Периодизация творчества Уильяма Шекспира. Шекспировский вопрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:39, реферат

Описание работы

Уи́льям Шекспи́р (англ. William Shakespeare) знаменитый английский драматург и поэт, один из величайших драматургов мира, автор 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов.

Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) 23 апреля 1564 года. Фамилия «Шекспир» состоит из двух английских слов «shake» и «speare», буквально переводится как «трясти копьём» или «потрясающий копьём».

Файлы: 1 файл

Шекспировский вопрос.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизация творчества Уильяма Шекспира.

Шекспировский вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зайцев Дмитрий Витальевич

I. Жизнь и творчество Уильяма Шекспира.

 

     Уи́льям Шекспи́р (англ. William Shakespeare) знаменитый английский драматург и поэт, один из величайших драматургов мира, автор 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов.

 

     Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир)  23 апреля 1564 года. Фамилия «Шекспир» состоит из двух английских слов «shake» и «speare», буквально переводится как «трясти копьём» или «потрясающий копьём».

 

     Отец, Джон Шекспир - состоятельный ремесленник (перчаточник) и ростовщик, уважаемый в городе человек, избирался на различные общественные должности, однажды был избран мэром Стратфорда. Не любил посещать церковные богослужения, за что ему приходилось выплачивать большие денежные штрафы. Возможно, являлся католиком, что в те времена было нежелательно, так как Англия находилась в состоянии реформации, в стране расцветало англиканство и власти всячески мешали распространению католицизма.

 

     Мать Уильяма, в девичестве Арден, принадлежала к одной из старейших английских семей. По материнской линии предками были мелкие сельские дворяне, вольные землепашцы и воины, йомены

 

     Возможно, что Шекспир проходил обучение в стратфордской «грамматической школе» (англ. «grammar school»), где получил достаточно хорошее образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. Некоторые литературоведы предпологают, что Шекспир также получал образование в школе короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество античных поэтов, таких как Овидий и Плавт. Однако никаких школьных журналы и записей не сохранилось, и теперь нельзя сказать было ли место этому факту.

 

 

 

     В 1582 году он заключил брачный союз с Анной Хатауэй, дочерью обеспеченного местного землевладельца, которая была на 8 лет его старше; в 1583 у них родилась дочь Сюзанна, в 1585 — двойняшки: мальчик Хемнет, умерший в малом возрасте (1596), и дочь Джудит. Около 1587 года Шекспир вместе со своим братом Эдмундом решили покинуть родной город Стратфорд и переехали в Лондон.

 

     О жизни Шекспира во второй половине 1580-х годов, когда он только обосновался в столице, сохранились лишь предания. Документальные данные представляют Шекспира уже сложившейся литературной фигурой, замеченной благожелателями и завистниками. Но если учесть, что первыми издателями поэм и постановщиками пьес Шекспира в Лондоне были его земляки-стрэтфордцы, то этим до известной степени можно объяснить быстрый подъем одаренного молодого человека.

 

     Гениальное дарование развила и оформила вся атмосфера, насыщенная новшествами и густо населенная талантами. Если в местной грамматической школе он получил основы знаний по латыни, литературе, истории, то лондонская культурная жизнь давала ему готовые результаты плодотворной и энергичной духовной деятельности блистательного поколения поэтов, драматургов, мыслителей.

 

     В 1592 году Шекспир становится одним из членов лондонской актёрской труппы Бёрбеджа, а в 1599 году входит в число пайщиков предприятия. Тогда же, совместно с Ричардом Бёрбеджем, он строит и возглавляет театр «Глобус», с которым связано наиболее напряженное время деятельности  драматурга (1599—1613). В 1603 году, при покровительстве Якова I, труппа Шекспира получает статус королевской, а сам Шекспир вместе с остальными старыми членами труппы — звание камердинера. В течение многих последующих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины.

 

 

     В 1612 году Шекспир, по неизвестным причинам, решил уйти в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где всё это время жили его жена и дочери.

 

 

     Последние годы жизни драматурга все сохранившиеся от Шекспира документы подписаны неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года, на пятьдесят третьем году жизни Шекспир скончался.

 

     Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви св. Троицы. На его надгробии написана эпитафия:

             

                                  Good frend for Iesvs sake forbeare,

                                 To digg the dvst encloased heare.

                                 Blest be ye man yt spares thes stones,

                                 And cvrst be he yt moves my bones.             

             

                                 Друг, ради Господа, не рой

                                 Останков, взятых сей землёй;

                                 Нетронувший блажен в веках,

                                 И проклят — тронувший мой прах.

                                                                                    (Перевод А. Величанского)

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Периодизация творчества Шекспира.

 

     Творческий путь Шекспира разграничивается на три этапа.

 

     I-ый этап (1590-1600) – Оптимистичный. Вера в возможность гармонии человека и мира. Вера в возможность развития ренессансной личности. Зло не носит глобального характера, оно победимо (Ромео и Джульетта: семьи помирились над могилой детей) и связано с тем, что уже уходит в прошлое средневековая вражда семей. Хроники (основная тема – феодальная смута XIV-XV вв., война Алой и Белой розы). Рассматриваются вопросы о власти, церкви, взаимоотношениях четырех сословий, повествуется о крушении человеческого в человеке (образ Ричарда III).

 

     В первых сценических опытах Шекспир обратился к прошлому Англии, сравнительно для тех времен недавнему. Сначала Шекспир шел следом за историей, затем, однако, он двинулся вспять, обратился ко временам более ранним, представляющим смуты Столетней войны.

 

     Если нарушить порядок появления шекспировских хроник и расположить их в соответствии с исторической последовательностью, то со времен короля Иоанна Безземельного до правления Генриха VIII — отца королевы Елизаветы, иначе говоря, вплотную к шекспировской эпохе, развернется картина подъема Англии, роста ее государственной монолитности и величия.

 

     Феодальные распри, вражда Алой и Белой Розы, прославленная битва при Азинкуре, войны во Франции, восстание Джека Кеда, битва при Босворте — важные вехи отечественной истории и, конечно, крупнейшие деятели — короли, вельможи, полководцы, народные герои: Жанна д'Арк или Джек Кед — все это в живом движении запечатлено шекспировскими хрониками.

 

 

 

     Шекспир охватил всю страну, целую нацию, народ в историческом движении. Взгляд Шекспира обладал огромной протяженностью в пространстве и во времени. Тысячелетние итоги подводил Шекспир в своих хрониках, наблюдая и показывая становление английской государственности.

 

     С циклом хроник в творчестве Шекспира перемежается серия комедий — все десять шекспировских «веселых комедий» были созданы в первый период его драматургической деятельности. Контраст в социальной, нравственной и эмоциональной атмосфере этих групп произведений очевиден: «дни кровавые» в хрониках и «дни веселые» в комедиях — «Комедия ошибок» (1592), «Сон в летнюю ночь» (1595), «Много шума из ничего» (1598), «Как вам это понравится» (1599).

 

     «Юлий Цезарь» — пьеса «рубежа веков», переходное явление в творчестве Шекспира. Она следует за девятью хрониками из английской истории, за незавершенным циклом национальных хроник, расширяя исторический горизонт шекспировской драматургии. Она предшествует великим трагедиям и представляет собой «трагедию-хронику», смешанный и переходный жанр. Она концентрирует внимание на политической истории переломной эпохи и трагической судьбе ее великих деятелей, обнажая объективную основу движения исторического времени, непреклонность исторического процесса и реальные следствия субъективных устремлений и воли.

 

     II-ой период (1601-1608) - Трагический. На решающем этапе своего творчества Шекспир поднялся до трагизма, который сопутствовал Возрождению. Трагедии “Гамлет” (1601), “Отелло” (1604), “Макбет” (1605), “Король Лир” (1605) и др. Осознание Трагических противоречий человеческого бытия и их неразрешимость. Это результат углубления философских воззрений и развития Ренессанса вообще. Зло носит всеобъемлющий характер. Можно преодолеть его проявление, но не его само. Самые умные, одаренные люди гибнут под натиском темных сил, типы и характеры эпохального значения.

 

     Каждая из шекспировских трагедий — трагедия «своего времени». Открытие Нового Света и — утрата иллюзий о каких-то землях обетованных. За словами — понятия, за понятиями — взгляд на вещи, уклад жизни, тот самый, что обветшал и трещит по швам под напором перемен.

 

     Шекспир, который живописал старину, патриархальность настолько заинтересованно, что его подозревали даже в «аристократическом» пристрастии к прошлому, в «Короле Лире» этого пристрастия почти не обнаруживает. Скорее, напротив, резкими штрихами дает понять, что прежнее время вполне состарилось и свое отжило. Прошлое уходит. Шекспир показывает это определенно и лаконично. А вот за наступлением новых времен он следит подробно и с разных сторон. Шекспир создает предельное трагическое напряжение или даже трагическое равновесие сил.

 

      III период (1609-1612) – Романтический. Трагикомедии (пьесы с остро драматическим содержанием, но счастливым концом). Эстетика барокко. Трагизм преодолевается с помощью стоической морали. Сказочные мотивы. Персонажи-маски. Счастливые развязки – результат случая. Общее впечатление от последних пьес Шекспира, разделяемое многими критиками, таково, что это шекспировские ситуации, изображенные вроде бы не Шекспиром, а драматургом другой школы, хотя никаких сомнений в шекспировском авторстве нет: пьесы вошли в шекспировский «канон», а «Буря», заключившая шекспировский путь, открывает собрание 1623 г. Сам Шекспир значительно переменился и не только в границах своей собственной эволюции, но и на фоне уже совершенно другой литературной эпохи.

 

     «Буря» как бы возвращает в более традиционную шекспировскую обстановку, в круг типично шекспировских персонажей и в то же время содержит отчетливый мотив «прощания». По сюжету пьеса явилась непосредственным откликом на событие, составившее злобу дня, когда крупная английская экспедиция потерпела крушение у берегов Америки, близ Бермудских островов, которые Шекспир и сделал местом действия «Бури».

III. Шекспировский вопрос.

 

     Шекпировский вопрос - обсуждаемая рядом маргинальных исследователей проблема авторства корпуса произведений, известных под именем Уильяма Шекспира. Название возникло по аналогии с гомеровским вопросом.

             

     Обстоятельства жизни Шекспира сравнительно мало известны, он разделяет судьбу подавляющего большинства других английских драматургов эпохи, личной жизнью которых современники мало интересовались. Существует точка зрения, так называемое «антистратфордианство» или «нестратфордианство», сторонники которой отрицают авторство известного из источников актёра Шекспира из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» — это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц. При этом, учитывая, что ряд современников приписывают шекспировские произведения именно Шекспиру из Стратфорда, обычно эти версии включают в себя ту или иную теорию заговора.

 

     Недвусмысленное отрицание традиционной точки зрения известно начиная с 1848 года, хотя ряд авторов видит те или иные намёки на шекспировский вопрос и в более ранней литературе. Вместе с тем, среди нестратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором шекспировских произведений. Число вероятных кандидатур, предложенных различными исследователями, к настоящему времени насчитывает несколько десятков.

 

     «Антистратфордианская» точка зрения на авторство Шекспира подавляющим большинством учёных отвергается, однако она получила большую известность в культуре и сыграла важную стимулирующую роль в шекспироведении.

 

 

 

 

 

 

     «Нестратфордианская» линия исследований подвергает сомнению возможность написания Шекспиром из Стратфорда «шекспировского канона» произведений. Для чёткости терминологии нестратфордианцы строго различают «Шекспира», автора шекспировских произведений, и «Шакспера», жителя Стратфорда, стремясь доказать, в противовес стратфордианцам, что эти личности не тождественны.

 

     Сторонники этой теории полагают, что известные о Шакспере факты входят в противоречие с содержанием и стилем шекспировских пьес и стихотворений. Нестратфордианцами выдвинуты многочисленные теории относительно их настоящего авторства. В частности, в качестве кандидатов на авторство пьес Шекспира нестратфордианцы называют Фрэнсиса Бэкона, Кристофера Марло, Эдуарда де Вера герцога Оксфорда, Роджера Меннерса, саму королеву Елизавету и других.

Информация о работе Периодизация творчества Уильяма Шекспира. Шекспировский вопрос