Пастернак Борис Леонидович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:22, реферат

Описание работы

Русский писатель. Сын художника Леонида Осиповича Пастернака. В поэзии (сборники "Сестра моя — жизнь", 1922, "Второе рождение", 1932, "На ранних поездах", 1943; цикл "Когда разгуляется", 1956 — 59) — постижение мира человека и природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессионистического стиля и классической поэтики. Поэмы (в том числе "Девятьсот пятый год", 1925 — 26). Повести. В судьбе русского интеллигента — героя романа "Доктор Живаго" (опубл. за рубежом, 1957; Нобелевская премия, 1958, от которой Б. Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручен сыну Б. Пастернака в 1990) — обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа — лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала.

Файлы: 1 файл

12_322_383484.docx

— 25.22 Кб (Скачать файл)

Пастернак Борис Леонидович

1890 — 1960

Русский писатель. Сын художника Леонида Осиповича  Пастернака. В поэзии (сборники "Сестра моя — жизнь", 1922, "Второе рождение", 1932, "На ранних поездах", 1943; цикл "Когда  разгуляется", 1956 — 59) — постижение мира человека и природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессионистического стиля  и классической поэтики. Поэмы (в  том числе "Девятьсот пятый  год", 1925 — 26). Повести. В судьбе русского интеллигента — героя романа "Доктор Живаго" (опубл. за рубежом, 1957; Нобелевская  премия, 1958, от которой Б. Пастернак  под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручен сыну Б. Пастернака в 1990) — обнажены трагические  коллизии революции и Гражданской  войны; стихи героя романа — лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете  христианского идеала. Автобиографическая проза. Перевод произведений У. Шекспира, И. В. Гете, П. Верлена, грузинских поэтов.

Биография

Родился 29 января (10 февраля н.с.) в Москве в семье  известного художника. С детства  будущего поэта окружали музыка, живопись, литература. Первое творческое пристрастие  Пастернака — музыка. Испытав сильное  влияние Скрябина, он с тринадцати лет занимался музыкальным сочинительством, изучал теорию композиции, но после  шестилетних упорных занятий  музыка была оставлена навсегда.

После окончания  московской гимназии в 1909 поступил на историко-филологический факультет  Московского университета, серьезно увлекся философией. Для усовершенствования философских знаний в 1912 уехал в Германию, где семестр учился в Марбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию. По возвращении в Москву окончил университет в 1913. Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое стало делом его жизни.

Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах", 1914; "Поверх барьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма (тогда он входил в группу "Центрифуга"). Высоко ценил Блока, видя в его  поэтической системе "ту свободу  обращения с жизнью и вещами на свете, без которой не бывает большого искусства".

В 1922 вышла книга  стихотворений "Сестра моя — жизнь", сразу выдвинувшая автора в ряд  мастеров современного стиха. С этой книги начинается Пастернак как  самобытное поэтическое явление.

В 1920-е Пастернак  примыкал к литературному объединению "ЛЕФ" (Маяковский, Асеев, О.Брик и  др.) больше из-за дружбы с Маяковским, но связи с объединением оказались  непрочными и закончились в 1927 разрывом.

В эти годы поэт опубликовал сборник "Темы и вариации" (1923), начал работу над романом  в стихах "Спекторский" (1925), в  значительной мере автобиографическим. Создал стихотворный цикл "Высокая  болезнь", поэмы "Девятьсот пятый  год" и "Лейтенант Шмидт".

В 1928 возник замысел  прозаической книги "Охранная грамота", законченной два года спустя. Пастернак  назвал это произведение "автобиографическими  отрывками о том, как складывались мои представления об искусстве  и в чем они коренятся".

В 1931 отправился на Кавказ, в Грузию; кавказские впечатления  нашли отражение в стихах, вошедших в цикл "Волны". Этот цикл стал частью книги "Второе рождение", в  которой поэт приходит к классической простоте стихотворного языка.

В 1930-е мало создал оригинальных произведений, отдавая  основные силы переводу, который с 1934 приобрел регулярный характер и продолжался  до конца его жизни (переводы грузинских поэтов, Шекспира, Гёте, Шиллера, Рильке, Верлена и др.).

Накануне войны, в начале 1941, поэт преодолел творческий кризис и вступил в полосу подъема: написал цикл стихов "Переделкино".

В 1943 совершил поездку  на фронт, результатом чего явились  очерки "В армии", а стихи "Смерть сапера", "Ожившая фреска", "Весна" вошли в книгу "На ранних поездах" (как и цикл "Переделкино), 1943.

Роман "Доктор Живаго" Пастернак писал долгие годы, завершив его в конце 1950-х. За этот роман, опубликованный в 1958 за границей, Пастернак был удостоен Нобелевской премии. Однако на родине этот роман не только не был напечатан, но вызвал резкую критику со стороны  официальных властей. Автор был  исключен из Союза писателей. (В 1987 это  решение было отменено, а в 1988 роман  опубликован в журнале "Новый  мир".) "Стихотворения Юрия Живаго", завершающие роман, подчеркивают нравственно-философский  пафос авторской позиции.

В 1956 — 1959 вышла  последняя книга стихотворений  Пастернака "Когда разгуляется".

В 1960 поэт умер от тяжелой  болезни (рак легких) 30 мая в Переделкино.


Информация о работе Пастернак Борис Леонидович