из
величайших романистов XIX века. Важнейшая
особенность его творчества состоит
в том, что он написал не просто большое
количество романов, но историю целого
общества. Действующие лица его произведений
- врачи, стряпчие, государственные деятели,
ростовщики, светские дамы, куртизанки
- переходят из тома в том, и тем самым создается
осязаемость и достоверность мира, созданного
Бальзаком.
В 1834 году Бальзак сделал первый набросок
плана будущей серии романов, которую
он назовет потом "Человеческой комедией".
Начинает эту серию роман "Отец Горио",
написанный в декабре того же, 1834 года.
Эта книга открывает собой грандиозную
эпопею, в ней участвуют самые важные действующие
лица "Человеческой комедии", в ней
завязываются сотни драм, каждая из которых
в свою очередь станет темой нового шедевра.
"Отец Горио" - краеугольный камень
в творчестве писателя. Воссоздается
«центральная картина» - оттеснение дворянства
буржуазией и распад семьи как следствие
власти денежных отношений. Отсюда совершенно
новая структура романа: многоцентровая,
полифоничная.
Бальзак, писал, что «идея, преобразованная
в образ, - искусство более высокое». Здесь
Горио, Растиньяк, Вотрен, виконтесса де
Босеан почти в одинаковой мере могут
претендовать на главное место в произведении.
При этом каждый из них является отдельной
социальной группой с соответствующими
ей представлениями: Горио - буржуазия,
Растиньяк - провинциальное дворянство,
виконтесса - парижское великосветское
дворянство, Вотрен - преступный мир.
Жизненный путь Горио
воссоздает историю обогащения, которое
основывалось на расчете, и падении, когда
жизнь подчиняется чувству. Растиньяк
олицетворяет в себе молодых любителей
почестей и уважения. Они сначала наивно
думают, что всего можно достичь настойчивой
работой, но которые постепенно сознают,
что основной движитель общества - полезные
связи, если отсутствуют богатство и высокие
титулы, которые обеспечивают первые места
в государстве. Виконтесса де Босеан, богатая
и знатная от рождения, необходима автору
для того, чтобы показать их эфемерность,
если человеческую душу пленяет чувство.
Вотрен, каторжанин-беглец, почти романтическая
по своей силе - и физической, и духовной
- личность, олицетворяет смелый расчет,
который лишен эмоций, основывается на
глубоком знании современного мира.
Один из центров выстраивается вокруг
образа отца Горио, чья история напоминает
судьбу короля Лира: Горио все свое состояние
отдает дочерям, выдав Анастази за знатного
графа де Ресто, а Дельфину - за богатейшего
банкира барона Нусингена, а те стесняются
своего отца, отворачиваются от него, не
приезжают даже на его похороны, прислав
лишь пустые кареты с гербами. Но это лишь
одна, нисходящая линия сюжета.
Другая, восходящая линия связана с образом
Растиньяка, молодого человека из знатной,
но бедной провинциальной семьи, приехавшего
в Париж, чтобы сделать карьеру. Для раскрытия
образа Растиньяка важны еще три линии
романа, каждая из которых обозначает
возможный для него путь жизни. Вотрен,
загадочная, одновременно притягательная
и отталкивающая личность, предлагает
путь преступления как самый быстрый способ
обогащения и продвижения: Растиньяк должен
влюбить в себя совершенно незаметную
девушку Викторину и жениться на ней, в
то время как другой, не знакомый ему человек
убьет ее брата, и тогда она станет единственной
наследницей своего отца миллионера Тайфера;
расплата лишь одна - нужно будет поделиться
с Вотреном миллионами Тайфера.
Вотрен - своего рода философ. Он убеждает
Растиньяка: «Если нельзя ворваться в
высшее общество как бомба, надо проникнуть
в него как зараза». Растиньяк колеблется,
но не решается принять предложение: этот
путь слишком опасен. Вотрена выслеживает
и арестовывает полиция, он оказался беглым
каторжником Жаком Колленом.
Другой путь, возможный для Растиньяка,
представлен в образе Бьяншона, выдающегося
врача. Это путь честной трудовой жизни,
но он слишком медленно ведет к успеху.
Третий путь указывает ему виконтесса
де Боссеан: надо отбросить романтические
представления о чести, достоинстве, благородстве,
любви, надо вооружиться подлостью и цинизмом,
действовать через светских женщин, ни
одной из них не увлекаясь по - настоящему.
Виконтесса говорит об этом с болью и сарказмом,
сама она не может так жить, поэтому вынуждена
покинуть свет. Но Растиньяк именно этот
путь выбирает для себя.
Бальзак нашел композиционное средство
соединить героев не только в финале, но
на протяжении всего романа, сохраняя
его «полицентричность» (термин Леона
Доде). Не выделив одного главного героя,
он сделал центральным образом романа,
как бы в противовес образу собора из «Собора
Парижской Богоматери» Гюго, современный парижский дом — пансион
мадам Воке. Это модель современной Бальзаку
Франции. Главные события происходят в
пансионе «мамаши» Воке. В конце ноября
1819 г. здесь обретается семь постоянных
«нахлебников». На втором этаже - юная
барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей
мадам Кутюр. На третьем - отставной чиновник
Пуаре и загадочный господин средних лет
по имени Вотрен. На четвертом - старая
дева мадемуазель Мишоно, бывший хлеботорговец
Горио и студент Эжен де Растиньяк, приехавший
в Париж из Ангулема. Все жильцы дружно
презирают папашу Горио, которого некогда
именовали «господином»: поселившись
у госпожи Воке в 1813 г., он занял лучшую
комнату на втором этаже - тогда у него
явно водились деньжата, и хозяйка возымела
надежду покончить со своим вдовьим существованием.
Она даже вошла в некоторые затраты на
общий стол, но «вермишельщик» не оценил
ее усилий. Разочарованная мамаша Воке
стала косо на него поглядывать, и он полностью
оправдал дурные ожидания: через два года
съехал на третий этаж и перестал топить
зимой. О причине такого падения зоркие
слуги и жильцы догадались очень скоро:
к папаше Горио изредка заходили тайком
прелестные молодые дамы - очевидно, старый
развратник проматывал состояние на любовниц.
Правда, он пытался выдать их за своих
дочерей - неумная ложь, которая всех только
позабавила. К концу третьего года Горио
перебрался на четвертый этаж и стал ходить
в обносках.
Между тем размеренная жизнь дома Воке
начинает меняться. Молодой Растиньяк,
опьяненный блеском Парижа, решает проникнуть
в высший свет. Из всей богатой родни Эжен
может рассчитывать лишь на виконтессу
де Босеан. Послав ей рекомендательное
письмо своей старой тетушки, он получает
приглашение на бал. Юноша жаждет сблизиться
с какой-нибудь знатной дамой, и внимание
его привлекает блистательная графиня
Анастази де Ресто. На следующий день он
рассказывает о ней своим сотрапезникам
за завтраком, и узнает удивительные вещи:
оказывается, старик Горио знаком с графиней
и, по словам Вотрена, недавно оплатил
ее просроченные векселя ростовщику Гобсеку.
С этого дня Вотрен начинает пристально
следить за всеми действиями молодого
человека.
Первая попытка завязать светское знакомство
оборачивается для Растиньяка унижением:
он явился к графине пешком, вызвав презрительные
ухмылки слуг, не сумел сразу найти гостиную,
а хозяйка дома ясно дала ему понять, что
хочет остаться наедине с графом Максимом
де Трай. Взбешенный Растиньяк проникается
дикой ненавистью к высокомерному красавцу
и клянется восторжествовать над ним.
В довершение всех бед, Эжен совершает
оплошность, упомянув имя папаши Горио,
которого случайно увидел во дворе графского
дома. Удрученный юноша отправляется с
визитом к виконтессе де Босеан, но выбирает
для этого самый неподходящий момент:
его кузину ждет тяжелый удар - маркиз
д’Ажуда-Пинто, которого она страстно
любит, намерен расстаться с ней ради выгодной
женитьбы. Герцогиня де Ланже с удовольствием
сообщает эту новость своей «лучшей подруге».
Виконтесса торопливо меняет тему разговора,
и мучившая Растиньяка загадка немедленно
разрешается: Анастази де Ресто в девичестве
носила фамилию Горио. У этого жалкого
человека есть и вторая дочь, Дельфина
- жена банкира де Нусингена. Обе красотки
фактически отреклись от старика отца,
который отдал им все. Виконтесса советует
Растиньяку воспользоваться соперничеством
двух сестер: в отличие от графини Анастази
баронессу Дельфину не принимают в высшем
свете - за приглашение в дом виконтессы
де Босеан эта женщина вылижет всю грязь
на прилегающих улицах.
Вернувшись в пансион, Растиньяк объявляет,
что отныне берет папашу Горио под свою
защиту. Он пишет письмо родным, умоляя
прислать ему тысячу двести франков - это
почти непосильное бремя для семьи, но
юному честолюбцу необходимо обзавестись
модным гардеробом. Вотрен, разгадавший
замыслы Растиньяка, предлагает молодому
человеку обратить внимание на Викторину
Тайфер. Девушка прозябает в пансионе,
потому что ее не желает знать отец - богатейший
банкир. У нее есть брат: достаточно убрать
его со сцены, чтобы ситуация переменилась
- Викторина станет единственной наследницей.
Устранение молодого Тайфера Вотрен берет
на себя, а Растиньяк должен будет заплатить
ему двести тысяч - сущий пустяк в сравнении
с миллионным приданым. Юноша вынужден
признать, что этот страшный человек в
грубой форме сказал то же самое, что говорила
виконтесса де Босеан. Инстинктивно чувствуя
опасность сделки с Вотреном, он принимает
решение добиться благосклонности Дельфины
де Нусинген. В этом ему всячески помогает
папаша Горио, который ненавидит обоих
зятьев и винит их в несчастьях своих дочерей.
Эжен знакомится с Дельфиной и влюбляется
в нее. Она отвечает ему взаимностью, ибо
он оказал ей ценную услугу, выиграв семь
тысяч франков: жена банкира не может расплатиться
с долгом - муж, прикарманив приданое в
семьсот тысяч, оставил ее практически
без гроша.
Растиньяк начинает вести жизнь светского
денди, хотя денег у него по-прежнему нет,
а искуситель - Вотрен постоянно напоминает
ему о будущих миллионах Виктории. Однако
над самим Вотреном сгущаются тучи: полиция
подозревает, что под этим именем скрывается
беглый каторжник Жак Коллен по прозвищу
Обмани - Смерть - для его разоблачения
необходима помощь кого-либо из «нахлебников»
пансиона Воке. За солидную мзду роль сыщиков
соглашаются исполнить Пуаре и Мишоно:
они должны выяснить, есть ли у Вотрена
клеймо на плече.
За день до роковой развязки Вотрен сообщает
Растиньяку, что его приятель полковник
Франкессини вызвал Тайфера-сына на дуэль.
Одновременно юноша узнает, что папаша
Горио не терял времени даром: снял для
Эжена с Дельфиной прелестную квартирку
и поручил стряпчему Дервилю положить
конец бесчинствам Нусингена - отныне
дочь будет иметь тридцать шесть тысяч
франков годового дохода. Это известие
кладет конец колебаниям Растиньяка -
он хочет предупредить отца и сына Тайферов,
но предусмотрительный Вотрен подпаивает
его вином с примесью снотворного. Наутро
такой же трюк проделывают с ним самим:
Мишоно подмешивает ему в кофе снадобье,
вызывающее прилив крови к голове, - бесчувственного
Вотрена раздевают, и клеймо выступает
на плече после хлопка ладонью.
Дальнейшие события происходят стремительно,
и мамаша Воке в одночасье теряет всех
своих постояльцев. Сначала приезжают
за Викториной Тайфер: отец вызывает девушку
к себе, ибо брат ее смертельно ранен на
дуэли. Затем в пансион врываются жандармы:
им дан приказ убить Вотрена при малейшей
попытке к сопротивлению, но тот демонстрирует
величайшее хладнокровие и спокойно сдается
полиции. Проникшись невольным восхищением
к этому «гению каторги», обедающие в пансионе
студенты изгоняют добровольных шпиков
- Мишоно и Пуаре. А папаша Горио показывает
Растиньяку новую квартиру, умоляя об
одном - позволить ему жить этажом выше,
рядом со своей ненаглядной Дельфиной.
Но все мечты старика рушатся. Прижатый
к стене Дервилем, барон де Нусинген сознается,
что приданое жены вложено в финансовые
махинации. Горио в ужасе: его дочь оказалась
в полной власти бесчестного банкира.
Однако положение Анастази еще хуже: спасая
Максима де Трай от долговой тюрьмы, она
закладывает Гобсеку фамильные бриллианты,
и об этом узнает граф де Ресто. Ей нужно
еще двенадцать тысяч, а отец потратил
последние деньги на квартиру для Растиньяка.
Сестры начинают осыпать друг друга оскорблениями,
и в разгар их ссоры старик падает как
подкошенный - его хватил удар.
Папаша Горио умирает в тот день, когда
виконтесса де Босеан дает свой последний
бал - не в силах пережить разлуку с маркизом
д’Ажуда, она навсегда покидает свет.
Простившись с этой изумительной женщиной,
Растиньяк спешит к старику, который тщетно
призывает к себе дочерей.В предсмертном
бреду Горио строит безумные планы, как
добыть богатство, чтобы помочь своим
"ангелам". Он умирает, а дочери так
и не пришли к нему в его смертный час.
Как бы прозрев перед смертью, Горио сознает
причину своего несчастья. Он не нужен
им потому, что он беден: "Ах, будь я богат,
кабы я не отдал им свое богатство, а сохранил
бы у себя, они были бы здесь, у меня бы
щеки лоснились от их поцелуев".
Отец Горио являет собой один из самых
ярких примеров людей, одержимых страстями;
неуемное развитие таких страстей, которое
приводит к полному разрушению личности,
ставшей их жертвой, — одна из наиболее
характерных черт искусства Бальзака.
Ведя своего героя от уступки к уступке,
от одной жертвы к другой, Бальзак приводит
его к полному краху. Горио весь ушел в
отцовское чувство. У него нет ничего в
мире, он не думает ни о ком, кроме дочерей.
Его страсть выросла на эгоистической
почве, и сама сила этой страсти становится
слабостью, ведет Горио к гибели. Несчастного
отца, хоронят на последние гроши нищие
студенты - Растиньяк и Бьяншон. Две пустые
кареты с гербами провожают гроб с телом
на кладбище Пер-Лашез.
Замечателен финал
романа. Похоронив несчастного отца Горио,
Растиньяк с высот холма, на котором находится
кладбище Пер - Лашез, бросает вызов расстилающемуся
перед ним Парижу: «А теперь — кто победит:
я или ты!» И, бросив обществу свой вызов,
он для начала отправился обедать к Дельфине
Нусинген». В этом финале все основные
сюжетные линии соединены: именно смерть
отца Горио приводит Растиньяка к окончательному
выбору своего пути, поэтому-то роман (своего
рода роман выбора) совершенно закономерно
называется «Отец Горио».
Однако Горио возвышается
над обществом благодаря силе
отцовской любви.
«Горио отец в той же степени, в какой великомученик
является христианином», - писал Бальзак.
В итоге герой сам признает жестокую истину,
присущую современному для Бальзака обществу:
«…когда любят бедняка, он может быть
уверен, что любим сам по себе». Несчастье
Горио во всесилии денег, он покупал любовь
дочерей, а когда деньги закончились, он
стал никому.
Заключение
Бальзак создал мир
"Человеческой комедии" по образу
и подобию реального мира. Его произведения
в яркой художественной форме отражают
нравы французского буржуазного общества
первой половины XIX века, показывают безграничную
власть денег. Он - исследователь, спускающийся
в глубины океана. Океан этот - человеческая
жизнь, с зыбью повседневных дел, с штормами
страстей, с потайными заводями преступлений
и пороков, вечно переменчивая, вечно движущаяся.
И в этом движении, в этом хаосе, в цепи
случайностей, катастроф, в глубинах человеческого
падения и высочайших взлетах мыслей,
труда, дерзаний Бальзак ищет главное,
исследует законы, управляющие приливами
и отливами человеческого океана.
Литература:
Бахмутский В.Я.
«Отец Горио» Бальзака. – М.: Худож.
Лит., 1970. – 111 с.: ил.. – (Массовая ист.-лит.
б-ка)
Вюрмсер А. Бесчеловеческая
комедия. – М.: Прогресс, 1967. – 647 с.; [8]
ил.
Гербстман А.И. Оноре
де Бальзак: пособие для уч-ся. –
Л.: Просвещение, 1972. – 119 с., [2] ил.. – (Биография
писателя)
Кучборская Е.П.
Творчество Бальзака. – М.: Высш. школа, 1970. – 255 с
О. де Бальзак «Отец
Горио»,
2. Трагедия художника в романе Д. Лондона
«Мартин Иден»
Введение
Летом 1907 года во время
первой стоянки на Гавайских островах
Лондоном был начат один из его шедевров роман "Мартин Иден".
В феврале следующего года он был закончен
и печатался в журнале "Пасифик мансли"
с сентября 1908 по сентябрь 1909 года. Отдельной
книгой он был выпущен издательством "Макмиллан
компани" в сентябре 1909 года. Роман,
как определил его идею Джек Лондон, "являлся
атакой на буржуазию и на все, за что она
стоит". Писатель продолжал разработку
современной темы. На этот раз его интересовала
история успеха и трагедия молодого человека,
пытающегося в Америке пробиться в ряды
преуспевающих. Лондон вступал в открытую
полемику с "деловым романом", прославлявшим
предпринимательский успех и изображавшим
Соединенные Штаты страной, где якобы
последний чистильщик может стать миллионером.
В американской литературе появлялись
и до "Мартина Идена" произведения,
посвященные судьбе таланта. Однако "Мартин
Идеи" среди всех названных произведений
выделялся как книга глубокой жизненной
правды и высоких художественных достоинств.
Роман явился новой ступенью в творческом
развитии самого Лондона.
Значение романа определялось тем, что
Лондон придал "вечной" проблеме
остросовременное содержание. Мартин
Иден - художник, вышедший из народных
масс, а это явление, ставшее характерным
лишь в XX веке. И драма, которая изображена
Лондоном, подлинно современная драма.
Сущность ее не исчерпывается тем, что
Мартина ждет страшная нищета и что он
израсходует весь отпущенный ему запас
творческих сил, прежде чем к нему придет
признание. Несомненно, он мог бы сделать
больше и не расплачиваться за каждый
свой шаг в искусстве бескрайним напряжением
и голодом, живи он в других условиях. Но
разве он стал бы революционером в искусстве,
если бы не принес в него совершенно новый
жизненный опыт и воспитанное именно его
суровым, пролетарским опытом новое мироощущение?
И он сумел создать вещи, к которым будут
не раз возвращаться; в конце концов, не
так уж важно, признанным или непризнанным
он их написал.
Проблема бесконечно повторяющейся драмы
художника стара, как само искусство, она
была современна и при жизни Лондона, и
сейчас не теряет своей актуальности.
Разрешение этой проблемы возможно лишь
притом условии, что ценности искусства
станут доступны не "избранным", а
всему обществу.
"Мартин Идеи" был вершиной
"поэтического" реализма Лондона;
нигде больше писателю не удалось столь
органично сочетать план событийный и
философский. Связать столь прочными нитями
историю одного человека не только с общественным
и литературным "контекстом" его
эпохи, но и с одной из тех "вечных"
тем, которые в той или иной форме появляются
во всех лучших лондоновских произведениях.
В "Мартине Идене" это была тема художника
и его мучительной борьбы с неподатливым
материалом, со вкусами современников,
с необходимостью продавать свое искусство,
с собственными человеческими слабостями.
И тема была так близка Лондону, настолько
им выстрадана, что роман, задуманный как
книга, развенчивающая индивидуализм,
приобрел в его творчестве значение исповеди.
Современниками писателя
роман был воспринят как типичная для
американской литературы "история ошеломительной
карьеры". Они не увидели в романе ничего,
кроме сюжета: ценой титанических усилий
простой матрос становится всемирно известным
писателем лишь для того, чтобы, разочаровавшись
и в литературе, и в богатстве, покончить
с собой.
Однажды на пароме Мартин
Иден, моряк, двадцати лет от роду, защитил
от шайки хулиганов Артура Морза, Артур
примерно тех же лет, что и Мартин, но принадлежит
к людям обеспеченным и образованным. В знак
благодарности — и в то же время желая позабавить
семью эксцентрическим знакомством —
Артур приглашает Мартина на обед. Атмосфера
дома — картины на стенах, множество книг,
игра на рояле — восхищает и очаровывает
Мартина. Особое впечатление производит
на него Руфь, сестра Артура. Она кажется
ему воплощением чистоты, духовности,
возможно, даже божественности. Мартин
решает стать достойным этой девушки.
Он отправляется в библиотеку, дабы приобщиться
к премудрости, доступной Руфи, Артуру
и им подобным (и Руфь, и её брат учатся в университете).
Мартин — натура одарённая и глубокая.
Он с воодушевлением погружается в изучение
литературы, языка, правил стихосложения.
Он часто общается с Руфью, она помогает
ему в занятиях. Руфь, девушка с консервативными
и достаточно узкими взглядами, пытается
перекроить Мартина по образцу людей своего
круга, но это не сильно ей удаётся. Истратив
все заработанные в последнем плавании
деньги, Мартин вновь уходит в море, нанявшись
матросом. За долгие восемь месяцев плавания
Мартин «обогатил свой словарь и свой умственный
багаж и лучше узнал самого себя». Он чувствует
в себе огромные силы и вдруг осознает,
что хочет стать писателем, — прежде всего,
чтобы Руфь могла любоваться вместе с ним
красотой мира. Главной темой
известного произведения является несовместимость
бескорыстной, поэтической личности и
буржуазного общества, в котором все решают
деньги.
Действие романа начинается
в двух взаимосвязанных направлениях:
любовь Мартина к- Руфи и борьба Мартина
Идена за место в обществе, за то, чтобы
это общество признало его талант писателя.
Причем борьба эта велась Мартином Иденом
во имя "бледной, как лилия, девушки"
- Руфи. В ее образе глубокая, впечатлительная
душа Мартина увидела "то, для чего стоит
жить, чего стоит добиваться, из-за чего
стоит бороться и ради чего стоит умереть..."
Если Мартин влюбился в Руфь с первого
взгляда, то и она сразу же поддалась обаянию
его незаурядной личности.
Драма начинается, когда Мартин,
осознав в себе художественное дарование,
решает сделать искусство своей профессией.
"Вы ранены красотой, говорит ему Бриссенден.
Это незаживающая рана, неизлечимая болезнь,
раскаленный нож в сердце... Пусть вашей
целью будет только одна Красота. Зачем
вы стараетесь чеканить из нее монету?"
Только все дело в том, что правота
Бриссендена - абстрактная правота. Безусловно,
первейшая обязанность художника - это
обязанность перед своим искусством, служение
Красоте. Но столь же верно, сотни раз доказано,
что творчество невозможно без воспринимающего,
без той самой "публики", которую
с полным основанием презирает Бриссенден,
а потом и Мартин. Трагедия в том, что "публика"
это морзы и им подобные. В разговорах
с Руфь он начинает понимать, что значит
искусство для Морзов и им подобных. Они
превратили искусство в безжизненную
пародию. В начале творчества великий
созидательный порыв, а завершение творческого
акта это мелочная и недостойная борьба
с издателями, блошиные укусы критиков
и оплевывание шедевра самодовольной
аудиторией. И Мартин не может найти выхода
из этого порочного круга. Судьба Мартина
– прежде всего яркое доказательство
того, что буржуазное общество враждебно
подлинному искусству.
Для Мартина Идена значимы как
форма, так содержание искусства. Он видит
всю внутреннюю красоту искусства, а буржуазное
общество слепо, оно восхищается тем художником
или поэтом, который в данный момент в
моде. В своем стремлении стать писателем
Мартин Иден столкнулся с противодействием
— издательской политикой США. Он пытается
уяснить причины своих неудач, изучает
издательские и читательские вкусы и выводит
так называемую "трехчленную формулу",
метко характеризующую американскую литературу,
предназначенную для массового читателя.
Молодой писатель, чтобы пробиться на
страницы журнала, вынужден "творить"
по такой формуле: "1) двое влюбленных
должны разлучиться; 2) благодаря какомуто
событию они соединяются снова; 3) звон
свадебных колоколов".
Мартину претит безжизненность
и выспренность литературы, наводняющей
рынок, он чувствует силу и величие жизни,
знает, что "она прекрасна, несмотря
на всю грязь, ее покрывающую". "Он
добивался вдохновенного реализма, —
пишет Лондон, — проникнутого верой в
человека и его стремления. Он хотел показать
жизнь, как она есть, со всеми исканиями
мятущегося духа. Начинающего писателя
вдохновляет желание сказать людям правду
о том, что они не видят, написать о том,
о чем не пишут. "Это жизнь!.. восклицает
Мартин в ответ на отрицательный отзыв
Руфи о его рассказе. Это реально. Это правда.
Я должен описывать жизнь такой, как я
ее вижу".
Какую же истину хотел он внушить
миру, какое искусство создать? Когда Бриссенден
прочел ему свою "Эфемериду", Мартин
был потрясен: в поэме ему открылась "истина
провидца, выкованная из железа космоса
мощным ритмом стиха, превращенная в чудо
красоты и величия". Бриссенден воплотил
тот художественный идеал, которому инстинктивно,
а затем и осознанно следовал в своих произведениях
сам Мартин. Ибо Мартин "знал жизнь,
знал в ней все низкое и все великое, знал,
что она прекрасна несмотря на всю грязь,
ее покрывающую... Святые среди грязи -
вот чудо! И ради этого чуда стоит жить!
Видеть высокий нравственный идеал, вырастающий
из клоаки несправедливости; расти самому
и глазами, еще залепленными грязью, ловить
первые проблески красоты; видеть, как
из слабости, порочности, ничтожества,
скотской грубости рождается сила и правда
и благородство духа".
Но Мартин знает и другое: что в
конечном итоге "тайна красоты столь
же непостижима, как и тайна жизни",
что "красота и жизнь сплетаются между
собою, а сам человек - частица этого удивительного
сплетения звездной пыли, солнечных лучей
и еще чего - то неведомого". Он не может
творить, стремясь лишь к безукоризненному
правдоподобию, его не удовлетворяет одномерный
реализм. В ткань его рассказов входят
видения, отголоски некогда пережитого,
и в его творческом сознании все это наполняется
новым смыслом, неожиданными соотнесениями
и связями. Больше всего он гордится своими
"Сонетами о любви" и эта удача не
случайна: именно в поэзии должно было
всего полнее и органичнее раскрыться
выработанное им художественное мировосприятие.
И своей прозой Мартин удовлетворен лишь
притом непременном условии, что ему удается
передать ощущение великой тайны жизни.
Выразить, как в повести "Запоздалый",
"идею, равно справедливую для всех
стран, всех времен и народов".
Но в конце концов материальная
зависимость заставляет Мартина подлаживаться
под низкие литературные вкусы. Лондон
показывает, как социальные условия деформируют
душу Мартина, как литературная Америка
пытается вогнать самобытный талант в
прокрустово ложе мещанских традиций,
выжигает демократические взгляды, коверкает
душу и жизнь.
Растерявший в борьбе свои
идеалы, гордые порывы, озлобленный безуспешными
схватками с миром продажности, подлости,
Мартин выплескивает в лицо этому низменному
миру горечь своих обвинений: "...Жалкие
пауки, торгаши и ростовщики! И они поработили
вас снова, но не открыто, по праву сильного,
а незаметно, разными махинациями, хитростью,
обманом и ложью. Они подкупили ваших судей,
извратили ваши законы и держат ваших
сыновей и дочерей под гнетом, перед которым
побледнели все ужасы узаконенного рабства.
Два миллиона ваших детей трудятся сейчас
под игом промышленной олигархии Соединенных
Штатов. Десять миллионов рабов живут,
не имея ни крова, ни хлеба".
Мартин в конце концов понимает,
что перемена в отношении к нему вызвана
единственным - повышением размера его
банковского счета. И, осознав это, он решает
убежать от такой цивилизации на остров
южных морей. Но и на пароходе, на котором
плыл Мартин, все глядели на него, как на
знаменитость. "Жизнь стала мучительна,
как яркий свет для человека с больными
глазами. Она сверкала перед ним и переливалась
всеми цветами радуги, и ему было больно.
Нестерпимо больно". И где-то на океанском
просторе Мартин выбрасывается из иллюминатора
каюты в океанскую пучину и кончает все
счеты с жизнью.
Почему же Мартин Иден добровольно уходит
из жизни в час своего полного триумфа?.
Путь пройден
- от чернорабочего до популярнейшего
писателя, которому рукоплещет толпа.
Но теперь Мартин понял истинную
ценность власть имущих, он раскусил этих духовно ничтожных людишекпаразитов
и понял, что красивые фразы о свободе,
равенстве и братстве - лопнувшие пузыри,
а демократы и республиканцы - разные названия
прислужников капитала.
Трагедия героя в том, что
буржуазное общество безразлично к таланту
плебея без имени и протекции. Оно вообще
равнодушно к настоящему искусству. Истощая
внутренние и физические силы в борьбе
за успех, за признание, от которого зависит
и его личное счастье, Мартин все сильнее
ощущает отвращение к обществу и буржуазной
публике, признания которой он добивается.
И когда, наконец, в результате случайности
к Идену приходят слава и богатство, когда
он становится "своим" в буржуазном
обществе, Мартин не испытывает ничего,
кроме опустошенности и безразличия.
Можно без труда догадаться,
какое направление приняло бы при наличии
таких антибуржуазных взглядов творчество.
Мартина. Но, добившись известности, он
прекращает писательскую деятельность.
Так погиб художник, обманутый в своих
лучших надеждах, потерявший вкус к жизни.
Он уходит потому, что никогда
не сможет восседать почетным гостем на
литературных утренниках, ловя на себе
восторженные взгляды меценатствующих
буржуазных матрон, и уже не способен,
сбросив накопленный груз культуры, вернуться
к своему миру, к отрезанным навсегда истокам,
без которых не могло в конце концов не
пересохнуть и проложенное им в литературе
широкое русло. Конфликт, приведший его
к гибели, неразрешим, покуда, по слову
Уитмена, "великий поэт не найдет себе
и великой аудитории". Это не капитуляция.
Это настоящее мужество настоящего художника.
Заключение
Судьба
Мартина Идена — это трагедия
подлинного художника, сломленного
буржуазным обществом. Но есть
и другая причина трагедии
героя. Презирая буржуазию, Мартин порывает и с народной средой, ощущает
личное и социальное одиночество - "он
отошел от друзей, их жизнь была ему противна.
Он слишком далеко ушел. Тысячи книг, как
стена, разделили их. Он сам обрек себя
на изгнание".
Мартин - индивидуалист, он осуждает американскую
демократию и капиталистическую систему,
при этом он утверждает, что в основе его
позиции лежит биологический закон естественного
отбора, победа сильного над слабым, он
верит в приход нового человека, который
спасет государство от неизбежного распада.
Однако в капиталистическом обществе,
в котором оказывается Мартин Иден, не
находят признания его произведения, буржуа
не видят в них никакой ценности. Никто
не поддерживает Мартина: ни друзья, ни
семья, ни любимая женщина. В борьбе за
успех он одинок, и когда к нему приходит
слава и признание, он становится «своим»
среди «чужих», и не испытывает ничего,
кроме бессмысленности достигнутой цели
и существования. Чтобы оставаться в числе
интеллигенции, он должен писать не то,
что он хочет, а то, что требует буржуазная
толпа. Однако живая душа Мартина Идена
не готова быть «как все», он теряет смысл
в своем творчестве и решает покинуть
тот мир, которого он с таким желанием
и усилием добивался.
Таким образом,
трагедия Мартина Идена предстает
перед нами не как личная драма разочарованного
в любви человека, а как крах личности,
итог всей ее жизни, стиснутой канонами
ницшеанской философии. Иден оказывается
жертвой не только буржуазного общества,
но и буржуазной идеологии.
Трагедия Идена - неизбежный финал всей
его жизненной философии. Это не было понято
не только мещански настроенной публикой,
но даже социалистами. Лондон получал
много писем с упреками по поводу того,
что автор заставил своего героя покончить
жизнь самоубийством. Но он утверждал,
что "Мартин, с таким трудом завоевавший
себе славу, был лишен и любви и радости,
не встречая среди людей поддержки; в своем
одиночестве он не мог сделать ничего
другого, как только покончить с жизнью,
превратившейся в бремя".
Литература:
Балтроп Р. Джек Лондон:
Человек, писатель, бунтарь. – М.: Прогресс,
1981,-208 с.
Быков В.М. Джек Лондон. -
М.: Изд-во МГУ.1964.-253с.,ил.,1л.порт.
Зверев А.М. Джек Лондон:
Н 100-летию со дня рождения. - М.: Знание,1975.-64
с,- (Новое в жизни, науке и технике. Сер.
Лондон Д. «Мартин Идеен».