Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 21:19, реферат
Серебряный век- образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком»
Серебряный век русской поэзии относят в начало 20-ого столетия, хотя его началом является 19 век, и все его истоки в “веке золотом” .
Одним из поэтов серебряного века является Марина Цветаева.
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) - русская поэтесса, прозаик, переводчик, одна из крупнейших русских поэтов XX века.
Поэты серебряного века.
Серебряный век- образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком»
Серебряный век русской поэзии относят в начало 20-ого столетия, хотя его началом является 19 век, и все его истоки в “веке золотом” .
Одним из поэтов серебряного века является Марина Цветаева.
Марина Ивановна Цветаева
(1892-1941) - русская поэтесса, прозаик, переводчик,
одна из крупнейших русских поэтов XX века.
Родилась 26 сентября (8 октября по новому
стилю) 1892 года в Москве. Её отец, Иван Владимирович,
— профессор Московского университета,
известный филолог и искусствовед; стал
в дальнейшем директором Румянцевского
музея и основателем Музея изящных искусств.
Мать, Мария Мейн (по происхождению — из
обрусевшей польско-немецкой семьи), была
пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна.
Марина начала писать стихи — не только
на русском, но и на французском и немецком
языках — ещё в шестилетнем возрасте.
Огромное влияние на формирование характера
Марины оказывала мать. Она мечтала видеть
дочь музыкантом.
После смерти матери от чахотки в 1906 году
Марина с сестрой Анастасией остались
на попечении отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве
и в Тарусе. Из-за болезни матери Марина
подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии.
Начальное образование получила в Москве,
в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко;
продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария)
и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать
лет предприняла поездку в Париж, чтобы
прослушать в Сорбонне краткий курс лекций
о старофранцузской литературе.
В 1910 году Марина опубликовала на свои
собственные деньги первый сборник стихов
— «Вечерний альбом». Её творчество привлекло
к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия
Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая
Гумилёва. В этот же год Цветаева написала
свою первую критическую статью «Волшебство
в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом»
двумя годами позже последовал второй
сборник — «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой
связано с кругом московских символистов.
После знакомства с Брюсовым и поэтом
Эллисом Цветаева участвует в деятельности
кружков и студий при издательстве «Мусагет».
На раннее творчество Цветаевой значительное
влияние оказали Николай Некрасов, Валерий
Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса
гостила в доме Волошина в Коктебеле в
1911, 1913, 1915 и 1917 годах).
В 1911 году Цветаева познакомилась с Сергеем
Эфроном; в январе 1912 г. вышла за него замуж.
В этом же году у Марины и Сергея родилась
дочь Ариадна (Аля).
В 1913 году выходит третий сборник — «Из
двух книг».
Летом 1916 года Цветаева приехала в город
Александров, где жила ее сестра Анастасия
Цветаева с гражданским мужем Маврикием
Минцем и сыном Андреем. В Александрове
Цветаевой был написан цикл стихотворений
(«К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др.
стихотворения), а ее пребывание в городе
литературоведы позднее назвали «Александровским
летом Марины Цветаевой».
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину,
которая умерла от голода в приюте в возрасте
3-х лет.
Годы Гражданской войны оказались для
Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон
служил в рядах Белой армии. Марина жила
в Москве, в Борисоглебском переулке. В
эти годы появился цикл стихов «Лебединый
стан», проникнутый сочувствием к белому
движению.
В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические
пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица»,
«На красном коне».
В апреле 1920 года Цветаева познакомилась
с князем Сергеем Волконским.
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной
разрешили уехать за границу — к мужу,
который, пережив разгром Деникина, будучи
белым офицером, теперь стал студентом
Пражского университета. Сначала Цветаева
с дочерью недолго жила в Берлине, затем
три года в предместьях Праги. В Чехии
написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма
Конца», посвященные Константину Родзевичу.
В 1925 году после рождения сына Георгия
семья перебралась в Париж.
В Париже на Цветаеву сильно воздействовала
атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за
деятельности мужа. Эфрона обвиняли в
том, что он был завербован НКВД и участвовал
в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака
Цветаева начала переписываться с австрийским
поэтом Райнером Мария Рильке, жившим
тогда в Швейцарии. Эта переписка оборвалась
в конце того же года со смертью Рильке.
В течение всего времени, проведённого
в эмиграции, не прекращалась переписка
Цветаевой с Борисом Пастернаком.
Большинство из созданного Цветаевой
в эмиграции осталось неопубликованным.
В 1928 в Париже выходит последний прижизненный
сборник поэтессы — «После России», включивший
в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее
Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача
в эмиграции — в том, что я не эмигрант,
что я по духу, то есть по воздуху и по размаху
— там, туда, оттуда…»
В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому»
(на смерть Владимира Маяковского), чьё
самоубийство потрясло Цветаеву.
В отличие от стихов, не получивших в
эмигрантской среде признания, успехом
пользовалась её проза, занявшая основное
место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция
делает меня прозаиком…»). В это время
изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка»
(1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть
о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане
Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле
Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее
Белом («Пленный дух», 1934) и др.
С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически
в нищете.
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна,
первой из семьи получив возможность вернуться
на родину. 10 октября того же года из Франции
бежал Эфрон, оказавшись замешанным в
заказном политическом убийстве (ради
возвращения в СССР он стал агентом НКВД
за границей).
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед
за мужем и дочерью. По приезде жила на
даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира
М. И. Цветаевой в Болшево). 27 августа была
арестована дочь Ариадна, 10 октября —
Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич
был расстрелян; Ариадна после пятнадцати
лет репрессий реабилитирована в 1955 году.
В этот период Цветаева практически не
писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами
Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана.
8 августа Цветаева с сыном уехала на пароходе
в эвакуацию; 18-го прибыла вместе с несколькими
писателями в городок Елабугу на Каме.
В Чистополе, где в основном находились
эвакуированные литераторы, Цветаева
получила согласие на прописку и оставила
заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять
меня на работу в качестве посудомойки
в открывающуюся столовую Литфонда. 26
августа 1941 года». Но ей не дали и такой
работы: совет писательских жен счел, что
она может оказаться немецким шпионом.
28 августа она вернулась в Елабугу с намерением
перебраться в Чистополь.
Пастернак, провожая в эвакуацию, дал
ей для чемодана веревку, не подозревая,
какую страшную роль этой веревке суждено
сыграть. Не выдержав унижений, Цветаева
31 августа 1941 года повесилась на той самой
веревке, которую дал ей Пастернак.
Марина Цветаева похоронена 2 сентября
1941 года на Петропавловском кладбище в
г. Елабуге. Точное расположение её могилы
неизвестно.
Бабушке.
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?..