Поэма "Мертвые души" Гоголь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 23:09, доклад

Описание работы

В своей поэме "Мертвые души" Гоголь широко развернул картины русской действительности середины XIX века. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого", - отмечал писатель.

Файлы: 1 файл

реферат по Гоголю.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

В своей поэме "Мертвые души"  Гоголь широко развернул картины русской действительности середины XIX века. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого", - отмечал писатель.

 

Итак, галерею портретов поместных владельцев открывает Манилов, который, на первый взгляд кажется вполне привлекательным человеком. Он живет в мире, полном иллюзий, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное удовольствие. Манилов является сентиментальным фантазёром, не способным к практическому действию. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же четырнадцатой странице.

 

Следующая, изображенная Гоголем помещица - Коробочка. Очень бережлива и знает как вести хозяйство. Её простота сказывается и на внешнем виде: «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки... а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки...» Чичикову труднее всего с ней договориться: она равнодушна к любым доводам, поскольку для нее главное - извлечь выгоду самой. Гоголь обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей».

 

Зато проблемы денег и ведение хозяйства совершенно не заботят помещика Ноздрева, к которому Чичиков попадает после посещения поместья Коробочки. Ноздрев принадлежит к числу людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Его жизнь заполнена карточными играми, бессмысленной тратой денег. Он энергичен, активен и ловок. Неудивительно, что предложение Чичикова продать ему мертвые души сразу же нашло живой отклик у Ноздрева.

 

У Собакевича в отличие от Ноздрева все отличается добротностью и прочностью, даже колодец «обделан в крепкий дуб». Но это не производит хорошего впечатления на фоне обрисованных Гоголем уродливых и нелепых построек и обстановки дома этого помещика. Да и сам он не производит благоприятного впечатления. Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Описывая внешность этого помещика, Гоголь иронически замечает, что природа не долго мудрила над его лицом: «Хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Создавая образ этого помещика, автор часто использует прием гиперболизации - это и зверский аппетит Собакевича, и безвкусные портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными усами», украшавшие его кабинет и многое другое.

Собакевич - один из тех людей, который крепко стоит на земле, трезво оценивает и жизнь, и людей. Он всегда сможет добиться того, что ему хочется. Никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. В ходе торга с Чичиковым обнаруживаются его стремление к наживе. Заломив цену - «по сту рублей» за мертвую душу, он в конце концов соглашается на «два с полтиною», лишь бы не упустить возможности получить деньги за столь необычный товар.

 

Помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев и Собакевич описаны Гоголем с иронией и сарказмом. В создании же образа Плюшкина автор использует гротеск. Когда Чичиков впервые увидел этого помещика, он принял его за ключницу. Главный герой подумал, что если бы встретил Плюшкина на паперти, то «...дал бы ему медный грош». Но позже мы узнаем, что этот помещик богат - у него более тысячи душ крестьян. Гоголь показывает безмерную жадность Плюшкина. В его доме скопились такие огромные запасы, которых хватило бы на несколько жизней.

 

 Накопление становится смыслом  его жизни. Он готов жить впроголодь  и одеваться в тряпье, лишь  бы не подорвать своего "благосостояния". Несмотря на огромные запасы  в его доме, он каждый день  ходил по своей деревне и все, что ему попадалось на глаза, тащил к себе и складывал в углу комнаты. Плюшкин ни с кем не общается: ненасытная жадность разрушила его связь с людьми. Ему безразличны судьбы его детей. Тем более его не заботят проблемы умирающих от голода крестьян. Плюшкин считает их тунеядцами, лентяями и ворами. "Человеческие чувства... мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине". Сам себя он считает беззащитным существом, которого каждый наровит ограбить, а потому не желает никого видеть. И если Коробочка у Гоголя «дубинноголовая», Ноздрев - «исторический человек», Собакевич - «человек-кулак», то Плюшкин - это даже не человек, это «прореха на человечестве».

 

 Среди чиновников Гоголь  особо выделяет полицмейстера. Автор  говорит о нем с язвительной иронией: «Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе... Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже, и решить, он ли был создан для места или место для него..." Влиятельность полицмейстера в городе безгранично велика. Любые его распоряжения - непреложный закон для жителей города.

 

 

Незабываем также образ прокурора. Уже по одному портрету можно составить мнение об этом человеке, у которого "только и было, что густые брови". У этого человека как будто нет каких-то внутренних качеств - его характеризуют только отдельные внешние черты.

 

В поэме Гоголь широко использовал прием преувеличения отдельных черт образа. Тонкие или мелкие черты он обрисовывал ярко и выпукло, выставляя их на обозрение. Автор старался показать характеры своих героев в их крайнем выражении, чтобы лучше были видны те человеческие типы, к которым эти герои относятся. Также  была использована иронически возвышенная манера повествования, находящаяся в полном контрасте с тем явлением, о котором идет речь. Например, когда автор рассказывает об уровне культуры чиновников и степени их образованности: «Многие были не без образования: председатель палаты знал наизусть "Людмилу"  Жуковского, которая еще была тогда непростывшею новостию, и мастерски читал многие места..."


Информация о работе Поэма "Мертвые души" Гоголь