Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:12, реферат
Материал о лингвистических парадигмах, который предлагается на сайте вашему вниманию, был подготовлен уже давно, но выкладывать его я не спешил по целому ряду причин. Тем не менее, я думаю, что он будет очень полезен многим.
Если говорить о концепции И.П. Сусова, то стоит отметить, что не совсем правомерно объединение в единую парадигму функциональный подход к языку и подход антропоцентрический. Возможно, дело здесь в толковании терминов. Действительно, когда мы говорим о прагматике, о функционировании языка, мы рано или поздно выходим на человека. Язык без человека не существует, поэтому такой переход закономерен — с этим я не спорил и не спорю. Иное дело, какой багаж знаний у нас, когда мы начинаем исследовать человека говорящего. Здесь возможны два подхода.
Подходы к изучению языка
Ключевые слова: имплицитность, парадигмы в науке, философия языка
Тема, которую я затронул в своей прошлой рассылке, оказалась настолько интересной не только для меня, что я вынужден снова к ней вернуться. Тем более, что в личной переписке, последовавшей за рассылкой, я невольно исказил некоторые факты (впрочем, это искажение весьма симптоматично). Сегодня я постараюсь исправить свою ошибку.
Материал о лингвистических парадигмах, который предлагается на сайте вашему вниманию, был подготовлен уже давно, но выкладывать его я не спешил по целому ряду причин. Тем не менее, я думаю, что он будет очень полезен многим.
Если говорить о концепции И.П. Сусова, то стоит отметить, что не совсем правомерно объединение в единую парадигму функциональный подход к языку и подход антропоцентрический. Возможно, дело здесь в толковании терминов. Действительно, когда мы говорим о прагматике, о функционировании языка, мы рано или поздно выходим на человека. Язык без человека не существует, поэтому такой переход закономерен — с этим я не спорил и не спорю. Иное дело, какой багаж знаний у нас, когда мы начинаем исследовать человека говорящего. Здесь возможны два подхода.
Первый — мы делаем человека объектом исследования и изучаем язык и речь с постоянной оглядкой на то, что язык используется человеком. Например, рассматриваем гендерный аспект: результат интересен — выясняется, что мужчины и женщины говорят по-разному. Впрочем, это было бы очевидно, иди мы не от человека, а от языка (второй подход). Уже одно то, что в общем лексиконе развитого языка 500—600 тысяч слов, а средний человек использует в своей речи до 10—20 тысяч слов, должно наводить на мысль, что совокупность слов, входящих в тот или иной идиолект, не случайна, а подчинена каким-то закономерностям.
Конечно,
в любом случае мы выходим за пределы
лингвистики (в настоящем случае,
в область антропологии и психологии,
поскольку нам необходимы критерии
для деления людей на группы),
но вот что важно: результаты исследования
— при внешней идентичности различны!
При антропоцентрическом
Вернемся
к разграничению
Впрочем, пример, приведенный мной, — в большей мере провокация, чем иллюстрация, поскольку попугай в данном случае выступает в роли носителя информации и ничем не отличается от листа бумаги, на котором мы записали ту же фразу и показали кому-нибудь. Тем не менее, вот что интересно: скрытый смысл проявляется не от того, что его использует человек, а из-за неких характеристик языковых единиц. В приведенном выше высказывании соположены гипоним и гипероним. Подобное соположение всегда создает подтекст, аналогичный приведенному.
Любая попытка понять, что же такое есть в природе языке, что приводит к таким результатам в процессе коммуникации, — это, по моему мнению, и есть то, что следует называть функциональным подходом в лингвистике.
Предвижу
критику своей позиции, поскольку
в идеале необходимо разумное сочетание
обеих позиций: как подхода от
человека, так и подхода от языка.
Плюс ко всему, чтобы избежать релятивизма,
надо учитывать также роль контекста
(среды и ситуации). Но это только
в идеале. На деле выдержать такой
баланс довольно сложно (и едва ли осуществимо):
все-таки доминирует одна из обозначенных
позиций. Причина проста: любое научное
построение — это анализ действительности.
Мы делим реальность на части (элементы),
устанавливаем связи между
Подводя итоги вышесказанному, я еще раз хотел бы отметить, что я ни коим образом не отрицаю каких-либо подходов к изучению языка. Однако, каждый из них имеет некие пределы, выйти за которые не представляется возможным.