Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:56, практическая работа
Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881), относящееся к высшим достижениям русского национального самосознания. Его хронологические рамки – 40—70-е гг. XIX в. – время интенсивного развития отечественной философской мысли, формирования главных идейных течений. Достоевский принял участие в осмыслении многих философских и социальных идей и учений своего времени – от возникновения первых социалистических идей на русской почве до философии всеединства В. С. Соловьева.
В апреле 1849 г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского».
Федор Михайлович Достоевский
Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881), относящееся к высшим достижениям русского национального самосознания. Его хронологические рамки – 40—70-е гг. XIX в. – время интенсивного развития отечественной философской мысли, формирования главных идейных течений. Достоевский принял участие в осмыслении многих философских и социальных идей и учений своего времени – от возникновения первых социалистических идей на русской почве до философии всеединства В. С. Соловьева.
В апреле 1849 г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского».
Идейное содержание его творчества после каторги претерпело значительное изменение. Писатель приходит к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку зло, как полагал он, коренится в самой человеческой натуре. Главное содержание этих идей выражено в формуле: «Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного».
Главной
философской проблемой для Достоевского
была проблема человека, над разрешением
которой он бился всю свою жизнь: «Человек
есть тайна. Ее надо разгадать…»
Причины действий
человека обычно гораздо сложнее и разнообразнее,
чем мы их потом объясняем. Зачастую человек
проявляет своеволие из-за своего бессилия
изменить что-либо, из-за одного несогласия
с «неумолимыми законами», подобно герою
«Записок из подполья» (1864) Достоевского.
Познание нравственной сути человека, с его точки зрения, задача чрезвычайно сложная и многообразная. Сложность ее заключается в том, что человек обладает свободой и волен сам делать выбор между добром и злом. Причем свобода, свободный ум, «бесчинство свободного ума» могут стать орудиями человеческого несчастья, взаимного истребления, способны «завести в такие дебри», из которых нет выхода.
Достоевским
было выделено два варианта жизненного
пути, по которому может идти человек:
Путь человекобожества – путь абсолютной свободы
человека. Человек отвергает всякие авторитеты,
в том числе Бога, считает свои возможности
безграничными, а себя – вправе делать
все, он сам пытается стать Богом, вместо
Бога. По Достоевскому, данный путь губителен
и опасен как для окружающих, так и для
самого человека. Идущий по нему потерпит
крах.
Второй путь богочеловека – путь следования Богу,
стремление к нему во всех своих привычках
и поступках. Такой путь Достоевский считал
наиболее верным, праведным и спасительным
для человека.
Вершиной философского творчества Достоевского явился роман «Братья Карамазовы» (1879—1880) – последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма о Великом инквизиторе. Здесь сталкиваются два истолкования человеческой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом
Первое
– понимание свободы как благополучия,
обустройства материальной стороны жизни.
Второе – свобода как духовная ценность.
Парадокс заключается в том, что, если
человек откажется от свободы духовной
в пользу того, что Великий инквизитор
назвал «тихим, смиренным счастьем», тогда
он перестанет быть свободным.
Особое место в творчестве Достоевского заняла тема любви к родине, России и русскому народу, связанная не только с его «почвенническими» идеями и с отвержением «чуждых идей» нигилистов, но и с представлениями об общественном идеале. Писатель проводит разграничение между народным и интеллигентским пониманием идеала. Если последний предполагает, по его словам, поклонение чему-то носящемуся в воздухе и «которому даже имя придумать трудно», то народность как идеал основана на христианстве.
«Хотя у русских есть «особый дар» восприятия идей чужих национальностей, характер своей национальности они знают порой весьма поверхностно ».
«…Стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно, в основании своем, но и народно, совпадало вполне с стремлениями духа народного»
Афоризмы Ф.М. Достоевского
«Но что же мне делать, если я наверное знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело — тем более тут эгоизма. Люби самого себя — вот одно правило, которое я признаю. Жизнь — коммерческая сделка.»
1. Свобода
не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том,
чтоб владеть собой.
2. Человек есть существо, ко всему привыкающее,
и, я думаю, это самое лучшее определение
человека.
3. Честный человек с тем и живет, чтоб иметь
врагов.
4. Любовь столь всесильна, что перерождает
и нас самих.
5. Главное в человеке - это не ум, а то, что
им управляет: характер, сердце, добрые
чувства, передовые идеи.
Спасибо за внимание!
Информация о работе Писатель и творец Федор Михайлович Достоевский