Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:29, реферат

Описание работы

Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями, показан быт помещичьей России и мир аристократического общества, описаны различные слои дворянства.

Содержание работы

1. Вступление (3 стр.)
2. Характеристика Андрея Болконского (4-6 стр.)
3. Характеристика Пьера Безухова (7-9стр.)
4. Сравнение Андрея Болконского и Пьера Безухова
5. Вывод

Файлы: 1 файл

Война и мир.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)


Реферат

«Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?»

 

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться,  начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - есть душевная подлость.

Л. Н. Толстой. 

 

 

 

 

Ботыгиной Екатерины. 10 класс

Содержание:

1.       Вступление (3 стр.)

2.       Характеристика Андрея Болконского (4-6 стр.)

3.       Характеристика Пьера Безухова (7-9стр.)

4.       Сравнение Андрея Болконского и Пьера Безухова

5.       Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями, показан быт помещичьей России и мир аристократического общества, описаны различные слои дворянства. В начале Х1Х века в России в высших сферах общества начали появляться прогрессивные люди. Их взгляды отличались от взглядов завсегдатаев петербургского салона. В романе «Война и мир» такими людьми являются князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Льва Толстого? Можно ли их назвать лучшими людьми их времени? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Героев сближает общность взглядов, поиск смысла жизни и душевные переживания. Всем этим они отличаются от окружающих их людей, всего петербургского общества. В первых же главах романа Толстой  показывает общность этих героев. Единственным приятным князю Андрею человеком в салоне Анны Павловны Шеррер является Пьер. Толстой рисует встречу друзей: «Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз […]. Князь Андрей, […] увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно-доброй и приятной улыбкой». Князь Андрей говорит Пьеру: «Ты мне дорог особенно потому,  что ты один живой человек среди всего нашего света». Пьер очень уважительно относится к князю: «Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял те качества, которые ближе всего можно выразить понятием силы воли».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика Андрея Болконского

 

Впервые мы встречаемся с Андреем в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо «с определенными сухими чертами» омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их, ему было очень скучно». Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мыслей и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: «Эта жизнь не по мне». Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.

Андрей Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец — сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие качества, как честь и верность долгу. Отправляя сына на войну (войну 1805— 1807 годов), старый князь говорит ему на прощание: «Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коли узнаю, что повел не как сын Болконского, мне стыдно будет».

Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, и это ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет «глупым обществом», так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пьеру Безухову: «Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне». И еще: «Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь — поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться — к «своему Тулону». Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. «Прекрасная смерть», — глядя на князя Андрея, произносит Наполеон.

Но, совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья.

Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-

-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним — и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе. Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно «отрезвляет» Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется. Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение — смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.

Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что «жизнь для себя» означает, что «в тридцать один год жизнь кончена».

Настоящий, душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено, быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что «просто существовать» он не может, Андрей едет в Петербург. Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного  чиновника.

Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.

Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют «наш князь». Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, «скрытую теплоту патриотизма».

Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от «духа войска», его уверенности в победе. Бородино. Полк Болконского в резерве, уже выбита половина солдат, чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям. Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фитиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв, желание жить. Ему кричат:

«Ложитесь!» Поклониться смерти — противоречит внутреннему кодексу чести дворянина. В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: «совершенно новым завистливым взглядом» он смотрит на «траву и полынь». И потом, уже на носилках, его мысли о том, что ему отчего-то жалко расставаться с жизнью, что-то было в этой жизни, чего он не понимал...

Глубоко символично, что под Аустерлицем князю открылось отрешенное от суеты мирской голубое, высокое небо, а под Бородином — близкая, но не дающаяся ему в руки земля. В сознании умирающего князя Андрея небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба проявляется в двух формах любви: одна — земная, любовь к Наташе; другая — идеальная, любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешенность от жизни, освобождение и удаление от нее. Любить всех — значит не жить земной жизнью, значит умереть.

Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не далась в его руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоумения, неразгаданной тайны. Восторжествовало величественное, отрешенное от мирских волнений небо, а вслед за ним наступила смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями характера и положения в мире людей. Его поманили, позвали к себе, но ускользнули, оставшись недосягаемыми, те духовные ценности, которые сделали судьбоносным 1812 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика Пьера Безухова

Впервые мы встречаемся с Пьером в блистательном салоне Анны Павловны Шерер, где собирались сливки высшего общества. Пьер только что вернулся из Парижа, где он воспитывался до 20 лет. Автор описывает его как толстого, неуклюжего, огромного человека с красными руками, но с умным и наблюдательным взглядом. Почувствовав этот взгляд, Анна Павловна испытывает беспокойство и страх. Несмотря на то, что Пьер приглашен в салон, относятся там к нему свысока. Здороваются с ним только наклоном головы, как бы показывая тем самым, что он среди остальных находится на самой низкой ступени. Это неудивительно, Пьер — незаконнорожденный сын старого графа Безухова. В обществе, где ценили золото и титул, Пьера не могли поставить вровень с собой.  Забегая наперед,  скажу, что Пьер в будущем станет законным наследником старого графа и обладателем тысяч душ и миллионов. После этого отношение к нему сразу изменится. Он станет желанным гостем всех салонов и домов. А пока вернемся в салон Анны Шерер. Пьер здесь отличается не только своим внешним видом. Он нарушает заведенный порядок. В соответствии с правилами гости должны подойти к старой тетушке и поцеловать ее руку, не потому, что ее все уважают, а потому, что так принято. Даже разговоры здесь ведутся только на определенные темы. Пьер же нарушает слаженный ритм «разговорной машины», разразившись сумбурной речью в ответ на приветственные слова чопорной тетушки. Он пытается отстоять идею Французской революции, восхищается Наполеоном, что свойственно было в ту пору молодым людям. Пьер хорошо знаком с Андреем Болконским. Они старые приятели, которым нравится общение друг с другом. Но Пьер в этот период еще только начинает искать себя. Пока еще большую часть своего времени он проводит в компании Анатоля Курагина, ведя самую, что ни на есть, разгульную жизнь в кругу печально прославленной в этом отношении столичной аристократической молодежи. Борьба духовного с чувственным — одна из составляющих процесса внутреннего развития Пьера. Эту борьбу Толстой показывает как развитие противоречий между порочными нравами, царившими в высшем дворянском обществе, и нравственными силами героя. Но пока у Пьера нет противоречий во взглядах на жизнь с этим обществом. Кутежи, пьянки и сумасбродные развлечения считались почти нормой жизни. Кроме того, Пьер характером пошел в отца, бывшего фаворита Екатерины, «вельможу в случае», который нажил свое богатство и титул, прославившись не столько ратными, сколько амурными подвигами.

Чувственное начало берет верх, и Пьер женится на блистательной петербургской красавице Элен Курагиной. Ее красота — это красота статуи, внутри она холодна и пуста. Пьер понимает это, но теряет голову. Большую роль в заключении брака сыграла сама Элен. Пьеру ничего не оставалось, как играть заранее для него написанную роль. Сам того не желая, Пьер произносит роковые слова: «Я вас люблю». И дело кончено. Пьер очень скоро осознает, что за внешней красотой в его жене скрывается пустота и пресыщенность. Пьер мечется, дуэль с Долоховым только усиливает его терзания внутренними противоречиями. Нравственное потрясение, испытанное Пьером при столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести и еще больше обостряет внутреннюю борьбу. Задумавшись над смыслом жизни, Пьер приходит к масонству. Поначалу его увлекает атмосфера таинственности, окружающая масонов, но, прежде всего, он ищет ответы на вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я...» На какое-то время здесь он обретает иллюзию душевного успокоения и пытается осуществить свою идею помощи ближнему в практической жизни. Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян, вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкасается с народной средой, но соприкосновение это поверхностное. Все его благие намерения остаются непонятыми крестьянами. Более того, Пьера обманывает его же управляющий, «играя им как игрушкой». Вот как описывает Толстой то, что получилось из нововведений Пьера: «...он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц — женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличивали барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге... И потому Пьер был восхищен своим путешествием по имениям и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга». Вскоре Пьер разочаровывается в масонстве, обнаружив, что большинство масонов ищет в организации лишь выгодных знакомств, стремясь к личной выгоде. Неудовлетворенность, поиски своего «я» подготовили его духовное возрождение в дни войны 1812 года. Пьер не военный, но он не может стоять в стороне, когда родине угрожает опасность. Он продает свое имение и на эти средства формирует полк, который и берет на свое обеспечение. Сам же остается в Москве. Увидев истинное лицо Наполеона, поняв его захватническую цель, он не смотрит уже на него, как на «освободителя народов». Пьер хочет убить Наполеона, видя в нем виновника всех народных бед. Оставшись в Москве, Пьер страдает и бедствует вместе с простыми москвичами. Здесь раскрывается подлинный характер Пьера, его доброта, способность к самопожертвованию, патриотизм. Он защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка.

Информация о работе Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?